Одной из перспективных управленческих технологий является формирование межрегиональных программ занятости, совместно подготовленных граничащими друг с другом регионами
Жители территорий, не относящихся к депрессивным, должны иметь перспективу трудоустройства и стабильной эффективной занятости. Применительно к депрессивным территориям необходимо разработать специальные целевые программы, которыми следует предусмотреть либо отселение людей, либо меры по выводу территории из статуса экономической депрессии, следовательно, таким путем решать проблемы занятости этой категории населения.
Только эффективная, продуктивная занятость создает материальную основу для реализации любых социальны* программ. В ряду социальных явлений, которые в основной своей массе имеют потребительский характер, занятости как категории, имеющей производственную сторону, принадлежит базовое место.
Намечая меры социальной политики в сфере занятости, следует сконцентрировать внимание на вопроса! повышения её продуктивности, эффективности.Но как раз с этой стороны проблемы занятости в российской экономике
почти не решаются. В России мотивация высокопродуктивного труда не получила должного развития, в том числе, в сфере самозанятости. Ее подавляют отсутствие модернизации оплаты труда, высокое налоговое бремя, распространение технологий «теневой экономики».
Необходимо найти решение проблемы скрытой безработицы (во всех секторах экономики), неполной занятости, дотирования убыточных предприятий и т.п., без чего будет тормозиться структурная перестройка производства, без которой нет будущего у экономики.
Обеспечение эффективной занятости, непрепятствование высвобождению излишней численности персонала может порождать тенденцию роста социально обездоленных категорий населения. Это усилит антагонизацию социальной структуры общества, если не будет дополнена мерами перераспределения трудовых ресурсов путем инициирования самозанятости, других путей честного трудового добывания средств существования.
Особое социально-политическое значение имеет защита трудовых прав и интересов граждан, т.е. социальная политика в отношении трудоспособного населения, работающих граждан. Проблемы не могут быть решены только путем социальной зашиты неработающего населения, включая безработных. За счет этой группы мер могут быть только смягчены беды этой части населения. Игнорирование социальных бед работающего населения — путь, не дающий позитивного решения. Защита трудовых прав и интересов работающего населения должна осуществляться через социальное партнерство при решении проблем в сфере социально-трудовых отношений.
Таким образом, занятость не является самодостаточным средством решения социальных проблем, включая безработное население. Как показала действительность, занятость должна быть подкреплена и достаточным материальным фактором — заработной платой, адекватной трудовому вкладу работника и востребованностью произведенных им товаров и услуг. Особое значение для благосостояния граждан имеет налоговая политика.Общество уже давно находится в ожидании такой экономической политики, которая давала бы простор трудовой активности, деловой инициативе. Целесообразно на разных уровнях четче обозначить позицию в налоговом регулировании по вопросам необоснованной дифференциации размеров оплаты труда.
В социальной политике необходимо использовать механизм стимулирования инвестиционной и филантропической деятельности предпринимателей на благотворительные цели. Этот опыт накоплен во многих цивилизованных странах и его следует в разумных пределах перенять. В стране должны быть созданы условия для развития социального партнерства в рамках социально-ориентированного использования капитала. Действенный механизм социального партнерства даст новые источники финансирования отраслей социальной сферы. Однако благотворительность не должна стать некой патерналистской основой отношений отдельных социальных групп, а государство в этой связи не должно отстраниться от выполнение своих социальных обязательств.
