Предпринимательство и прибыль. функции прибыли в экономике
Предпринимательство как фактор производства
В экономической теории, начиная с работ австрийского экономиста Й. Шумпетера, предпринимательство рассматриваетсякак самостоятельный фактор производства наряду с капиталом, трудом и природными ресурсами.
В современном производстве сами по себе ни труд, ни капитал не заработают. Для этого нужны особые условия — все то, что обеспечивает работу фирмы и из чего она собственно состоит: машины и оборудование, здания и сооружения на специальной территории, которая арендуется или покупается; транспорт, работники разного уровня и квалификации, менеджмент, маркетинг, организация служб, рассчитывающих и обслуживающих все экономические и производственно-технологические процессы. Сюда же входят обеспечение бесперебойной поставки ресурсов и материалов, сбыт продукции, а это договоры с поставщиками и оптовыми покупателями, выяснение объемов и структуры спроса. Отдельно — работа с регулирующими и контролирующими государственными и административными органами (например, с налоговой и другими инспекциями, министерствами, ведомствами, комитетами и комиссиями), разрешение споров в арбитражных судах и многое другое, всего не перечислить. Все это не будет работать без финансирования, обеспечения кредитами и т.д. Чтобы организовать решение этих вопросов, нужны специальные знания и умения, особый дар, организаторские, творческие и аналитические способности, склонность к риску. Всеми этими качествами обладает весьма небольшая часть населения — не более 8%. Так что наряду с капиталом и трудомпредпринимательство — это особый ресурс, самостоятельный фактор производства.
Функция предпринимательства
Функция предпринимательства в широком смысле слова заключается в умении соединить факторы производства особым образом, найти такую новую комбинацию или сочетание ресурсов, которые обеспечат получение прибыли.
Более подробнофункция предпринимательства в экономике описывается через выполнение следующих задач:
— улучшение качества продукта, открытие в нем новых свойств;
— создание принципиально нового продукта;
— внедрение нового способа производства, принципиально новой технологии или улучшение уже существующей;
— поиск новых источников сырья и других ресурсов;
— завоевание новых рынков сбыта;
— реорганизация структуры рынка, т.е. его монополизация и изменение организационной структуры отрасли;
— нахождение и реализация новых управленческих технологий и т.д.
Так, еще в первой половине XX века описывал функции предпринимательства Й. Шумпетер. В его знаменитом научном труде «Теория экономического развития» особо подчеркивается инновационная, творческая функция предпринимателя, дающая импульс динамике экономического и технического развития.
Риск
Решение задач, входящих в рассмотренную функцию предпринимателя во многом связано с риском. Поэтому вторая важная функция предпринимателя заключается в том, что постоянно возникающие риски в экономике он берет на себя.
Риски в экономической системе можно разделить на страхуемые и нестрахуемые.
К страхуемым рискам относится прежде всего риск возникновения ущерба, потерь от стихийных бедствий, несчастных случаев и т. д. Страхование рисков стало возможным благодаря развитию государственного страхования и частных страховых компаний.
Нестрахуемые — это риски потерь, связанных с непредсказуемым изменением рыночной конъюнктуры: шоком спроса и предложения, резким взлетом или обвалом цен, курса валюты и т.д. Внедрение инноваций также всегда связано с большими рисками и т. д.
Именно взятие на себя нестрахуемых рисков и является важным источником экономической прибыли предпринимателя. Связанная с нестрахуемыми рисками деятельность предпринимателя и ведет к созданию преимуществ на рынке. Экономическая прибыль может быть получена в результате инновации — открытия как новых качеств блага, так и принципиально новых благ, внедрения улучшенных или новых технологий, что повышает производительность ресурсов и временно решает проблему их ограниченности. Новые методы организации производства, новые товары и новые рынки сбыта, монополизация рынков и передел сфер влияния монополий — все это является источником экономической прибыли.
Итак, важнейшим источником экономической прибыли, или сверхприбыли, является деятельность предпринимателя, который берет на себя нестрахуемые риски и реализует, внедряет и распространяет инновации в различных сферах экономических отношений (в производстве, его организации и сбыте товаров).
Роль прибыли в рыночной экономике
Прибыль, прежде всего экономическая, выполняет функцию ценового сигнала. В условиях конкуренции ресурсы перемещаются из убыточных отраслей, где они находятся в избытке, в прибыльные отрасли, где наблюдается дефицит ресурсов, а перераспределяет их между отраслями ценовой сигнал в виде информации о прибыли. Ожидание экономической прибыли стимулирует более эффективное использование ресурсов, стремление повысить их производительность путем внедрения новых технологий, более эффективной организации труда и сбыта. Таким образом, ожидание сверхприбыли или стремление к ее получению стимулирует реализацию научно-технического прогресса (да и сам научно-технический прогресс) и экономический рост (т.е. улучшение качества и расширение производственного потенциала страны, что увеличивает объемы производства в экономике в целом).
Экономическая прибыль является важным источником финансирования развития производства, его совершенствования. Получается, что прибыль, выполняяроль информационного сигнала в условиях рынка, стимулирует и балансирует экономическое развитие, направляет его по пути технического прогресса.
Вот почему считается, что рынок, рыночная организация экономики, является более эффективной по сравнению с другими типами организации общества, хотя и не лишена недостатков.
Распределение доходов
Фирмы предъявляют спрос на факторы производства, а домохозяйства предлагают их. Покупая факторы производства, фирмы формируют доходы домохозяйств. Различают функциональное и персональное распределение доходов.
Функциональное распределение дохода
Функциональное распределение дохода — это распределение дохода между собственниками факторов производства.
Совершенно конкурентные фирмы, максимизирующие прибыль, покупают факторы по рыночной цене, равной стоимости предельного продукта фактора:
МРL × Р = w; МРК × Р = rк.
В производство продукта каждый фактор вносит вклад, равный его предельному продукту. Собственник фактора получает доход, равный стоимости его предельного продукта, что объективно и справедливо с позиции рынка.
Функциональное распределение дохода отражает реальное его распределение среди граждан в условиях, когда возможна однозначная идентификация социального статуса как лица наемного труда, так и собственника вещественного капитала.
В современных условиях налицо размывание социального статуса, выражающееся в том, что наемные работники одновременно являются собственниками капитала, владея различными видами ценных бумаг, недвижимостью, организуя частный бизнес. Если около 90 % населения учитывается национальной статистикой как лица наемного труда и вместе с тем доля собственников (с учетом членов семьи) доходит до 50 %, то имеет место диверсификация социального статуса, которая если не снимает, то значительно сглаживает проблему классового противостояния.