Внешняя среда ведения хозяйства предприятий и организаций.
Каждое предприятие осуществляет свою хозяйственную деятельность не изолировано, а в определенном взаимодействии с внешней средой, состоящей из совокупности сил, имеющих разную степень активности влияния на деятельность предприятия. В условиях рынка каждое предприятие является независимым товаропроизводителем, одновременно оно является открытой системой, которая взаимодействует с внешней средой. Предприятие может самостоятельно принимать любые решения в рамках действующего законодательства, одновременно в своей деятельности оно зависит от влияния макроэкономических факторов внешней среды, несет ответственность за свои действия перед государством, деловыми партнерами, конечными потребителями своей продукции.
Под внешней средой понимают совокупность факторов, которые прямо или косвенно могут оказывать влияние на деятельность субъектов хозяйствования.
Факторы внешней среды подразделяются на следующие группы: экономические, технологические, политико-правовые, социально-культурные, природно-географические, международные.
Экономические факторы - тип экономической среды (рыночная, плановая), стадии экономического цикла экономики страны (рост, спад), уровень государственного регулирования экономики, уровень инфляции, система налогообложения, таможенные тарифы, уровень и динамика цен и так далее.
Технологические факторы - уровень развития науки и техники, уровень инновационного развития, государственное регулирование и стимулирование научных исследований.
Политико-правовые факторы - политическая стабильность в обществе, законодательное регулирование хозяйственной деятельности, антимонопольное регулирование, атмосфера восприятия рыночных изменений.
Социально-культурные - структура населения по разным критериям (возраст, пол, территория), доходы и уровень образования, общественные ценности и традиции.
Природно-географические - естественные возможности региона, обеспечения энергией, полезными ископаемыми и другими ресурсами, качество почвы, воздуха, воды, уровень загрязнения внешней среды.
Международные- научно-техническое сотрудничество, возможность и простота осуществления деловых отношений с иностранными партнерами.
Высокий уровень и дальнейшее углубленное разделение общественного труда, расширение международной экономической интеграции усложняют взаимосвязи субъектов хозяйствования, как между собой, так и с внешней средой, которая становится все более определяющей в достижении цели существования предприятия, реализации его миссии.
Мировой опыт свидетельствует, что рынок является наиболее совершенным инструментом саморегулирования общественного производства, обеспечивая движение товаров от производителя к потребителю. Рынок это совокупность форм взаимоотношений, связей между отдельными хозяйствующими субъектами, которые самостоятельно принимают решения, и взаимодействие которых как покупателя и продавца приводит к возможности обмена, то есть возможности продавцам продать, а покупателям купить необходимые товары.
Рынок, как сложное образование имеет чрезвычайно богатую структуру. Его составляющими являются различные рынки, которые взаимодействуют, как элементы единой системы. Нарушение этой взаимосвязи становится серьезным препятствием существования полноценной рыночной среды.
Рынок ― это сфера товарооборота и связанная с ней совокупность товарно-денежных отношений, которые происходят между производителями (продавцами) и потребителями (покупателями) в процессе покупки-продажи.
Рассмотрим общую структуру рынка: с позиции его субъектного состава; ресурсного наполнения; элементно-технологических связей и территориально-пространственной организации.
1. Группирование субъектов рынка, с учетом специфических особенностей рыночного поведения, достигается выделением пяти основных типов рынка: рынка потребителей; рынка производителей; рынка посредников; рынка общественных организаций и международного рынка.
Рынок потребителей ― это рынок отдельных лиц и домашних хозяйств, которые покупают товары или получают услуги для собственного использования.
Рынок производителей ― совокупность лиц и предприятий, которые покупают товары для использования их в производстве других товаров и услуг.
Рынок посредников ― совокупность лиц и организаций, которые становятся владельцами товаров для перепродажи или сдачи в аренду другим потребителям с выгодой для себя.
Рынок общественных организаций ― совокупность лиц, которые покупают товары и услуги для обеспечения сферы коммунального хозяйства или для обеспечения деятельности некоммерческих организаций.
Международный рынок ― это рынок зарубежных покупателей, потребителей, производителей и посредников.
2. С учетом ресурсного наполнения рынка его структура охватывает: рынки продовольственных и непродовольственных товаров; рынки средств труда, сырья, материалов, энергии и других видов продукции производственного назначения; рынки жилья, земли, природных богатств и так далее.