Актуален круг вопросов, связанных с формированием доходов населения, прежде всего, доходов от трудовой деятельности. В последние годы отмечается крайне неблагоприятная тенденция в соотношениях доходов от трудовой деятельности и доходов от собственности; уровня доходов работников сложного и простого тру-
да. По уровню оплаты труда выделились отрасли с преобладанием относительно простого труда, тогда как отрасли с преобладанием высокил технологий, которые должны составить основу структурной перестройки экономики, не получили поддержки. Трансформация макроэкономических процессов привела к преобладанию в доходах населения доходов, не связанных с оплатой труда. Всё большее значение Приобретают доходы от собственности. В такой ситуации ощутимое улучшение материального положения людей, если оно будет идти так, как шло до сих пор, за средними показателями станет скрывать все более зловещее противоречие между растущим богатством одних и вопиющей бедностью других. Особую социально негативную значимость несет процесс дифференциации населения по группам в зависимости от уровня доходов. Недопустимо игнорировать господствующую в народе философию социальной справедливости. Для прекращения процесса размежевания населения на бедных (около 50% которых в России являются нищими) и очень богатых необходимо предпринять активные меры. В настоящее время в стране количество бедных находится выше критической 10% черты, которая считается порогом люмпенизации населения и является одним из важных индикаторов, свидетельствующих о накоплении потенциала для социального взрыва, либо включении механизма глобальной самоликвидации. Защищать сложившееся положение можно только силой, которой располагает власть, поддерживаемая удовлетворенным этой властью капиталом, пренебрегая мнением народа. Складывающееся сейчас расслоение общества социально несправедливо и экономически нецелесообразно. Это противоречие независимо от того, возникло оно по неведению, либо по умыслу, остается ахиллесовой пятой современной социальной политики, и грозит перерасти в социальную катастрофу. Современная цивилизованная экономика должна быть ориентирована на то, чтобы результаты экономической деятельности (прошлой, настоящей и будущей) не расхищались, а направлялись на поддержание созидательных начал, заложенных в производительном капитале. Такую направленность развития следует не только провозгласить, но разработать и внедрить соответствующие механизмы ее реализации, Здесь находится и социальная основа народной поддержки политических партий, отдельных политиков.
Цел е на правленное проведение политики доходов предполагает: создание эффективной системы оплаты труда, обеспечивающей в полной мере воспроизводство рабочей силы адекватно ее затратам в процессе той или иной профессиональной деятельности; установление минимальной заработной платы на уровне прожиточного минимума; нормализацию налоговой полигики и налоговой системы.
Повышение цены труда потянет за собой цепочку зависимых от этих категорий мероприятий, которые потребуют адекватного механизма их реализации. Решения следует искать в модернизации организационных технологий, кадровых ресурсах, повышении квалификации всех звеньев работников и, что особенно существенно, сопричастности работников к управлению производством. Необходимо определить меры по недопущению вопиющего наступления на права трудящихся, которые сегодня лишены возможности участвовать в таком управлении, наметить этапы их осуществления, подсчитать возможности экономики н выработать технологии социальных реформ в области доходов работающего населении.
Следует дать научное и на его основе правовое обоснование экономическим и моральным категориям оценки труда.
Каждый здоровый, дееспособный человек должен иметь возможность найти или создать рабочее место, обеспечиваю шее ему и его семье достойную жизнь. Он должен иметь реальную возможность получить необходимое для этого образование и переподготовку. Ни выход на рынок товаров и рабочей силы, ни подъем экономики невозможны без формирования конкурентоспособного работника, имеющего достойную оплату своего труда.
Использование потенциала «наукоградов» и наукоемких производств.Уникальные кадры специалистов, разработки сверхсовременных технологий, ценное оборудование, производственные площади должны быть востребованы в интересах конкретных регионов и в целом России. Изменить ситуацию может активное экономически состоятельное сотрудничество различных заинтересованных структур, целенаправленные маркетинг И менеджмент, высокая активность в получении, в том числе государственных и межгосударственных заказов, на разработку и реализацию высоких технологий. Все это должно позитивно повлиять на ситуацию в сфере занятости элиты российского производства.
Ня базе «наукоградов» рационально создавать региональные и межрегиональные учреждении профессионального образования высшего и среднего звена. Такая постановка вопроса предусматривает решение нескольких проблем: занятости высококвалифицированных специалистов, создание целевой профессиональной образовательной инфраструктуры, повышение возможностей молодежи соответствующих регионов в получении достойного современного образования, целевое использование материально-технических, кадровых и иных ресурсов «наукоградов».
