Емкость рынка, определение возможного объема продаж продукции предприятия

ЕР (ЕР) - это max возможный или фактически достигнутый объём продаж конкр. товара на конкр. рынке при опред. соотношении товарного пр-тия, рын. спроса и цен.Для определения емкости рынка используется метод прошлых продаж.

Оценка ЕР осущ. в неск. этапов:

1) Обоснов-е анализируемого периода (опред. кол-во лет, 2 и более)2) Построение динамич. ряда ЕР в анализ.периоде (динам. ряд строится на основе статистич. данных, ЕР1года, ЕР2года …ЕРпоследнего года)3) Опред. базового индекса ЕР, кот.показывает во ск-ко раз (↓) ЕР в последнем году по сравнению с первым.Iбаз = ЕР посл.года / ЕР 1 года

4) Опред. ср-год. индекса ЕР, кот показывает во сколько раз в среднем за год изменится ЕР

Iср.год. = Емкость рынка, определение возможного объема продаж продукции предприятия - student2.ru Iбаз, где n- кол-во лет в анализ. периоде

5) ОпрЕРплан.:

ЕРплан. = ЕРпосл.года * Iср.год.

ЕР хар-ся размерами спроса насел-я и величиной тов.о предложения. В каждый данный момент времени рынок имеет количественную и Qрынка выражается в стоим-х и натур-х показателях продаваемых, покупаемых товаров.Для опр-я емкости нац.товарных рынков при подготовке и проведении эксп. операций применяется понятие «видимого» потребления товаров, т.е. собств. производство товара в стране за вычетом экспорта и с добавл. импорта аналогичных товаров.

Ор = Vв + Vи – Vэ

Ор – объем рынка,Vв – объем производства,Vи – объем импорта Vэ – объем экспорта

Следует различать два уровня емкости рынка: реальный и потенциальный. Действительно емкостью рынка является первый уровень. Потенциальный уровень определяется личными и общественными потребностями и отражает адекватный им объем реализации товаров. Реально складывающаяся ЕР может и не соответствовать его потенциальной емкости. ЕР формируется под влиянием множества факторов, каждый из которых может в определенных ситуациях как стимулировать рынок, так и сдерживать его развитие, ограничивая его емкость. Всю совокупность факторов можно разделить на две группы: общего и специфического характера.

Общими являются соц.-экон. факторы, опр-щие ЕР любого товара: объем и структура товарного предложения, в том числе по предприятиям-изготовителям; ассортимент и качество выпускаемых изделий; размеры импорта по данному товару или группе; достигнутый уровень жизни и потребностей населения; покупательная способность потребителей, уровень и соотношение цен на товары; численность потребителей; степень насыщенности рынка; состояние сбытовой, торговой и сервисной сети; географическое расположение рынка. Специфические факторы определяют развитие рынков отдельных товаров, причем каждый рынок может иметь характерные только для него факторы. К числу специфических факторов относят: природно-климатические условия, изменения моды, национально-бытовые традиции (для рынков тканей, одежды и обуви

Системы оперативного планирования и регулирования производства на предприятии.

Оперативное планирование – краткосрочное. Им охватываются отдельные функциональные области предприятия. Оперативно-производственное планирование (ОПП) является завершающим этапом внутризаводского планирования. Его особенностью является то, что разработка плановых заданий производственным подразделением сочетается с организацией их выполнения.

Главной задачей ОПП является организация слаженной работы всех подразделений предприятия для обеспечения равномерного, ритмичного выпуска продукции в установленном объеме и номенклатуре при полном использовании производственных ресурсов.

В процессе ОПП разрабатываются календарно-плановые нормативы, план выпуска продукции предприятия по месяцам года; оперативно-календарные планы выпуска и графики производства узлов и деталей цехами, участками по месяцам, неделям, суткам, сменам (иногда часам). Выполняются объемные расчеты загрузки оборудования и площадей; организуется сменно-суточное планирование, оперативный учет хода производства, контроль и регулирование его (диспетчирование).

ОПП слагается из календарного планирования и оперативного регулирования хода производства – диспетчирования.

Календарное планирование – это детализация годового плана производства продукции предприятия по срокам запуска-выпуска каждого вида продукции и своевременное доведение этих показателей до каждого основного цеха, а внутри его – до каждого участка и рабочего места. Оно включает также оперативный учет выполнения производственных заданий.

Оперативное регулирование хода производства осуществляется диспетчированием путем систематического учета и контроля за выполнением сменно-суточных заданий и применением профилактических мероприятий, устраняющих причины, нарушающие ритм производства и срывы выполнения планов.

ОПП по месту его выполнения подразделяется на межцеховое и внутрицеховое. Межцеховое осуществляется ПДО – производственно-диспетчерским отделом предприятия. В функции его входят разработка оперативно-календарных нормативов, взаимная увязка содержания и сроков календарных графиков работы цехов, составление и выдача цехам календарных планов по месяцам, оперативный учет и диспетчирование выполнения календарного плана.

Внутрицеховое планирование направлено на ритмичное выполнение участками и их рабочими местами заданной месячной программы и выполняется производственно-диспетчерскими бюро (ПДБ).

Билет № 10

Наши рекомендации