3. К наиболее развитым элементно-технологическим формам рынка, которые на сегодняшний день отделились и играют важную самостоятельную роль, как субъекта обмена, в воспроизводственном процессе, принадлежат: рынок средств производства; рынок предметов потребления; рынок инноваций и информации; рынок инвестиций; рынок рабочей силы; денежно-кредитный и валютный рынки.
4. Рынок как сфера товарообмена имеет свои пространственно-территориальные пределы, с учетом которых, а также масштабов товарообмена можно выделить местный (локальный), региональный, национальный, транснациональный и мировой рынки.
Эффективность функционирования организаций определяется мерой развития и сосредоточения рыночной инфраструктуры. Инфраструктура рынка ― это совокупность организаций, выполняющих различные направления деятельности, обеспечивая эффективное взаимодействие товаропроизводителей и других рыночных агентов, осуществляющих оборот товаров, перемещающая из сферы производства в сферу потребления. К наиболее важным элементам рыночной инфраструктуры относят: коммерческие, информационные центры; товарно-сырьевые, фондовые, валютные биржи; коммерческие, инвестиционные, кредитные и другие банки; транспортные и складские сети; коммуникационные системы и тому подобное.
Организация деятельности предприятий в рыночной среде базируется исключительно на принципах договорных взаимоотношений и поэтому договора являются главной и, по сути, единственной правовой формой партнерских связей.
Договор (контракт, соглашение) ― это форма документального закрепления партнерских взаимоотношений (предмет договора, взаимные права и обязанности, последствия невыполнения договоренности).
Договор отображает соглашение сторон (партнеров), относительно непосредственного осуществления выбранной предпринимательской деятельности, в определенной организационно-правовой форме. Любой договор состоит из преамбулы (вступления к договору), основной и заключительной частей.
Преамбула включает: четкое название договора; место и время (дата) заключения договора; определение факта заключения договора согласно условиям, изложенным в его тексте; юридическое название сторон договора (партнеров).
Основная часть договора охватывает необходимые специфические (характерные для конкретного соглашения) и общие условия заключения договора.
Специфические условия включают: предмет договора и количество товара; качество товара; цена товара, скидки или надбавки, если это применяется; условия поставки; форма оплаты; срок поставки; марка товара; ответственность сторон; дополнительные предупреждения, если таковые существуют.
Общие условия включаются во все договора независимо от их специфики. К таким условиями относятся: арбитражные предостережения и перечень форс-мажорных обстоятельств, при которых выполнение договорных обязательств прекращается на время их действия.
Обязательным атрибутом заключительной части договора является: все необходимые дополнения (эскизы, образцы товаров), а также юридические адреса сторон (партнеров), и подписи уполномоченных сторонами лиц.
Договор является обязательным для выполнения. В случае изменения обстоятельств договор может быть изменен или расторгнут по соглашению сторон. Если стороны не нашли согласия по вопросам изменений, то это может быть сделано вследствие решения суда по требованию заинтересованной стороны.
Управление предприятием
Установление целей производственно-хозяйственной деятельности допускает целенаправленное действие на участников производства, на экономические отношения, которые возникают в этой сфере, для достижения заблаговременно намеченных результатов, то есть допускает определенную систему управления этой деятельностью. Исходя из концепции системного подхода к управлению организациями, рассмотрим предприятие как систему, то есть комплекс взаимосвязанных и взаимозависимых элементов, организованных таким образом, что образуют единый механизм.
Особенность предприятия, как системы заключается в том, что оно может существовать лишь при условии активного взаимодействия с внешней средой. Предприятие выбирает из внешней среды основные факторы производства и перерабатывает их в продукцию (товары, услуги, информацию) и отходы, передавая опять во внешнюю среду. Условием жизнедеятельности системы является полезный обмен между «входом» и «выходом».
Следующая особенность предприятия, как системы это то, что оно является искусственной системой, созданной человеком для личных интересов, прежде всего общего труда, следовательно, очевидной характеристикой любого предприятия является разделение труда. Различают две формы разделения труда: горизонтальную; вертикальную.
Горизонтальная форма - это распределение трудовых операций на отдельные задания. Результатом этого распределения является формирование подразделений предприятия, которые выполняют определенную часть общего процесса. Необходимость управления связана с процессом вертикального разделения труда и, следовательно, дифференциация и координирование уровней управления осуществляется с помощью вертикального разделения труда.