Конверсия «военных» и иных поселений, содержащих в своей структуре градообразующие иентрыЛ в гражданские соиио-куьтурные поселения. Необходимость такого решения обусловлена тем, что в последние годы острой социальной проблемой стало резкое ухудшение условий проживания людей в поселениях, в структуре которых есть градообразующие центры. В этих поселениях нарушились сложившиеся системы занятости, медицинского, социального, коммуникационного, транспортного, а также коммунального, бытового, торгового, культурного обслуживания, оказания ритуальных услуг.
Остро проблематичными являются водоснабжение, доставка топлива, противопожарная безопасность. В ряде мест осложнилась криминогенная ситуация, что обусловлено снятием режима и ослаблением охраны многих поселений. Должным образом не легализована система преемственности по жизнеобеспечению их населения между местными органами власти и ведомственными органами управления. В результате нередки случаи своеобразного безвластия в таких поселениях.
Градообразующими центрами рассматриваемых поселений изначально были воинские части (учреждения), институты, предприятия И т.п. Специфика этой ситуации предопределила демофафический и профессиональный состав населения таких поселений, характер их социальной инфраструктуры. Следствием расформирования и реорганизации указанных центров, осуществлявших финансирование и управление социумом городков, при отсутствии преемственности между военными, иными ведомственными и гражданскими ответственными структурами стала вышеуказанная ситуация.
Местные муниципалитеты оказались не платёжеспособными для сохранения и поддержания должного жизнеобеспечения поселений. Средства, выделяемые для
модернизации этих поселений (по сложившейся схеме) не покрывают необходимых расходов и не обеспечивают сколько-нибудь существенно меры по социальной реабилитации, в том числе профессиональной, их населения.
Всё это вызвало у людей негативное отношение к проживанию в этих посе-тениях. При этом у людей нет каких-либо реальных перспектив благополучно эешить вопросы своего переезда, на новом месте получить жильё и работу в короткие сроки. Решение этой сложной социальной проблемы требует принятия целевых мер по упорядочению функционирования поселений, имеющих в своей пруктуре градообразующие центры, полноценного использования их жилищного фонда, а также различного имущества, которое осталось в них после расформирования центров, и, к сожалению, по большей части к настоящему времени разграблено.
В результате осуществления мер по конверсии следует предусмотреть: » в социальном плане — создание системы социальной адаптации людей, связанных в прошлом со службой либо работой в градообразующих центрах и обслуживанием соответствующих поселений, а также членов их семей и вынужденных переселенцев. Целью предусматриваемых мер станет снижение социальной напряженности в местах компактного проживания вышеуказанных категорий населения и создание условий для наиболее полного использовании интеллектуального и профессионального потенциала специалистов, высвобожденных в результате расформирования градообразующих центров. Решение актуальных социальных вопросов возможно путем:
- обеспечения граждан жилой площадью за счет строительства жилья раз
ных форм собственности в местах компактного проживания и в зонах
влияния поселений;
- профориентации, переподготовки и трудоустройства населения (в том
числе для работ на строительных объектах), создания новых рабочих мест
за счет интеграции военной, иной специфической и гражданской инфра
структур, развития и укрепления предпринимательства, способного без
больших государственных затрат в значительной степени решить пробле
му занятости, расширить предложения товаров и услуг, и, на этой основе,
обеспечить социально-экономическую стабильность;
» в экономическом плане — осуществление перевода непроизводственной части ведомственной собственности в сферу производственно-гражданскую, построенную в соответствии с требованиями рыночной экономики, в первую очередь, производящую продукцию и оказывающую услуги, заведомо востребованные обществом. Эффективное использование существующих производственных площадей (мощностей) и инженерного обеспечения поселений при решении поставленных задач позволит сократить сроки и стоимость организации производств, постоянно расширяя сферу деятельности, создавая зоны опережающего социально-экономического развития и способствуя интеграции различных инфраструктур в отрасли экономики и науки. Создаваемые зоны опережающего социально-экономического развития на базе конверсии военных и иных поселений, имеющих в своей структуре градообразующие центры, будут стимулировать экономическое развитие территорий;
в экологическом плане — прекращение деградации и экосистем, возникшей в результате воздействия войсковых и иных объектов и являющейся препятствием для устойчивого социально-экономического развития территории. В рамках проводимых мероприятий следует предусмотреть отработку технологий реабилитации земель, подверженных техногенному воздействию от армейских и иных объектов. Это позволит разработать единые подходы, методики, научно-обоснованные требования и технологии по повышению качества окружающей среды и возвращение в хозяйственный оборот земель, ранее использовавшихся в военных и иных специальных целях.
