Индивидуальный и рыночный спрос. функция спроса

Основные вопросы ЧТО? КАК? ДЛЯ КОГО? решаются через механизм спроса и предложения.

Спрос имеет качественную (обозначается понятием "спрос") и количественную (обозначается понятием "объем спроса") характеристики.

Спрос (D) желание и возможность покупателей приобретать товары и услуги (платежеспособная потребность в определенном товаре)
Объем спроса (Qd) количество товара, которое покупатели готовы купить по данной цене в определенное время и в определенном месте при прочих равных условиях
Графически это означает, что кривая спроса имеет отрицательный наклон. индивидуальный и рыночный спрос. функция спроса - student2.ru
Обратная зависимость между ценой и объемом спроса называется законом спроса: Qd = f( P) ‾
Цена спроса Pd максимальная цена, которую согласен заплатить потребитель за определенное количество товара при прочих равных условиях
     
Формы выражения закона спроса
  • шкала спроса (табличная) • кривая спроса (графическая) • аналитическая: Qd = a − bP a и b − линейные коэффициенты, отражающие изменение внешних (экзогенных) факторов спроса: a − автономный объем спроса, не зависящий от цены b − определяет наклон кривой спроса
Объяснение отрицательного наклона кривой спроса

индивидуальный и рыночный спрос. функция спроса - student2.ru

• покупатели приобретают больше дешевых товаров; • потребление связано с законом убывающей предельной полезности: продажа каждой дополнительной единицы товара возможна только по более низкой цене при условии наличия у потребителя некоторого запаса блага; • действие эффектов замещения и дохода  
Эффект замещения Эффект дохода
причина
изменение цены товара
проявление

индивидуальный и рыночный спрос. функция спроса - student2.ru индивидуальный и рыночный спрос. функция спроса - student2.ru

изменение относительных цен товаров при неизменном доходе вызывает изменение объема спроса изменение реального дохода при неизменных относительных ценах вызывает изменение объема спроса
Функция спроса характеризует зависимость объема спроса от различных факторов
В функции спроса выделяют ценовой и неценовые факторы:
ценовой это цена данного товара: ее изменение вызывает изменение объема спроса. Графически: движение вдоль кривой спроса
неценовые изменяют желания и возможности потребителей приобретать данный товар по неизменной его цене. Графически: сдвиг кривой спроса вправо или влево
     
Qd = f(P; Y, T, Psub, Pcom, Z, E, N, B)
P цена данного товара Y доход потребителя T налоги Z вкусы и предпочтения Psub цена товаров- заменителей Pcom цена дополняющих товаров E ожидания N количество покупателей на рынке B прочие факторы

индивидуальный и рыночный спрос. функция спроса - student2.ru

Взаимозаменяемые товары товары, удовлетворяющие данную потребность и способные заменить при этом друг друга. В этом случае повышение цены одного из них ведет к росту спроса на другой, и наоборот: ↓↑ P1 → ↓↑D2 (прямая связь)
Взаимодополняемые товары товары, совместно удовлетворяющие данную потребность. В этом случае рост цены на один из них вызовет снижение спроса на другой: ↓↑ P1 → ↑ ↓ D2 (обратная связь)
Изменение дохода обнаруживает различное отношение потребителя к одним и тем же товарам
Нормальные товары при увеличении дохода спрос растет
Низшие товары при увеличении дохода спрос снижается
Товары Гиффена низшие товары, спрос на которые растет при повышении их цены и падает при ее снижении (при условии значительной доли в потреблении при очень низком доходе)
Индивидуальный спрос желание отдельного потребителя приобретать товар при данных условиях
Рыночный спрос суммарная величина индивидуальных объемов спроса при каждой данной цене
Такой подход оправдан при выполнении аксиомы независимости потребителя. Однако в отдельных случаях спрос отдельного потребителя на некоторые товары в значительной мере зависит от потребления этих товаров другими
СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЫНОЧНОГО СПРОСА  
отражают влияние на данного потребителя вкусов и предпочтений других потребителей

индивидуальный и рыночный спрос. функция спроса - student2.ru

Эффект присоединения к большинству (подражания) потребитель покупает то, что покупают другие (прямая связь)  
Эффект сноба потребитель стремится выделиться из общей массы (обратная связь)
Эффект Веблена (престижа) демонстративное поведение − приобретение товаров, свидетельствующих о высоком социальном статусе данного потребителя

Наши рекомендации