Положения, выносимые на защиту.

На правах рукописи

 

МЕЛЬНИК ЕКАТЕРИНА НИКОЛАЕВНА

НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА И ОЦЕНКА ЕЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ

Специальность 08.00.10 – Финансы, денежное обращение и кредит

АВТОРЕФЕРАТ

Диссертации на соискание ученой степени

Кандидата экономических наук

Краснодар

Работа выполнена на кафедре финансов и кредита ФГБОУ ВПО
«Воронежский государственный университет»

Научный руководитель: доктор экономических наук, доцент Сысоева Елена Федоровна    
Официальные оппоненты: Ермакова Елена Алексеевна, доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры финансов, Саратовский социально-экономический институт (филиал) ФГБОУ ВПО «Российский экономический университет имени Плеханова» (г. Саратов)  
  Тюпакова Нина Николаевна, доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры налогов и налогообложения, ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный аграрный университет» (г. Краснодар)  
Ведущая организация: ФГБОУ ВПО «Государственный университет – учебно-научно-производственный комплекс», г. Орел

Защита состоится « » 2014 г. в 13.00 ч на заседании диссертационного совета Д 212.101.05 при ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет» по адресу: 350040, г. Краснодар, ул. Ставропольская, 149, ауд. 231.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке и на сайте ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет» http://docspace.kubsu.ru/docspace/handle/1/300.

Автореферат разослан « » 2014 г.

 
  Положения, выносимые на защиту. - student2.ru

Ученый секретарь Дробышевская

диссертационного совета Лариса Николаевна

 
  Положения, выносимые на защиту. - student2.ru

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Важнейшим условием реализации стратегии социально-экономического развития как на федеральном, так и на региональном уровне является эффективная налоговая политика. Необходимость ее разработки обусловлена рядом обстоятельств.

Во-первых, с формированием системы стратегического управления регионами и разработкой соответствующих стратегических документов в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях возникла необходимость уточнения и актуализации теоретических основ налоговой политики, способствующей реализации стратегических целей социально-экономического развития регионов.

Во-вторых, неравномерность территориального развития вызывает необходимость адаптации налоговой политики государства к особенностям экономики регионов с тем, чтобы повысить эффективность налоговой политики государства с учетом уровня социально-экономического развития региона.

В-третьих, существующая в настоящее время система распределения налоговых полномочий характеризуется их значительной централизацией на федеральном уровне. Инструменты налоговой политики, доступные региональным органам власти, существенно ограничены. В то же время даже при наличии соответствующих полномочий в части налогового регулирования социально-экономического развития регионы с низкой финансовой обеспеченностью не имеют возможности использовать их в полной мере в силу несовершенства межбюджетных отношений.

В-четвертых, существующие методики оценки эффективности налоговой политики ориентированы на проведение подобной оценки с позиции налогоплательщиков (хозяйствующих субъектов) или государства. В то же время недостаточно проработаны вопросы проведения такой оценки на региональном уровне. В настоящее время назрела необходимость в разработке методики оценки эффективности налоговой политики, учитывающей не только фискальные интересы государства, но и приоритеты социально-экономического развития регионов.

Вышесказанное определило выбор темы исследования как актуальной для экономики России.

Степень научной разработанности проблемы.Фундаментальный вклад в развитие представлений об основах формирования и реализации налоговой политики внесли такие зарубежные ученые, как Л. Вальрас, Ф. Кенэ, А. Смит, Д. Рикардо, К. Маркс, Дж. Кейнс, А. Лаффер, А. Маршалл, П. Самуэльсон, Дж. Стиглиц, а также известные российские исследователи: С. Витте, И. Озеров, Н. Тургенев, А. Соколов и др.

Теоретико-методологическим и методическим аспектам налоговой политики посвящены работы современных отечественных экономистов: Р. Гринберга, В. Красницкого, А. Сердюкова, И. Юрзиновой, И. Майбурова, Н. Тюпаковой, И. Коростелкиной, А. Аронова, В. Кашина, В. Пушкаревой и др.