Предприятия различаются по размерам, сферам деятельности, технологическим процессам и так далее, но они, как система, имеют, определены общие характеристики - функции управления.
Функции управления - объективно обусловленные общие направления или сферы деятельности, совокупность которых обеспечивает эффективное кооперирование совместного труда. Выделим основные функции управления: планирование; организация; координация; мотивация; контроль.
Планирование - процесс определения цели деятельности, предвидение будущего развития и объединение коллективных (индивидуальных) заданий для получения ожидаемого общего результата.
Организация - это процесс формирования структуры системы, распределения заданий, полномочий и ответственности между работниками предприятия для достижения общей цели.
Мотивация - использование системы поощрения, повышения деловой активности участников производства.
Координация - постоянно осуществляемый на предприятии процесс определения согласования решений субъектов управления разных уровней и действий отдельных объектов управления.
Контроль – это процесс по установлению параметров деятельности, сравнению их с запланированными показателями и при необходимости корректировка деятельности в нужном направлении.
Все функции тесно связаны между собой в едином процессе управления. Управление- это воздействие на объект управления с целью систематизации, сохранения качественной специфики, усовершенствования и развития.
Суть управленческой деятельности заключается в осуществлении влияния на процессы посредством принятия управленческих решений.
Таким образом, управление предприятием - это деятельность, направленная на координацию работы структурных подразделений предприятия и персонал, а также на обеспечение гармоничного взаимодействия с элементами внешней среды для эффективного выполнения работы с целью достижения желаемых результатов.
Практическая реализация функций управления осуществляется с помощью системы методов управления. Основой использования методов управления являются законы, закономерности и принципы общественного производства, научно-технический уровень развития предприятий, социальные, правовые и психологические отношения между людьми.
Методы управления - это способы воздействия на отдельных работников и трудовой коллектив в целом, которые необходимы для достижения поставленной цели предприятия (организации). Методы управления делятся на экономические, социально-психологические и административные (организационные) методы.
Экономические методы управления - это методы, которые реализуют материальные интересы человека, связанные с его участием в производственных процессах (любой другой деятельности), посредством использования товарно-денежных отношений. Эти методы включают: материальную ответственность, ценообразование, государственную регулирование процессов оплаты труда, политику амортизации, стимулирования, налогообложения.
Социально-психологические методы управления реализуют мотивы социального поведения человека. Практическая реализация социально-психологических методов управления осуществляется с помощью различных способов социальной ориентации и регулирования, разрешения конфликтных ситуаций и т. п.
Уровень современного производства, роста общеобразовательного и профессионально-квалификационного уровня работников зачастую является причиной значительных изменений в системе ценностных ориентаций и в структуре мотивации трудовой деятельности людей. Традиционные формы материального поощрения постепенно теряют свое приоритетное стимулирующее влияние. Все большую значимость приобретают такие факторы, как содержательность и творческий характер труда, возможность проявления инициативы, общественное признание, моральное поощрение и т. п. Поэтому осознание закономерностей социальной психологии и индивидуальной психики работника является необходимым условием эффективного управления или любым другим видом деятельности.
Организационные методы управления базируются на мотивах принудительного характера. Их существование и практическое применение обусловлены заинтересованностью людей в совместной организации труда. Организационные методы управления - это комплекс способов и приемов влияния на работников, основанных на использовании организационных отношений и административной власти руководства.
Профессионально умелое применение экономических, социально-психологических и организационных методов управления в большинстве случаев обеспечивает достаточно эффективное ведение хозяйствования.
Принципы - это основные правила, требования, идеи управления. Рассмотрим основные принципы управления: принцип целевой совместимости и сосредоточения; непрерывности и надежности функционирования системы управления; планомерности, пропорциональности и динамизма управления; демократичности в распределении заданий, обязанностей и ответственности; научности и обоснованности принимаемых решений; эффективность управления; совместимости личных, коллективных и государственных интересов.
Принцип целевой совместимости и сосредоточения ― заключается в создании связанной целенаправленной системы управления, при которой все ее звенья образуют единый механизм, направленный на решение общей цели.
Принцип непрерывности и надежности ― означает создания таких организационно-хозяйственных и технических условий, при которых достигается устойчивость и непрерывность заданного режима.
Принцип планомерности, пропорциональности и динамизма ― выражается в том, что система управления должна быть направлена на решение не только текущих, но и стратегических задач развития предприятия.
