Торгово-экономическое сотрудничество в Азии, Африке и Тихоокеанском бассейне
Декларация о созданииАссоциации стран Юго-Восточной Азии, АСЕАН (Association of South-East Asian Nations, ASEAN) была подписана 8 августа 1967 г. в Бангкоке представителями Индонезии, Малайзии, Сингапура, Таиланда и Филиппин. Ее членами являются: Вьетнам (1995 г.), Бруней (1984 г.), Индонезия, Камбоджа (1999 г.), Лаос, Малайзия, Мьянма, Сингапур, Таиланд, Филиппины.
Секретариат АСЕАН был образован в 1976 г. и находится в Джакарте.
Основными целями АСЕАН на основе Бангкокской декларации были:
содействие экономическому, социальному и культурному развитию посредством сотрудничества стран региона;
обеспечение экономической и политической стабильности в регионе;
разрешение внутрирегиональных проблем.
Первые восемь лет сотрудничество осуществлялось в основном на уровне министров иностранных дел и носило политический характер. Окончание войны во Вьетнаме (1975 г.) дало новое направление развитию организации. В 1976 г. в Бали прошла первая встреча членов АСЕАН на высшем уровне, в результате которой были подписаны два документа, содержавшие основные принципы и цели развития АСЕАН на новом этапе. После этой встречи экономическое сотрудничество стало координироваться министрами экономик стран-участниц, начала развиваться новая форма экономического сотрудничества — промышленная кооперация, были созданы пять экономических комитетов АСЕАН:
комитет по финансам и банковской деятельности;
комитет по продовольствию, сельскому и лесному хозяйству;
комитет по транспорту и коммуникации;
комитет по промышленности, минеральным ресурсам и энергии;
комитет по торговле и туризму.
В 1977 г. было подписано Соглашение о торговых преференциях, АСЕАН ПТА (ASEAN Preferential Trading Arrangements, ASEAN РТА), предусматривавшее:
торговые преференции на основе заключения долгосрочных контрактов;
взаимное предоставление купеческих кредитов по льготным ставкам;
либерализацию нетарифных барьеров во взаимной торговле;
расширение масштаба тарифных преференций и др.
Преференции предоставлялись двумя способами: в результате переговоров или на основе добровольных предложений — и действовали по отношению ко всем странам группировки. Было установлено, что каждая страна будет рекомендовать для либерализации минимум 50 товарных позиций в квартал. Первоначально для либерализации предлагались товары, практически не выступавшие в торговле в данном регионе (например, снегоочистительные машины), тем не менее уже к 1981 г. подобными преференциями было охвачено более 6,5 тыс. товарных позиций. Одновременно было принято решение о 20%-ной либерализации всех позиций, стоимость импорта которых в базовом году (1978 г.) не превышала 50 тыс. дол. (около 6 тыс. позиций), в 1982 г. граница была поднята до 1 млн. дол.
В январе 1992 г. на 4-й встрече в Сингапуре было принято решение о создании зоны свободной торговли — АФТА (ASEAN Free. Trade Area, AFTA) в соответствии с Соглашением о совместной эффективной схеме тарифных преференций (Agreement on the Common Effective Preferential Tariff Scheme).
Быстрый вариант предполагает создание зоны свободной торговли в 2003 г., а при благоприятном развитии событий — в 2000 г., а нормальный вариант — в 2008 г.
В 1995 г. на 28-й ежегодной встрече министров иностранных дел было принято решение об ускорении процесса либерализации торговли, в том числе продовольственными и сельскохозяйственными товарами, которые пока в наименьшей степени были охвачены либерализационными процессами;
Азиатско-тихоокеанское экономическое Сотрудничество (АТЭС) — межправительственный форум, объединяющий около 20 государств региона и формально имеющий консультативный статус. В его рамках вырабатываются региональные правила ведения торговли, инвестиционной и финансовой деятельности, проводятся встречи отраслевых министров и экспертов по вопросам сотрудничества в различных областях. Все решения принимаются на основе консенсуса.
