Контрольные задания и задачи для самопроверки. 1. Важной для будущего российской культуры моделью развития является:
1. Важной для будущего российской культуры моделью развития является:
а) модель с усиленным вниманием к отечественному культурному наследию и традиционным ценностям, ограниченным развитием инновационных форм и влиянием других культур;
б) модель интенсивного вхождения России в мировое глобальное культурное пространство, предполагающего развитие многообразия культуры на основе потенциала как российской культуры, так и других культур, ускоренное развитие отечественной индустрии культуры;
в) модель, в которой приоритеты отданы воздействию других культур, под влиянием которых Россия полностью интегрируется в мировую систему.
2. Какова должна быть роль государства в сфере культуры в постперестроечной России?
а) государство должно быть не более, чем гарантом свободы в сфере культуры;
б) государство должно полностью отвечать за происходящее в сфере культуры;
в) роль государства в сфере культуры в процессе перехода к рынку сокращается, формы его участия диверсифицируются.
3. Кто должен отвечать за формирование рынка товаров и услуг в сфере куль туры?
а) в связи с тем, что товары в сфере культуры носят специфический характер и их использование связано с формированием ценностей, за эту сферу полностью должно отвечать государство:
б) формирование рынка товаров и услуг в сфере культуры может находиться за пределами государственного сектора и быть связано с использованием преимуществ хозяйствования в других секторах экономики.
4. К созданию рынка такой специфической отрасли как индустрия культуры:
а) государство имеет самое прямое отношение — формирование рынка индустрии культуры должно быть важным направлением государственной культурной политики;
б) государство не имеет отношения, поскольку индустрия культуры развивается преимущественно на коммерческой основе.
5. Деятельность государства по созданию равных шансов доступа к товарам и услугам в сфере культуры связана:
а) с созданием более широких возможностей для удовлетворения культурных потребностей для социально неблагополучных слоев общества;
б) с последовательным расширением доступа к культурным благам снизу до верху.
Литература
1. Послание Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному собранию // Ведомости Федерального Собрания российской Федерации. № 22 (219) 1 августа 2000 г.
2. Законодательство Российской Федерации о культуре / Сост. Б. Букреев. М., 1999.
3. Богатырева Т.Г. Современная культурная политика и реформа сферы культу ры в России // Социально-экономические процессы переходного периода. М.,1999.
4. Дмитриев В. Необходимость культуроцентризма // Свободная мысль. 1997. № 12.
5. ЕрасовБ.С. Социальная культурология. В 2-х ч. 4.1. — М., 1994.
6. Жидков B.C. Культурная политика и театр. — М., 1995.
7. Карпухин О.И. Культурная политика России: цели и способы реализации // Социально-политический журнал. 1996. № 1.
8. Культурная политика России. История и современность. Два взгляда на одну проблему./ Отв. ред. И.А. Бутенко, К.Э. Разлогов. — М., 1998.
9. Флиер А. О новой культурной политике России// Общественные науки и со временность. 1994. № 5.
10. Экономика переходного периода. Очерки экономической политики посткоммунистической России. 1991-1997. Глава 16. Институциональные реформы в социально-культурной сфере. — М., 1998.
Глава 3.5. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА
И СТРАТЕГИЯ РЕФОРМИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И САНАТОРНО-КУРОРТНОГО ДЕЛА
План:
1. Физическая культура и спорт — основные понятия и определения
2. Основные положения стратегии реформирования физической культуры и спорта
3. Стратегия реформирования санаторно-курортной сферы
4. Контрольные задания и задачи для самопроверки
5. Литература
Физическая культура и спорт — основные понятия
И определения
Физическая культура — составная часть общей культуры, область социальной деятельности, направленной на достижение физического развития человека при помощи осознанной двигательной активности (физических упражнений), способствующей совершенствованию анатомического строения и физиологических возможностей органов и тканей человеческого организма.
Осознанное стремление к физическому совершенству появилось у людей одно временно с проявлением разума. Опыт выживания, составной частью которого явилось добывание пищи, заселение территорий, преодоление громадных расстояний, способствовал накоплению знаний, умений и возможностей человеческой популяции в физическом совершенствовании. Поэтому физическую культуру можно отнести к одному из самых ранних видов социальной деятельности, способствую щей становлению человечества.