Содержание отдельных элементов налоговой политики представлено в трудах А. Брызгалина, Е. Ермаковой, Г. Поляка, Н. Потаповой, Е. Вылковой, М. Романовского, Д. Черника, Т. Юткиной, Е. Балацкого, Л. Дуканич, В. Ковалева, Б. Сабанти и др.

Исследованию влияния налоговой политики на социально-экономическое развитие регионов посвящены научные труды Л. Мещеряковой, Г. Журавлевой, О. Гордеевой, В. Колесникова, М. Бестаева, И. Щербаковой, Н. Зотиковой, И. Филатовой, М. Собакиной, В. Кульковой, О. Бажиной, С. Бадьиной, Н. Сидоровой, И. Виноградовой, А. Дергачевой, С. Зеленской, З. Карахановой, Р. Эльканова, Р. Магомедова и др.

Вместе с тем ряд теоретических и прикладных вопросов по теме исследования не имеет адекватного научного решения. В их числе: обоснование содержания налоговой политики государства и основных этапов ее формирования, разработка инструментария регулирования налоговых отношений и оценка эффективности налоговой политики на региональном уровне.

Отечественные теория и практика в этой предметной области недостаточно развиты, и исследования в большинстве случаев носят фрагментарный характер.

Все вышесказанное обусловливает необходимость комплексного подхода к исследованию налоговой политики государства, особенно в ее региональном преломлении, позволяющего с системных позиций обосновать принимаемые решения в рамках налоговой политики и оценить ее эффективность на региональном уровне.

Названные обстоятельства определили выбор темы, цели и задачи, объект и предмет настоящего исследования.

Цель диссертационного исследования состоит в развитии теоретических представлений о содержании налоговой политики государства, разработке методических положений по ее формированию и оценке эффективности на региональном уровне, научно-практических мер по ее совершенствованию.

Поставленная цель исследования определила необходимость решения следующих задач:

– уточнить и дополнить теоретические представления о сущности налоговой политики государства с позиции стратегически ориентированного подхода;

– обосновать последовательность и раскрыть содержание этапов формирования налоговой политики государства с учетом региональных особенностей;

– разработать модель регулирования налоговых отношений на региональном уровне;

– разработать методику оценки эффективности налоговой политики государства, позволяющую проводить межрегиональные сравнения с позиций финансовой обеспеченности, налогового климата и налогового администрирования в регионах;

– предложить комплекс научно-практических мер по совершенствованию налоговой политики государства на региональном уровне.

Область исследования.Диссертационное исследование выполнено в рамках специальности 08.00.10 – Финансы, денежное обращение и кредит, п. 2.9 «Концептуальные основы, приоритеты налоговой политики и основные направления реформирования современной российской налоговой системы» Паспорта специальностей ВАК РФ.

Объект исследования– налоговая политика и основные этапы ее формирования, инструменты налоговой политики, а также оценка ее эффективности на региональном уровне.

Предмет исследования– совокупность экономических отношений, возникающих между государством, регионами и хозяйствующими субъектами по поводу налогообложения.

Теоретико-методологическую основу исследования составили фундаментальные отечественные и зарубежные труды, посвященные вопросам теории и практики налогообложения в целом и налоговой политики в частности. В процессе исследования использовались такие общенаучные методы, как системный и сравнительный анализ, абстрагирование, индукция, дедукция, логико-гносеологический и диалектический методы. В качестве специальных методов применялись SWOT-анализ, многофакторный регрессионный анализ, кластерный анализ. При решении конкретных задач использовались программные продукты Statistica 6.0, Excel.

Информационно-правовой базой исследования являются федеральные законы и нормативно-правовые акты Российской Федерации, субъектов РФ, Министерства финансов РФ, материалы Федеральной службы государственной статистики (Росстата), Федеральной налоговой службы (ФНС) России, Федерального казначейства, государственных внебюджетных фондов, департамента экономического развития Воронежской области, базы данных Региональной информационно-аналитической системы (РИАС), Единой межведомственной информационно-статистической системы (ЕМИСС), Единого архива экономических и социологических данных Государственного университета – Высшей школы экономики (ЕАЭСД ГУ – ВШЭ), ресурсы сети Интернет.