3. Приоритеты социальной политики в сфере социальной защиты населения
Социальная защита населения предполагает дифференцированное решение ч различных проблем, которые являются следствием свершения разных социальных рисков. Исторически в России сложились определенные институты, в рамках ко- ■ торых происходило социальное обеспечение населения и его отдельных групп. Приоритетами социального обеспечения всегда были пеисионирование, социальные выплаты отдельным категориям населения и социальная помощь, размеры и виды которой жестко детерминировались установленными нормативами. В этой помощи личности, ее потенциальным возможностям никогда не отводилось места. В этой связи до 90-х годов прошлого века в стране практически не получил развития институт социальной поддержки. Практическое становление, институционное построение системы социальной защиты населения началось в 1993 году. Положи- ■ тельную роль в этом сыграло организованное в тот период Министерство социальной защиты населения Российской Федерации.
Выбор приоритетов социальной защиты населения должен быть основан на глубоком анализе социальной структуры общества, изучении причинно-следственных взаимосвязей социальных рисков и социальных проблем.
Основная цель социальной защиты населения на современном этапе не допустить сужения круга исторически сложившихся в стране социальных гарантий.
4. Приоритеты социальной политики в сфере охраны здоровья населения
Состояние здоровья населения точно отражает тенденции экономического развития и благосостояния страны. В России прогрессирующие рост заболеваемости, инвалидизации, смертности среди р'азличных возрастных групп населения, в том числе участившиеся случаи самоубийств, падение рождаемости привели к неблагоприятным демографическим сдвигам. В полной мере все эти процессы затронули большинство российских регионов. Особое значение
приобретает демографическая политика, концепции которой необходимо разрабатывать как на федеральном, так и на региональных уровнях, и на этой основе принимать целевые социальные программы.
Охрана здоровья населения охватывает большой спектр следующих проблем, требующих кардинальных решений:
• подъем материального благосостояния людей;
• обеспечение граждан жильём в соответствии с санитарно-гигиеническими
нормативами;
• улучшение структуры питания различных возрастных групп населения;
• достижение экологического благополучия в различных административно-
территориальных поселениях любого масштаба;
• коренное изменение в сфере охраны труда;
• модернизация производства, производимая с учетом санитарно-гигиеничес
ких нормативов организации труда к современных производственных техно
логий;
• выведение из жилых зон вредных предприятий, минимизация негативного
воздействия этих предприятий на окружающую среду;
• снижение безработицы (устранение скрытой безработицы);
• смягчение политических и экономических катаклизмов, ставших чуть ли не
обыденным, а потому столь устрашающим, явлением.
Однако помимо столь глобальных проблем, есть первоочередные вопросы, тре-j бующие внимания и решения;
• усиление профилактики заболеваемости и укрепления здоровья различных |
слоев населения, особенно женщин и детей:
• усиление противоэпидемических мероприятий, контроль за состоянием рабо-.
чих мест, населенных пунктов, социальных объектов;
• повышение ответственности предприятий всех форм собственности, а также.)