В состав рабочих органов, занимающихся экономическими вопросами, входят:
· комитет по торговле и инвестициям, включающий подкомитет по стандартизации и подкомитет по таможенным процедурам;
· экономический комитет и рабочие группы: по содействию торговле; по инвестициям; по научным разработкам в промышленности и технологиям; по телекоммуникациям; по транспорту; по энергетическому сотрудничеству; по торговой и инвестиционной статистике; по сохранению морских ресурсов; по рыболовству; по туризму, а также группа по малому и среднему предпринимательству;
Первая встреча лидеров стран АТЭС состоялась в 1993 г. в Сиэтле (США) и выявила неравномерность распределения благ от развертывающихся в регионе интеграционных процессов.
На совещании АТЭС в 1994 г. в Богоре (Индонезия) было принято решение о создании зоны свободной торговли и либерализации инвестиционной сферы до 2020 г. (для промышленно развитых стран — до 2010 г.). Снижение таможенных барьеров будет происходить в соответствии с соглашениями, достигнутыми в ГАТТ/ВТО.
В марте 1995 г. Россия подала официальную заявку о вступлении в АТЭС, а в ноябре 1998 г. стала полноправным членом этой организации.
Совет по Тихоокеанскому экономическому сотрудничеству (СТЭС) и Тихоокеанский экономический совет (ТЭС) — неправительственные региональные организации, членство в которых осуществляется через национальные комитеты по Тихоокеанскому экономическому сотрудничеству, формируемые по принципу «трехстороннего представительства» от правительственных, деловых и научных кругов. Россия является полноправным членом обеих организаций.
СТЭС объединяет 22 государства АТЭС и является консультативным органом. Все решения принимаются на основе консенсуса. Секретариат располагается в Сингапуре.
СТЭС и ТЭС выполняют функции «мозговою центра» АТЭС.
В рамах СТЭС на постоянной основе функционируют ведущие форумы: по торговой политике; по минеральным ресурсам и энергетике: Тихоокеанский форум по продовольствию, сельскомухозяйству и аграрной политике, а также рабочие группы: по продовольствию; по сельскому хозяйству и окружающей среде; по науке и технологиям; по транспорту, телекоммуникациям и туризму; по рыболовству; по тихоокеанским островным государствам и по подготовке «Тихоокеанского экономического обзора».
На девятой Генеральной сессии СТЭС (1992 г., Сан-Франциско) была принята Декларация о принципах открытого регионализма, ставшая основной рабочей концепцией не только самого СТЭС, но АТЭС и ТЭС. Эти принципы предусматривают:
обеспечение свободного передвижения людей, товаров, капитала, технологий и услуг;
защиту свободной торговли и противодействие формированию закрытых экономических блоков,
соблюдение принципов и правил, выработанных в рамках ГАТТ/ВТО;
гармонизацию и совершенствование принципов рыночной экономики;
экономическую интеграцию независимо от проводимой экономической политики и политической ориентации страны.
ТЭС объединяет национальные комитеты 17 стран региона, которые в свою очередь представляют свыше 1000 крупных компаний (из 20 крупнейших компаний мира 13 представлены в ТЭС). В рамках этого форума лидеры мирового бизнеса имеют возможность коллективно рассматривать актуальные вопросы экономики. С этой целью регулярно проводятся неформальные встречи с министрами и другими высокопоставленными официальными лицами стран-участниц.
ТЭС является ассоциированным членом СТЭС и имеет статус наблюдателя в АТЭС. Штаб-квартира Международного секретариата ТЭС находится в Гонолулу.
В Океании примерами регионального экономического сотрудничества являютсяТорговое соглашение о более тесных экономических отношениях между Австралией и Новой Зеландией (АНЗКЕРТА), а также заключенное в июле 1980 г. в столице КирибатиРегиональное соглашение о торговле и экономическом сотрудничестве стран южной части Тихого океана, СПАРТЕКА (South Pacific Regional Trade and Economic Cooperation Agreement, SPARTECA) между Австралией, Новой Зеландией и десятью микрогосударствами региона: Вануату, Кирибати, Кука о-ва, Науру, Ниуэ, Самоа, Соломоновы о-ва, Тонга, Тувалу, Фиджи. Соглашение составлено по примеру Ломейских конвенций, заключенных ЕС со странами АКТ.
Основная цель СПАРТЕКА — создание условий преференциального доступа товаров из микрогосударств на рынки Австралии и Новой Зеландии.