Рабочая гипотеза диссертационного исследования состоит в научном предположении о том, что совершенствование налоговой политики государства сопряжено с выбором налоговой стратегии, призванной учесть реальные и потенциальные возможности субъектов РФ, связанные с налоговыми поступлениями; разработкой методики оценки ее эффективности; учетом особенностей действия факторов, детерминирующих результаты применения инструментов этой политики в различных регионах страны.

Положения, выносимые на защиту.

1. Налоговая политика государства разрабатывается, исходя из понимания ее сущности как части финансовой политики, состоящей в подготовке, принятии и реализации решений в области налогов и налогообложения, связанных с формированием финансовых ресурсов государства, востребованных в регулировании социально-экономических процессов на различных уровнях управления в соответствии с выбранной налоговой стратегией. Под налоговой стратегией государства понимается совокупность долгосрочных приоритетов государства в сфере налогов и налогообложения, а также обеспечивающих их реализацию мероприятий, выстраиваемых на основе гармонизации интересов различных участников налоговых отношений на всех уровнях управления и опирающихся на концепцию развития налоговой системы страны. Идентификация стратегических целей и стратегических принципов налоговой политики позволяет осуществить выбор направлений и инструментов ее реализации для повышения позитивного влияния налоговой политики на социально-экономическое развитие страны в целом и регионов в частности.

2. Повышению уровня обоснованности оценок потенциальных и реальных возможностей поступления налогов в бюджеты субъектов РФ способствует определение последовательности и раскрытие содержания этапов разработки налоговой политики государства, основанной на идентификации и учете действия социально-экономических факторов, обусловливающих различные результаты использования инструментов налоговой политики в разных регионах страны.

3. Совершенствование налоговой политики государства с целью повышения финансовой обеспеченности регионов предполагает разработку и применение модели регулирования налоговых отношений между федеральным центром и субъектами Федерации, предполагающей выявление и учет действия факторов, влияющих на объем налоговых поступлений в бюджеты разных уровней и обратное воздействие налогов на экономику регионов. Адекватная оценка этих факторов может быть получена с использованием инструментария имитационного моделирования и сценарного прогнозирования.

4. Оценка эффективности налоговой политики государства на региональном уровне опирается на методику, предполагающую сопоставление, с одной стороны, результатов, выражающихся в увеличении налоговых поступлений в бюджеты разных уровней и достижении социально-экономического эффекта, с другой – издержек (потерь) государства (регионов), связанных с налогообложением (с организацией налогового администрирования, предоставлением налоговых льгот, увеличением налоговой нагрузки и т.п.).

5. Достижение целей социально-экономического развития субъектов РФ в условиях их существенной дифференциации по уровню финансовой обеспеченности связано с реализацией в регионах страны мер по совершенствованию налоговой политики, основанных на единых принципах, но различающихся по составу.

Предложены и содержательно раскрыты меры: общие и специфические; организационно-правовые и методические; направленные на укрепление налоговой обеспеченности субъектов РФ, повышение эффективности участия государства в регулировании их социально-экономического развития, совершенствование налогового администрирования на региональном уровне.

Научная новизна диссертационного исследования в целом состоит в развитии теоретических представлений о сущности налоговой политики государства, обосновании этапов ее формирования, разработке методики оценки эффективности налоговой политики на региональном уровне.