Общественное развитие существенно повлияло на трансформацию физической культуры как вида социальной деятельности. Человечество накапливало не только духовные, но и материальные ценности, непосредственно связанные с физической культурой, все более приходя к выводу, что физическая культура есть способ со хранения и укрепления здоровья, повышения работоспособности и продления жизни в условиях физического, психического и социального благополучия. Основ ной принцип физической культуры гласит: необходима непрерывность и преемственность физического совершенствования в любом возрасте, на всех этапах жизнедеятельности.
Физическая культура по своей сущности — явление массовое, вовлекающее в сферу своего влияния, хотя и с разной степенью активности, большинство членов общества.
По мере развития человеческого общества, появилась потребность в выявлении лучших среди равных. Такая потребность могла быть реализована за счет организации специфического соревновательного процесса, участие в котором и позволяло выявить одного лучшего. В свою очередь, некоторые виды человеческой деятельности для достижения цели требовали участия группы в равной степени подготовленных для этой деятельности людей (команды). При этом требовалось не только индивидуальное совершенство (мастерство), но и взаимопонимание и взаимозаменяемость участников команды, координация их деятельности. Первоначально сутью соревновательного процесса являлось выявление сильнейшего в видах физической активности, связанных с жизнеобеспечением человека. Это бег, прыжки, метание снарядов, поднятие и перенос тяжестей и др. В дальнейшем ста ли появляться виды соревновательной деятельности, связанные с красотой и совершенством человеческого тела (прообраз спортивной гимнастики), действия от дельных людей и групп с предметом (прообраз современных индивидуальных и групповых спортивных игр).
Человечество осознанно пришло к занятиям спортом — специфической социально организованной формой и областью сопоставления физических и интеллектуальных способностей и подготовленности отдельного человека или команды, одобряемой социальной общностью, в которой виды деятельности направлены на достижение результата посредством подготовки и участия в специфических (спортивных) соревнованиях.
Спорт входит в физическую культуру, но только частью, связанной непосредственно с двигательными действиями.
Таким образом, физическая культура и спорт — это один из видов человеческой деятельности, направленной на физическое совершенствование как человеческой популяции в целом, так и каждого отдельного человека, оказывающей оздоровительное, воспитательное, политическое и социально-экономическое воздействие на общественное развитие человечества.
Представление о физической культуре и спорте невозможно без определения таких понятий[110] как:
· спортсмен —лицо, систематически занимающееся спортом;
· спортсмен-профессионал — спортсмен, для которого занятия спортом являются основным видом деятельности, и который получает в соответствии с контрактом заработную плату и иное денежное вознаграждение за подготовку к спортивным соревнованиям и участие в них;
· любительский спорт — многогранное массовое спортивное движение как органическая часть физического воспитания граждан и выявление перспективных и талантливых спортсменов в различных видах спорта;
· профессиональный спорт — предпринимательская деятельность, цель которой удовлетворение интересов профессиональных спортивных организаций, спортсменов, избравших спорт своей профессией, и зрителей;
· физкультурно-спортивное движение — форма социального движения, целью которого является содействие повышению уровня физической культуры населения, целенаправленная деятельность по развитию физической культуры и спорта;
· физкультурно-спортивная организация — одна из организационно-правовых форм физкультурно-спортивного объединения, созданная на основе членства в целях совместной деятельности по проведению физкультурно-оздоровительной и спортивной работы и достижения своих основных целей;
· олимпийское движение — одна из форм международного спортивного сотрудничества, цель которого международное развитие спорта как одного из средств достижения физического и духовного совершенства человека;
· спортивные и спортивно-технические сооружения — объекты, предназначенные для занятий граждан физическими упражнениями, спортом и проведением спортивных зрелищных мероприятий;
· спортивная промышленность — совокупность промышленных предприятий, осуществляющих производство физкультурно-спортивного и туристического назначения.
Специфика физической культуры и спорта связана с обязательным наличием потребностей общества в соответствующем материально-вещественном обеспечении данного вида деятельности, т.е. в соответствующей инфраструктуре. К основным элементам социальной инфраструктуры физической культуры и спорта относятся стадионы, спортивные залы, физкультурно-оздоровительные центры и комплексы, физкультурный и спортивный инвентарь и др.