физических лиц за загрязнение окружающей среды, за нарушение экологиче
ского баланса, за прямой ущерб здоровью людей;
• повышение уровня подготовки и использования медицинских кадров. Активи
зация роли профессиональных медицинских обществ в определении условий
медицинского страхования и контроля за качеством подготовки и повышения
квалификации медицинских кадров, а также медицинской помощи;
• приор!ттетное развитие отечественной медицинской и фармацевтической про
мышленности, достойно представленной в ряде регионов и хорошо себя заре
комендовавшей на рынке медицинских товаров и услуг;
• обеспечение постоянной витаминизации всех детей и беременных женщин, а
также обязательное проведение массовой профилактики среди населения,
проживающего в районах с дефицитом особо значимых микроэлементов в
биосфере;
• восстановление системы этапного оздоровления и реабилитации детей всех
возрастных групп, включая систему школьной медицины и летнего оздорови
тельного отдыха, сделав их доступными для всех слоев населения;
• обеспечение горячего питания школьников;
• реализация программ борьбы с различными формами токсикомании и иными
вредными привычками;
• разработка региональных базовых программ медицинской помощи;
, упорядочение финансирования учреждений здравоохранения на основе уточнения и разграничения функций бюджетного и страхового финансирования, а также контроля финансовых ресурсов;
• создание должных региональных запасов необходимых медикаментов и меди
цинской техники;
• г,юдернизация всех типов медицинских и фармацевтических учреждений;
• демонополизация лечебно-профилактической сети, поощрение открытия боль
ниц, поликлиник, аптек, реабилитации[но-оздоровителышх центров, санато
риев, пансионатов, домов и баз отдыха предприятиями и организациями раз
личных форм собственности, а также физическими лицами на основе
федеральной и региональной законодательной базы;
• пропаганда всеми легальными методами ответственного отношения граждан к
своему здоровью и здоровью окружающих людей.
В сфере охраны окружающей среды необходимо заняться активным формированием менталитета ценности природы у широких слоев населения. Для создания условий рационального природопользования с минимизацией ущерба среде жиз-леобитания человека, а также условий для проведения экологической реабилитации человека И среды его обитания необходимо формирование правового поля, экономических рычагов воздействия.
Охрана здоровья населения и окружающей среды — это неотъемлемая часть социальной политики, заинтересовано участвовать в которой должны все граждане России. Формы и методы такого участия могут быть как на условиях государственного регулирования, так и в системе самоорганизации людей.
J. Приоритеты социальной политики в сфере формирования соиио-кулътуриой среды
Для многих территориальных образований России это чрезвычайно сложная проблема для практического решения. Сложившийся стереотип социального обустройства регионов с учетом приоритетов крупных городов, административных центров привел к практическому отсутствию сколько-нибудь значимой социально-культурной инфраструктуры в малых и большинстве средних по масштабам поселениях. В значительной части малых городов и сельских поселков нет учреждений профессионального образования, культуры, досуга, для занятий спортом и физической культурой, изучения языков, и т.п. Крайне скудно развита сеть общеобразовательных и медицинских учреждений. Ряд здравниц, принадлежащих юридическим либо физическим лицам из крупных мегаполисов, расположенных на региональных территориях, не доступны для участия в их функционировании и сопричастности к собственности местным жителям. Многие регионы России богаты природно-климатическими саиитарно-курортными условиями. Но лучшие санатории, оздоровительные комплексы, дачные поселки не только не доступны местным жителям, но нередко существенно ущемляют их деловые, экологические и иные
интересы, востребование которых могло бы значительно улучшить положение на рынке труда, собственности, товаров и услуг в соответствующей территории.
Большие проблемы существуют в поддержании культурно-архитектурных комплексов различной ведомственной принадлежности. Многие из уникальных ■ исторических комплексов разрушены либо находятся в бедственном положении.; Статус этих комплексов требует уточнения, они остро нуждаются в финансовой поддержке, решении накопившихся материально-технических и иных проблем.