К элементам приращения научного знания относятся следующие:

– уточнено и дополнено представление о сущности налоговой политики государства, в отличие от известных трактовок А. Грязновой, М. Романовского, О. Врублевской, Д. Черника, В. Панского акцент смещен в направлении стратегического компонента этой политики как совокупности ее долгосрочных приоритетов, соответствующих принципам стратегического управления (системности, последовательности, синергии, реализуемости, открытости, эффективности, социальной справедливости, минимизации риска, рефлексии, баланса интересов), что дает возможность определить результирующий вектор ее влияния на социально-экономическое развитие страны в целом и регионов в частности;

– обоснована последовательность и раскрыто содержание основных этапов формирования налоговой политики государства, отличающихся от положений, изложенных в работах Г. Поляка, И. Майбурова, А. Сердюкова, Е. Вылковой, А. Тарасевич, Н. Хантаевой, М. Чиркова, Е. Жидковой, учетом потенциальных и реальных возможностей поступления налогов в бюджетную систему с территории субъектов Федерации, что позволяет обеспечить реализацию целей и задач налоговой политики на конкретной территории с использованием адекватных инструментов, учитывающих уровень социально-экономического развития региона;

– разработана модель регулирования налоговых отношений на региональном уровне, отличающаяся от существующих разработок И. Коростелкиной, И. Юрзиновой и др. выделением этапов: 1) идентификации влияния факторов внешней и внутренней среды региона на налоговую базу с использованием корреляционно-регрессионного анализа; 2) сценарного прогнозирования налоговых поступлений в бюджеты разных уровней, в том числе в региональные бюджеты; 3) имитационного моделирования влияния налоговой политики на экономические показатели региона. Применение модели позволит учесть воздействие факторов внешней и внутренней среды региона при прогнозировании налоговых поступлений и получить количественную оценку возможных последствий принимаемых решений в области налоговой политики для социально-экономического развития региона;

– разработана методика оценки эффективности налоговой политики государства на региональном уровне, отличающаяся от методики оценки эффективности деятельности ФНС России, а также методик, предложенных М. Чирковым, О. Гордеевой, О. Калининой и др., использованием индексов факторов налогового потенциала и налоговых рисков региона, комбинацией показателей оценки налоговой обеспеченности, налогового климата и налогового администрирования как трех направлений налоговой политики. Ее применение позволит выявить резервы роста налоговых поступлений в бюджеты субъектов РФ, повысить эффективность налоговой политики с позиции их социально-экономического развития;

– предложена система научно-практических мер по совершенствованию налоговой политики государства, предполагающая, во-первых, их адаптацию к условиям социально-экономического развития отдельных регионов, во-вторых, ориентацию на поддержку инвестиционной и инновационной деятельности в регионах, реализация которых будет способствовать повышению уровня налоговой обеспеченности региональных бюджетов и социально-экономическому развитию субъектов Федерации.

Теоретическая значимость проведенного исследования заключается в том, что оно существенно дополняет и развивает теоретические аспекты налоговой политики государства и представляет собой комплексное системное решение важной научной проблемы ее формирования и реализации с учетом стратегического компонента и региональных особенностей; в обобщении и уточнении накопленного ранее опыта теоретического анализа в данной предметной области, что может быть использовано в будущем в смежных исследованиях.

Практическая значимость исследования состоит в том, что сформулированные автором предложения, полученные выводы и рекомендации могут быть использованы при разработке стратегий и программ социально-экономического развития регионов, а также в контрольно-аналитической и прогнозной деятельности налоговых органов.

Результаты исследования могут быть использованы в учебном процессе вузов в процессе преподавания курсов «Налоги и налогообложение», «Налоговое планирование», «Финансовые и денежно-кредитные методы регулирования экономики» для бакалавров и магистров, а также в процессе повышения квалификации специалистов в области налогов, налогообложения и налогового регулирования.

Апробация и внедрение результатов исследования. Концептуальные положения, выводы и результаты диссертационного исследования докладывались автором на научно-практических конференциях международного, всероссийского и регионального уровней в Воронеже, Саратове, Ставрополе, Волгограде, Белгороде, Зренянин (Сербия) в 2010–2013 гг.

Результаты исследования используются в деятельности департамента экономического развития Воронежской области, комитета финансов Курской области, автономного учреждения Воронежской области «Институт регионального развития», а также в учебном процессе в Воронежском государственном университете, что подтверждено актами о внедрении.

Публикации. По результатам исследования опубликовано 13 научных работ общим объемом 7,35 п.л. (авт. – 6,35 п.л.), в том числе 3 статьи в изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ.