Демократический принцип распределения функций управления ― основан на методах и правилах общественного труда. Разные управленческие функции распределяются таким образом, чтобы, образно говоря, каждый выполнял свое дело, за результаты которого он несет определенную ответственность.
Принцип научности и обоснованности ― исходит из того, что методы, формы и средства управления должны быть научно обоснованы и выверены практикой. Важнейшим условием функционирования механизма управления является достаточная информированность и технологическая вооруженность труда управленческого персонала.
Принцип эффективности управления вызван наличием многовариантного пути достижения поставленной цели, то есть из возможного количества альтернативных вариантов необходимо выбрать наиболее эффективный и приемлемый в данной конкретной ситуации.
Принцип совместимости личных, коллективных и государственных интересов определяется общественным характером производства.
Для выполнения функций управления производством на предприятии создается аппарат управления, который имеет определенные организационные формы - структуру. Любая структура управления включает органы, которые осуществляют управленческое воздействие, стойкие взаимосвязи между этими органами и исполнителями. Организационная структура управления отображает внутреннее построение управленческой системы, и критерием ее рациональности является оптимальное число ступеней управления.
Организационная структура управления субъектомхозяйствования это форма системы управления, которая определяет состав взаимодействия и подчинения в иерархии ее элементов. Известны следующие организационные структуры управления предприятиями, которые определяются и конкретизируются масштабом и составом объектов управления: линейная, линейно-штабная, функциональная, матричная (по продукту или по проекту) и смешанная.
Линейное управление ― наиболее упрощенная система, которая предусматривает отсутствие между руководителем и исполнителем промежуточных звеньев (рис.1.1). Применяется для малых предприятий, с простой технологией производства.
РУКОВОДИТЕЛЬ |
Исполнители |
Рисунок 1.1. Структура линейного управления.
Преимущества: четкость взаимодействий, оперативность управленческих решений, надежный контроль. Недостатками является то, что руководитель должен выполнять, кроме координирующих функций, целый ряд дополнительной работы: учет, работа с кадрами, контроль качества и так далее.
Линейно-штабная форма управления используется на средних по величине предприятиях, а также на больших ― в управлении цехами и отделами. При этой форме управления для подготовки решений, приказов, заданий руководитель привлекает специалистов, которые осуществляют сбор информации, ее анализ и разрабатывают проекты необходимых распорядительных документов. Руководитель сам принимает решение, доводить выбранное решение до исполнителя и несет ответственность за его обоснованность, а специалисты отвечают только перед руководителем (рис. 1.2).
РУКОВОДИТЕЛЬ |
Исполнители |
Специалист |
Специалист |
Рис. 1.2. Линейно - штабная форма управления.
Функциональная форма управления заключается в том, что руководитель, часть своих полномочий делегирует своим заместителям или руководителям функциональных отделов (рис. 1.3).
РУКОВОДИТЕЛЬ |
Исполнители |
Инженерно-технический |
Производственный |
Коммерческий |
Экономический |
… |
ФУНКЦІОНАЛЬНЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ |
Рис. 1.3. Функциональная форма управления.
Матричная форма управления по своему содержанию отличается от функциональной лишь созданием главного подразделения или назначением менеджера по управлению проектом, и полномочия руководителя в этом направлении деятельности передаются вновь созданному подразделению, чьи распоряжения становятся обязательными для всех.
Смешанная форма управления является сочетанием выше перечисленных форм, то есть на нижнем звене (на уровне бригады) действует линейная форма, на среднем (на уровне цеха, отдела) ― линейно-штабная, а на уровне предприятия ― функциональная и частично-матричная форма управления.
Предприятие самостоятельно определяет структуру управления, набирает штат. Усовершенствование управления предприятием должно осуществляться по определенным направлениям: усовершенствование структуры управления производством; улучшение управления производственными ресурсами; усовершенствование управления научно-техническим прогрессом и качеством продукции; улучшение системы планирования.
При создании рациональной структуры управления предприятием необходимо правильно определить численность работников, занятых в сфере управления. Численность работников функциональных отделов предприятия определяется на основе соответствующих нормативов. На предприятиях чаще всего численность управленческого персонала устанавливается в процентном соотношении к численности рабочих, в соответствии с нормативами управляемости и фиксируется в штатном расписании предприятия.