В России для значительной части ее городов, иных населенных пунктов низкой остается культура градостроения, в них утрачена самобытность национального колорита. Уровень цивилизации в сфере коммунального обеспечения различных ад-мин истатив но -территориальных образований резко отличается друг от друга. Особенно он контрастирует с таковым в крупных мегаполисах.
В подавляющем большинстве регионов необходимо решить проблемы досуга и творчества по месту жительства детей, молодежи, иных групп населения. Положительную роль могла бы сыграть активизация некоммерческой спортивной И оздоровительной работы среди людей различного возраста.
Снижение отрицательного воздействия социальных негативов могут в определенной мере обеспечить проведение фестивалей, соревнований, различных культурно-массовых мероприятий, несущих людям радость и оптимизм. Делать это следует изыскивая внебюджетные ресурсы, на основе инициатив самих людей. Практически повсеместна не задействован потенциал самоорганизации людей. Однако наивно считать, что самоорганизация некий спонтанный процесс. Безусловно, что он требует определенных усилий со стороны органов местного управления, общественных, благотворительных и иных незапрещенньгх законом организаций.
Для многих регионов давно требующей решения является проблема модернизации учреждений здравоохранения, образования, социальной защиты. Должного внимания заслуживают специализированные образовательные учреждения, в том числе коррекционные классы в общеобразовательных школах. Следует учитывать, что социальные службы специализированной системы имеют сегрегационные особенности, определяющие высокую затратность и морально-этическую ущербность. Поэтому следует решать проблемы, ориентируясь на использование интеграционных технологий.
Во многих регионах России актуальными являются вопросы социальной помощи людям, оказавшимся в сложных жизненных условиях (бездомные, беженцы, вынужденные мигранты и переселенцы). Межрегиональной проблемой становится организация домов ночного пребывания, социальных приютов и гостиниц, что следует делать совместными усилиями территориальных органов социальной защиты с другими заинтересованными службами. Не должно быть случаев отказа в помощи людям, попавшим в экстремальные ситуации. И эта проблема должна найти место в работе государственных и общественных структур.
В различных территориях России отмечаются разительные отличия в материальном положении работников, так называемой непроизводственной сферы. Эта ситуация требует самого пристального изучения и поиска адекватного решения (исключая запретительные меры).
Проблема формирования социо-культурной среды не нуждается в скоропалительных действиях. Необходимо проведение ее серьезного социологического и
экономического изучения, поиска различных решений, в том числе и компромиссных, совместно выработанных с граничащими друг с другом территориями. Активное участие в этом могли бы принять общественные движения, различного уровня средства массовой информации, в том числе местные телеканалы.
Очевидно, что главным на пути создания должного уровня социо- культур ной среды должно стать повышение уровня образованности населения во всех сферах жизнедеятельности и как стержень этого — достижение высот профессиональных знаний и умений. Особое значение следует придать развитию всех форм общего и профессионального образования, повышению качества обучения детей в школах, независимо от места жительства, качество получения профессионального образования. Выбор профессионального обучения должен зависеть от желания и уровня знаний человека, а не от каких-либо иных обстоятельств. Государство в лице своих институтов должно гарантировать действенность доступности получения профессионального образования. Социальные реформы, происходящие в России, предусматривают существенные изменения идеологии и инфраструктуры института профессионального образования.
Приоритетами образования, в свете этих реформ, обозначены:
• облегчение социализации в рыночной среде;
• противодействие негативным социальным процессам и обеспечение социаль
ной мобильности в обществе;
• поддержка интеграции новых поколений в глобализированный мир, в откры
тое информационное пространство;
• реализация ресурса свободы, формирование выбора общественно полезной
деятельности для каждого человека, получившего образование.
Одними из главных базовых условий модернизации образования признаются:
• информатизация образования, обеспечивающая модернизацию его методов и
технологий, переход к открытому образованию;
• формирование новых институтов системы образования, обеспечивающих мак
симально полную мобильность средств населения и предприятий;
• высокое качество и возможности широкого выбора образовательных программ
и услуг:
• эффективное использование ресурсов кадров.