Структура работы.Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников (139 наименований) и 5 приложений, включает 21 таблицу, 42 рисунка и 14 формул.

ОСНОВНоЕ содержание работы

1. Уточнена сущность налоговой политики государства и дополнены ее принципы с позиции стратегически ориентированного подхода.

На основе обобщения теоретических исследований в рамках четырех подходов к обоснованию сущности налоговой политики (традиционного, функционально-целевого, многоуровневого, стратегически ориентированного) в диссертации предложено следующее ее определение. Налоговая политика государства – это часть его финансовой политики, суть которой состоит в подготовке, принятии и реализации решений в области налогов и налогообложения, связанных с формированием финансовых ресурсов государства, востребованных в регулировании социально-экономических процессов на различных уровнях управления в соответствии с выбранной налоговой стратегией.

Соискатель утверждает, что налоговая стратегия государства является неотъемлемой частью стратегии социально-экономического развития страны и представляет собой совокупность долгосрочных приоритетов государства в сфере налогов и налогообложения, а также обеспечивающих их реализацию мероприятий, выстраиваемых на основе гармонизации интересов различных участников налоговых отношений на всех уровнях управления и опирающихся на концепцию развития налоговой системы страны.

Стратегические цели налоговой политики выражают собой качественные и количественные характеристики, которыми должна обладать налоговая система для реализации общей концепции социально-экономического развития государства.

В диссертации предложено дополнить систему принципов налоговой политики (экономических, организационных, юридических) совокупностью ее стратегических принципов.

2. Определены основные этапы формирования налоговой политики государства с учетом региональных особенностей.

Положения, выносимые на защиту. - student2.ru

Рис. 1. Основные этапы формирования налоговой

политики государства (авторская разработка)

По результатам обобщения опыта субъектов РФ в сфере стратегического планирования соискателем выделены восемь основных этапов формирования налоговой политики государства (рис. 1).

Учет региональных особенностей налоговой политики государства обеспечивается идентификацией потенциальных и реальных возможностей поступления налогов в региональные бюджеты на основе анализа факторов внешней и внутренней среды региона, способных оказать воздействие на результаты реализации налоговой политики.

3. Разработана модель регулирования налоговых отношений на региональном уровне, основанная на применении сценарного прогнозирования и имитационного моделирования, отличающаяся выделением следующих этапов: 1) идентификация влияния факторов внешней и внутренней среды региона на налоговую базу с использованием корреляционно-регрессионного анализа; 2) сценарное прогнозирование налоговых поступлений в бюджеты разных уровней, в том числе в региональные бюджеты; 3) имитационное моделирование влияния налоговой политики на экономические показатели региона.

На первом этапе использования данной модели анализируется влияние факторов внешней и внутренней среды региона на динамику налоговой базы по конкретному виду налогов. В диссертации подобный анализ был проведен в отношении налога на прибыль организаций.

На примере Воронежской области автором предложена многофакторная регрессионная модель для прогнозирования темпов роста налоговой базы по налогу на прибыль организаций. Базовое уравнение модели имеет вид

Положения, выносимые на защиту. - student2.ru (1)

где tp – темп роста налоговой базы по налогу на прибыль организаций, коэф.; ind – индекс промышленного производства, коэф.; trade – темп роста оборота торговли, коэф.; brain – темп роста мировых цен на нефть, коэф.; inf – темп инфляции, коэф.; innov – темп роста затрат на технологические инновации, коэф.; salary – темп роста реальной заработной платы, коэф.; wear – темп роста износа основных фондов, коэф.

Автором выявлены среди наиболее значимых факторов роста налоговой базы следующие: темп роста оборота торговли, темп роста износа основных фондов, темп роста реальной заработной платы, темп роста мировых цен на нефть.

В диссертации разработаны два сценария развития социально-экономической ситуации в регионе для построения различных вариантов прогноза роста налоговой базы по налогу на прибыль организаций:

1-й сценарий – оптимистичный, отличающийся ростом затрат на технологические инновации, быстрым развитием торговли и обновлением производственных мощностей;

2-й сценарий – пессимистичный, для которого характерны нарастание износа основных фондов и снижение затрат на технологические инновации.