В совсем недавнем прошлом многие из высказанных выше положений с большой долей успеха претворялись в реальную общественную жизнь нашей страны. Существовавшее в советское время государственно-общественное регулирование физкультурно-спортивной деятельности носило достаточно жесткий характер и, вместе с тем, оказывало существенное положительное влияние на образ жизни многих поколений. Это, в большей степени, касается развития любительского (массового) спорта. Еще свежи в памяти массовые физкультурно-спортивные мероприятия, которые проводились существовавшими в то время добровольными спортивными обществами «Буревестник», «Урожай», «Спартак», «Динамо» и другими. Спартакиады школьников, студенческие Универсиады, спартакиады рабочего спорта и многие другие массовые спортивные мероприятия по своей масштабности и уровню организации привлекали не только большое количество участников, но имели широкий общественный резонанс. Целенаправленная физкультурно-спортивная работа проводилась со школьниками не только в период их пребывания в школе, но и во время летнего отдыха. Практически в каждом городе функционировали детские спортивные школы, где занимались сотни тысяч детей. Одни из них стали затем выдающимися спортсменами, другие — приобрели здоровье и физическое совершенство. Хорошо известными для страны были и такие детские спортивные организации как клубы «Кожаный мяч» и «Золотая шайба». Соревнования детских команд в рамках этих клубов носили истинно массовый характер. Именно с участия в них и начинали свою спортивную карьеру многие известные спортсмены.
Опыт организации массовой физкультурно-спортивной работы, накопленный в нашей стране, не имеет цены. Да, можно говорить об имевшихся в то время недостатках, в частности, некоторой заорганизованности проводимых мероприятий, их излишней идеологизации, а иногда и просто носящих элементы профанации (особо это относится к массовой сдаче норм ГТО в 70-80-х гг.), вместе с тем, огульно отвергать существовавшую систему физкультурно-спортивной работы было не толь ко неразумно, но и как оказалось, опасно для общества.
Возобладавшая в последнее десятилетие идея всеобщего рыночного регулирования всех отраслей социальной сферы, в том числе и физической культуры и спорта, не способствовала сохранению многих общественно-массовых структур, занимавшихся в предыдущие времена организацией и проведением физкультурно-спортивной работы. Не выдержали напора коммерциализации добровольные спортивные общества: многие из них исчезли, другие превратились в профессиональные спортивные организации. Под этим же напором значительно сократилось количество детских спортивных школ, многие из которых перешли на коммерческую основу. В обществе в целом, как и в реформаторской среде, не возникло никаких идей по реформе массового физкультурно-спортивного движения, придания ему новых импульсов хотя бы в сохранении существовавших позиций, не говоря уже о развитии. Коммерческие отношения, насильно внедряемые в существовавшие структуры физкультурно-спортивных организаций и инфраструктуру, не только не укрепили их, а в подавляющем большинстве случаев способствовали их уничтожению. Тяжелейшие экономические условия, в которых оказались промышленные и сельскохозяйственные предприятия, заставили последних не только отказаться от принадлежащих им спортивных сооружений, пусть, во многих случаях и простых, но и «забыть» на долгие годы о таких понятиях как массовая физкультура и спорт. В запустение и упадок пришли большинство спортивных площадок в школах и дворах.
В российское общество внедрились понятия и ценности, характеризующиеся тем, что быть приобщенным к спорту можно и в другом «амплуа». Для этого нужно стать болельщиком-фанатом.
Недооценка государством и обществом оздоровительной, воспитательной и социальной роли физической культуры и спорта привели к тревожной ситуации с физическим и духовным здоровьем нации.
В этой связи в общественное сознание должны быть вновь возвращены понятия, что физическая активность и спорт, особенно для детей и молодежи — необходимое и важнейшее условие развития ума и тела, что абсолютное большинство психических и физических заболеваний, так или иначе, связаны с обездвиживанием и ожирением, что физическая активность и занятия «спортом для себя» улучшают качество жизни, снимают стрессовые состояния, повышают работоспособность. При отсутствии в обществе осознания этих простейших истин не удастся не только значительно поднять уровень общественного здоровья, но и приостановить физическую деградацию нации.