Среди экономических и финансовых механизмов реализации реформ в образовании признаны:
• мобилизация частных средств в систему образования;
• налоговые льготы;
• развитие коммерческой образовательной и не образовательной деятельности;
• рыночные формы отношений, В том числе с непосредственными получателями
образовательных услуг;
• адресная социальная поддержка учащихся из низко доходных домохозяйств.
Реформы в сфере образования ориентированы иа модернизацию в сферах тру
да и занятости.
Не вызывает сомнения, что все указанные аспекты реформ значимы и актуальны. Однако многие положения вызывают как вопросы о технологии их реализации, так и о социально-нравственной стороне модернизации профессионального обра-
зовання. В провозглашенных реформах отдан приоритет экономической стороне отношений учащегося и образовательных учреждений.
Очевидно, что среди социально-нравственных аспектов реформ профессионального образования острое звучание получают следующие проблемы: 1). доступность профессионального образования, начиная с получения качественного допрофессионзльного образования для детей из различных по достатку семей. Сегодня в России более половины семей с детьми относятся к бедным слоям населения. В школах нового типа, программы которых наиболее соответствуют требованиям к знаниям абитуриентов профессиональных образовательных учреждений, широко распространена практика оплаты родителями многих школьных дел (приобретение учебников; занятий по авторским программам, а также изучения ряда предметов; посещение театров; экскурсий и др.), что не могут позволить себе родители большей части российских детей. Следовательно, дети из этих семей не могут учиться в школах нового типа, не потому, что не способны усвоить более сложные программы обучения, а потому, что их родителям это не по карману. В згой связи провозглашение равенства возможностей в получении образования в концептуальных реформаторских декларациях выглядит утопичным. Утверждение о компенсационных выплатах — лукавым, поскольку в этом случае затраты будут весьма существенны и явно обременительны для бюджета;
I) мотивации выбора профессии и сферы приложения труда. Согласно специальным исследованиям выбор той или иной профессии определяется современным российским школьником, а при специализации на старших курсах —- студентом, во многом возможностью последующего трудоустройства. Это трудоустройство рассматривается через протекционизм. В расчет, как правило, не идут профессиональные знания, равные конкурентные начала на рынке труда и прочие условия профессионального и карьерного роста, зависящие от профессиональной состоятельности специалиста;
I) ценностная ориентация личности на профессиональные знания и навыки, как следствие обозначенной установочной мотивации на трудовую деятельность. Студенты, молодые специалисты на практике познают, что добиться успеха можно иными Способами, чем добросовестным профессиональным исполнением своих трудовых обязанностей в конкретной сфере труда. Среди этих способов весь арсенал теневой экономики, «связи и еще раз связи», «нужные люди», игнорирование норм нрава и морали;
) ориентация личности на профессиональную деятельность, для которой характерны нарушения права, отсутствие уважения к конкурентам на свободном рынке труда;
) нравственные аспекты развития коммерческой образовательной и необразован тельной деятельности в профессиональных образовательных учреждениях обусловлены нецелевым использованием учебных площадей в ущерб условиям учебы студентов и труда профессорско-преподавательского состава этих учреждений, а также значимой дифференциацией учащихся на богатых и бедных. К сожалению ни эти, ни многие другие аспекты реформ профессионального об-вования не подкреплены механизмами противодействия вероятным нравственным щержкам. В этой связи очевидно обозначение такого приоритета социальной полл-
тики, как недопущение социально-нравственных издержек реформ в сфере образования. Страна слишком дорого заплатит за недопущение в университеты «Ломоносовых», за обеспечение карьерного роста амбициозным личностям, не владеющим должным профессионализмом и преданностью избранной профессии.