На втором этапе использования модели регулирования налоговых отношений на региональном уровне осуществляется прогнозирование объемов налоговых поступлений. В рамках данной модели прогноз налоговых поступлений строится в зависимости от следующих параметров:

– объема предоставляемых налоговых льгот на федеральном и региональном уровнях и их целевого соотношения;

– нормативов распределения налоговых доходов между различными уровнями бюджетной системы;

– целевых значений динамики задолженности по налогам и сборам.

Результаты прогнозирования поступлений налога на прибыль организаций в бюджет Воронежской области представлены на рис. 2 и 3.

Расчет налогооблагаемой прибыли организаций в период с 2012 по 2015 г. осуществлялся, исходя из результатов сценарного прогнозирования динамики налоговой базы.

Результаты анализа динамики прогнозируемых объемов налоговых поступлений в бюджет Воронежской области позволили сделать вывод, что мероприятия по сокращению задолженности по налогам и сборам и объемов предоставляемых налоговых льгот могут частично компенсировать снижение налоговых поступлений в случае резкого ухудшения социально-экономической ситуации в регионе. В то же время поскольку долгосрочный рост налоговых поступлений определяется в первую очередь динамикой налоговой базы, то эффект от реализации данных мероприятий достигается только на краткосрочном отрезке времени.

Положения, выносимые на защиту. - student2.ru

Рис. 2. Прогноз поступлений налога на прибыль организаций –

оптимистичный сценарий (авторская разработка)

Положения, выносимые на защиту. - student2.ru

Рис. 3. Прогноз поступлений налога на прибыль организаций –
пессимистичный сценарий (авторская разработка)

На третьем этапе использования модели регулирования налоговых отношений на региональном уровне автором осуществлено имитационное моделирование влияния налоговой политики на экономические показатели региона. Прогноз налоговых поступлений строится на основе результатов, полученных на предыдущих двух этапах.

Увеличение номинальных ставок налогов или сокращение налоговых льгот связано с ростом налоговых поступлений, но влечет за собой снижение чистой прибыли организаций, расчет которой производится по формуле (2):

Положения, выносимые на защиту. - student2.ru , (2)

где NP – чистая прибыль организаций, р.; S – выручка-нетто, р.; M – материальные затраты, р.; W – расходы на оплату труда, р.; K – величина основного капитала, р.; k1, k2, k3 – расчетные коэффициенты ( Положения, выносимые на защиту. - student2.ru ; Положения, выносимые на защиту. - student2.ru ; Положения, выносимые на защиту. - student2.ru ); rpr – ставка налога на прибыль организаций, коэф.; rpt – ставка налога на имущество организаций, коэф.; rl – ставка налогов на заработную плату (страховых взносов), коэф.

В основу модели положено допущение, что чистая прибыль организаций является основным источником инвестиций. С учетом этого темп роста чистой прибыли организаций прямо пропорционален темпу роста инвестиций в основной капитал, следовательно, выполняется следующее равенство (3):

Положения, выносимые на защиту. - student2.ru (3)

где It, It–1 – объемы инвестиций в основной капитал в текущем и предшествующем периодах, р.; NPt, NPt-1 – чистая прибыль организаций в текущем и предшествующем периодах.

Поскольку рост инвестиций связан с экономическим ростом, то вводится следующее допущение (4):

Положения, выносимые на защиту. - student2.ru (4)

где Yt – объем валового регионального продукта, р.

Апробация модели регулирования налоговых отношений на региональном уровнепроводилась автором на основе практических данных организаций Воронежской области. В частности, в диссертации были проанализированы последствия повышения ставок страховых взносов для организаций обрабатывающих отраслей.

Проведенные расчеты показали, что увеличение ставок страховых взносов с 30 до 34% при заданных производственных параметрах (материалоемкость – 0,4, трудоемкость – 0,2, капиталоемкость – 0,6–0,7) приведет в 2014 г. к росту поступлений в бюджетную систему на 12,8%. Но при этом за период с 2014 г. по 2016 г. экономика региона не получит около 250 млн р. инвестиций в основной капитал, которые организации промышленности могли бы вложить в развитие собственного производства за счет увеличения чистой прибыли.

