Экономические учения Древнего Востока (Египет, Месопотамия, Индия, Китай)
Предмет и задачи Истории экономических учений.
Предметом истории экономических учений (экономической мысли) является исторический процесс возникновения, развития и смены экономических взглядов на экономическую жизнь на всем протяжении развития человечества – от зарождения экономических идей у древних мыслителей до современной экономической мысли, создания экономических теорий. Она изучает процесс развития взглядов на экономику на разных этапах человеческой истории и в разных странах, причины их изменения, а также влияние экономических теорий и концепций на экономику и политику государства.
История экономических учений – это история попыток ученых понять экономику, изучить и объяснить ее революцию, движущие законы. В курсе истории экономических учений определяется место и роль того или иного мыслителя в истории науки, их роль в создании того или иного учения, теории, концепции.
Являясь составной частью экономических наук, история экономических учений считается самостоятельной научной историко-экономической дисциплиной, занимающей важное место в системе общественных наук.
Правильное отражение экономической действительности даст нам возможность не только верно объяснить то или иное явление экономической жизни, увидеть исторические корни современных социально-экономических проблем, но и спрогнозировать его развитие и, следовательно, разработать такую экономическую политику государства, которая будет стимулировать экономический рост и повышение эффективности экономики.
Экономические учения Древнего Востока (Египет, Месопотамия, Индия, Китай)
Древний Восток – колыбель цивилизации на Земле. Именно здесь возникли первые системы письменности, первые государства, появились первые памятники экономической мысли в истории человечества.
Развитие древневосточных стран характеризуется огромной ролью государства во всех сферах жизни общества, в том числе и в сфере экономики. В большинстве стран Древнего Востока преобладала государственная собственность на землю, хотя существовала также собственность территориальных общин, а с I тыс. до н.э. развивается частная собственность на землю. Хозяйственная жизнь контролировалась государственным бюрократическим аппаратом. Большое развитие получили общественные работы. В экономике преобладало натуральное хозяйство и, естественно, существовало патриархальное рабство, при котором труд рабов использовался как вспомогательный, а основными производителями материальных благ являлась аграрии – члены территориальных общин.
Эти особенности экономического развития нашли отражение в экономической мысли Древнего Востока.
Древний Египет: Среди памятников, в какой-то степени раскрывающих экономические взгляды египтян, особое место занимают поучения, или наставления египетских правителей и вельмож своим наследникам. Самым известным из них является «Поучение гераклеопольского царя своему сыну Мерикана», составленное в конце III тыс. до н.э. Также относятся еще два произведения, проливающих свет на экономические представления египтян. Оба они рассказывают о событиях так называемого Первого переходного периода, отделяющего в истории Египта Среднее царство от Древнего. Автором первого из них считается Ипусер (Ипувер) – человек, по всей вероятности, близкий к правящим кругам северной части страны.
Месопотамия: В государствах Месопотамии, как и в Египте, еще не было специальной литературы, посвященной хозяйственным вопросам. Экономические идеи древних жителей Месопотамии можно представить себе лишь на основании документов, фиксирующих экономические реалии (разнообразная хозяйственная отчетность, переписи, кадастры и пр.). К древнейшим из законов известных нам относятся законы царя Шульги (XXI в. до н.э., Шумеро-Аккадское царство), законы города Эшнунна (XX в. до н.э., Вавилон).
Древняя Индия: В Древней Индии экономическая мысль была тесно связана с мыслью религиозной. Самым известным произведением, посвященным экономическим вопросам, является «Артхашастра» или «Наука о политике» (более точный перевод – наука о пользе, выгоде). «Артхашастра» по сути представляет собой свод рекомендаций и правил, которыми должен руководствоваться правитель идеального государства. Известно еще одно произведение, в котором затрагиваются экономические вопросы, - Законы Магу.
Древний Китай: На Древнем Востоке экономическая мысль Китая была наиболее развитой. Она нашла отражение преимущественно в философско-религиозных и политических концепциях, таких, как конфуцианство, даосизм, моизм и легизм. Основателям конфуцианства был Кун-цзы (в европейской традиции – Конфуций (ок. 551 – 479 до н.э.)). Высказывания и беседы Конфуция были записаны его учениками и их последователями и сведены в сочинение «Лунь юй» («Беседы и суждения»). По мнению Конфуция, каждому человеку в соответствии с волей Неба обведено строго определенное место в мире и в обществе.