Представляется важным затронуть еще одну проблему. В России на современном этапе одним из приоритетных путей развития профессионального образования признается многоуровневое, вариативное непрерывное интегрированное образование. Его цель — создать необходимые условия получения профессионального образования, а также социализации и интеграции, позволяющих специалистам достигать должной конкурентоспособности на общем рынке труда, равные стартовые возможности карьерного и профессионального роста с учетом происходящих в стране реформ в различных сферах жизни государства и общества.
Ожидаемыми результатами этого образования должны стать: ■ качественное усвоение учащимися на долрофессионалыюм этапе обучения общеобразовательной программы с углубленным изучением профильных для последующего профессионального образования предметов;
• высокий уровень социализации учащихся, в том числе с ограниченными по со
стоянию здоровья возможностями;
• выработанная мотивация к продолжению обучения в системе профессиональ
ного, в том числе высшего, образования;
• осознанный выбор будущей профессии и ориентация в специфике избранной
профессиональной деятельности;
• готовность к обучению в интегрированной открытой профессиональной обра
зовательной среде;
• сокращение до минимума процесса социально-средовой и психологической
адаптации учащегося в профессиональном образовательном учреждении и по
следующей трудовой среде;
• достаточные навыки коммуникабельности для обучения в профессиональном
образовательном учреждении в системе интегрированного открытого образо
вательного прос!ранства;
• устойчивые навыки целенаправленной самостоятельной работы в процессе
обучения;
• знание прав и обязанностей учащегося профессионального образовательного
учреждения;
• достаточный уровень профессиональной и социально-психологи чес кой подго
товки выпускников профессиональных образовательных учреждений для аде
кватного поведения на общем рынке труда и в трудовых коллективах различ
ного типа предприятий и организаций.
Данная модель профессионального образования получает все большее признание и внедряется в различных регионах России. Безусловно, это прогрессивная форма образования, дающая большие возможности учащимся. Однако изучение контингента лиц, обучающихся по указанным технологиям, подтверждает, что лучшие формы обучения, образовательный капитал недоступны выходцам из бедных семей и проживающих в отдалении от социо-культурных центров. Складывается ситуация избирательности лучшего для избранных по имущественному признаку, а также месту жительства.
Социально-нравственные проблемы профессионального образования превра-* тились в социальные проблемы, т.е. объективно возникающие в процессе функционирования и развития общества противоречия. Эти проблемы — комплекс вопросов, требующих решения средствами социального управления, и, прежде всего, путем реализации социальной политики. Они должны решаться как локально (когда затрагиваются частные аспекты профессионального образования на уровне индивида, социальной группы, конкретного профессионального образовательного учреждения), так и путем структурных преобразований социальной системы в целом. Принятие решений, как бы они не назывались (реформа, программа, или по иному), игнорирующих реалии, создаст некую иллюзию действия, активности во благо. Тогда как в действительности это породит еще большие по масштабности и социальным последствиям проблемы. Социально-нравственные проблемы профес-1 сионального образование не частное явление, характерное для системы образона-1 ния, это проблемы настоящего и булушего российского общества. Эти проблемы | заслуживают активного изучения, разработки технологий упреждения их негативных последствий. Модернизация профессионального образования необходима, в, этом нет сомнения. Однако она не должна стать катализатором негативных процессов в сфере морали, профессиональной этики, духовности россиян.
Повышение культурного уровня населения во многом определяется системой ценностей, исповедуемых обществом. Необходимо предпринять целенаправлен- I ные меры на возрождение той высокой духовности, которая всегда была присуща народам России.
В сфере формирования социо-культурной среды важное значение имеют куль-, тивирование в обществе созидательных ценностей, в числе которых справедли-1 вость, высокая нравственность в труде, в учебе, в быту, в повседневном общении, социальная справедливость, взаимопомощь;
• повышение мотивации к цивилизованному социальному обустройству адми
нистративно-территориальных мест проживания людей;
• повышение роли и качества общего и профессионального образования;
• сохранение национальной самобытности языка и культуры;
• социальная интеграция в сфере культуры и образования.