4. Разработана методика оценки эффективности налоговой политики государства на региональном уровне «ресурсы – климат – администрирование».

Автором утверждается, что эффективность налоговой политики оценивается путем сопоставления, с одной стороны, результатов, выражающихся в увеличении налоговых поступлений в бюджеты различных уровней и достижении определенного экономического или социального эффекта в связи с улучшением условий налогообложения; с другой – издержек (потерь), связанных с налогообложением, понесенных государством и обществом в целом.

В исследовании оценка эффективности налоговой политики проведена по трем направлениям, которым соответствуют три раздела предложенной методики. Первое направление связано с налоговой обеспеченностью региональных бюджетов и возможностями роста налоговых поступлений (факторов роста налогового потенциала), а также с налоговыми рисками региона. Второе направление предполагает оценку условий, формируемых в ходе реализации государственной налоговой политики и оказывающих воздействие на социально-экономическое развитие региона. Третье направление характеризует эффективность налоговой политики с позиции налогового администрирования и контроля.

Каждый раздел включает три блока оценки. Итоговый рейтинг региона выстраивается на основе трех оценок (табл. 1):

– ситуации, складывающейся в ходе реализации налоговой политики с точки зрения обеспечения финансовыми ресурсами государства (региона), – R;

– налогового климата, сформировавшегося в регионе, – C;

– эффективности налогового администрирования – A.

Основой для окончательной оценки эффективности налоговой политики государства на региональном уровне служат сводные интегральные показатели (индексы), рассчитываемые на основе показателей каждого блока. По полученному значению индекса автором осуществлена группировка регионов. Регионам, попавшим в группу с наилучшим значением индекса, присваивается по блоку позиция со знаком «плюс», с наихудшим – со знаком «минус».

Поскольку в методике используются показатели с разными единицами измерения, то перед проведением процедуры их свертки производится преобразование с тем, чтобы значения всех показателей лежали в промежутке от нуля до единицы. Расчет соответствующей нормированной переменной ( Положения, выносимые на защиту. - student2.ru ) осуществляется по формуле (5):

Положения, выносимые на защиту. - student2.ru (5)

где i – порядковый номер региона; j – порядковый номер соответствующего показателя; xmax j, xmin j – наибольшее и наименьшее значение j-го показателя среди регионов соответственно.

Таблица 1

Направления и блоки оценки эффективности налоговой политики государства на региональном уровне по методике «Ресурсы – климат – администрирование» (авторская разработка)

№ раздела Направление (раздел) № блока Блок
Налоговые ресурсы 1.1 Налоговые доходы бюджета регионов
1.2 Налоговый потенциал регионов
1.3 Налоговые риски регионов
Налоговый климат 2.1 Налоговая нагрузка на население
2.2 Налоговая нагрузка на бизнес
2.3 Налоговые стимулы и ограничения
Налоговое администрирование 3.1 Результаты налоговых проверок
3.2 Состояние задолженности по налогам и сборам
3.3 Расходы на содержание налоговых органов

Ранжирование регионов осуществляется в зависимости от итоговых значений интегральной функции, полученных путем суммирования нормированных значений, скорректированных на вес соответствующего показателя.

Расчет весов для расчета интегрального индекса ведется по методу попарных сравнений. В качестве критерия для сравнения показателей выступает абсолютное (по модулю) отклонение нормированной величины от ее среднего значения по регионам.

Результаты рейтинга регионов ЦФО за 2011 г. в зависимости от эффективности налоговой политики государства представлены в табл. 2.

Таблица 2

Результаты оценки эффективности налоговой политики государства в ЦФО за 2011 г. на основе методики «Ресурсы – климат – администрирование» (авторская разработка)

  Налоговые ресурсы (R) Налоговый климат (C) Налоговое администрирование (A)
Белгородская область R+++ C+++ A+++
Брянская область R- C++ A-
Владимирская область R++ C+-- A-
Воронежская область R++ C+-- A-
Ивановская область R--- C+ A---
Калужская область R++ C+ A++
Костромская область R--- C++ A---
Курская область R+- C+++ A-
Липецкая область R+++ C++ A--
Московская область R+++ C++- A++
Орловская область R-- C+ A--
Рязанская область R C-- A++
Смоленская область R-- C+-- A+-
Тамбовская область R- C+++ A--
Тверская область R+ C- A-
Тульская область R+ C+++ A+--
Ярославская область R++ C+-- A++
г. Москва R+++ C++ A++-

Для определения эффективности налоговой политики государства в диссертации проводится оценка налоговых рисков региона на основе:

– построения сводного интегрального индекса факторов налоговых рисков региона;

– среднеквадратического отклонения темпов роста налоговых поступлений за предшествующий период (5 лет).

Для оценки уровня налогового риска в регионах соискателем рассчитано среднеквадратическое отклонение темпов роста налоговых поступлений в бюджетную систему по основным бюджетообразующим налогам (в частности, налогу на прибыль организаций).

На рис. 4 представлены результаты распределения регионов по данным показателям.

Положения, выносимые на защиту. - student2.ru

Рис. 4. Распределение регионов по среднеквадратическому

отклонению темпов роста налога на прибыль организаций
и индексу факторов налоговых рисков в ЦФО за 2011 г.

(авторская разработка)

5. Предложен комплекс научно-практических мер по совершенствованию налоговой политики государства на региональном уровне.

Автор подразделяет меры по совершенствованию налоговой политики на региональном уровне на общие и специфические; организационно-правовые и методические; меры, направленные на укрепление налоговой обеспеченности регионов, на повышение эффективности участия государства в регулировании социально-экономического развития регионов и на совершенствование налогового администрирования на региональном уровне.

К общим мерам налоговой политики относятся следующие:

1. Расширение организационно-правовых возможностей регионов на законодательном уровне в сфере налогообложения для создания благоприятного налогового климата с учетом приоритетов социально-экономического развития территорий.

2. Усиление мотивации регионов и муниципальных образований к развитию собственной налоговой базы посредством укрепления роли собственных региональных и местных налогов в формировании доходной части консолидированных бюджетов субъектов РФ.

3. Внедрение единой методики оценки эффективности налоговой политики на региональном уровне, совершенствование статистической налоговой отчетности с целью проведения мониторинга эффективности налоговой политики в регионах на регулярной основе, в частности, по объемам и направлениям предоставления налоговых льгот.

В качестве специфических мер налоговой политики выделены:

– развитие практики применения целевых налоговых льгот в рамках имеющихся полномочий в регионах, характеризующихся низким уровнем развития налогового климата;

– включение широкого спектра налоговых инструментов в состав мер государственной поддержки в рамках региональных целевых программ развития инвестиционной и инновационной деятельности;

– упрощение процедуры предоставления инвестиционного налогового кредита, внесение изменений в региональное налоговое законодательство по вопросам закрепления уполномоченного органа по принятию решений об изменении сроков уплаты налогов и сборов в виде инвестиционного налогового кредита, а также определения наиболее важных для региона видов деятельности и отраслей, в отношении которых такая поддержка будет осуществляться;

– разработка и внедрение на региональном уровне инструментов налогового стимулирования инновационной деятельности, направленного на увеличение расходов на НИОКР и интенсификацию собственных научных разработок организаций, а также их совместных исследований с НИИ и вузами;

– совершенствование администрирования целевых налоговых льгот в регионах, установление четких критериев для организаций, претендующих на их получение, и проведение постоянного мониторинга их целевого использования, устранение практики единичного экономически необоснованного предоставления налоговых льгот избранным компаниям.

По мнению соискателя, реализация предложенных мер обеспечит повышение эффективности налоговой политики на региональном уровне, рост уровня налоговой обеспеченности региональных бюджетов и, следовательно, будет способствовать социально-экономическому развитию субъектов Федерации.

Наши рекомендации