Предпринимательство и прибыль. функции прибыли в экономике

Предпринимательство как фактор производства

В экономической теории, начиная с работ австрий­ского экономиста Й. Шумпетера, предпринимательство рассматриваетсякак самостоятельный фактор производства наряду с ка­питалом, трудом и природными ресурсами.

В современном производстве сами по себе ни труд, ни капитал не заработают. Для этого нуж­ны особые условия — все то, что обеспечивает работу фирмы и из чего она собственно состоит: машины и оборудование, зда­ния и сооружения на специальной территории, которая аренду­ется или покупается; транспорт, работники разного уровня и квалификации, менеджмент, маркетинг, организация служб, рассчитывающих и обслуживающих все экономические и произ­водственно-технологические процессы. Сюда же входят обеспе­чение бесперебойной поставки ресурсов и материалов, сбыт продукции, а это договоры с поставщиками и оптовыми покупа­телями, выяснение объемов и структуры спроса. Отдельно — ра­бота с регулирующими и контролирующими государственными и административными органами (например, с налоговой и дру­гими инспекциями, министерствами, ведомствами, комитетами и комиссиями), разрешение споров в арбитражных судах и мно­гое другое, всего не перечислить. Все это не будет работать без финансирования, обеспече­ния кредитами и т.д. Чтобы организовать решение этих вопросов, нужны специаль­ные знания и умения, особый дар, организаторские, творческие и аналитические способности, склонность к риску. Всеми этими качествами обладает весьма небольшая часть населения — не бо­лее 8%. Так что наряду с капиталом и трудомпредпринимательст­во — это особый ресурс, самостоятельный фактор производства.

Функция предпринимательства

Функция предпринимательства в широком смысле сло­ва заключается в умении соединить факторы производства особым образом, найти такую новую комбинацию или сочетание ресур­сов, которые обеспечат получение прибыли.

Более подробнофункция предпринимательства в экономике описывается через выполнение следующих задач:

— улучшение качества продукта, открытие в нем новых свойств;

— создание принципиально нового продукта;

— внедрение нового способа производства, принципиально новой технологии или улучшение уже существующей;

— поиск новых источников сырья и других ресурсов;

— завоевание новых рынков сбыта;

— реорганизация структуры рынка, т.е. его монополизация и изменение организационной структуры отрасли;

— нахождение и реализация новых управленческих техноло­гий и т.д.

Так, еще в первой половине XX века описывал функции предпринимательства Й. Шумпетер. В его знаменитом науч­ном труде «Теория экономического развития» особо подчерки­вается инновационная, творческая функция предпринимателя, дающая импульс динамике экономического и технического раз­вития.

Риск

Решение задач, входящих в рассмотренную функцию пред­принимателя во многом связано с риском. Поэтому вторая важ­ная функция предпринимателя заключается в том, что постоянно возникающие риски в экономике он берет на себя.

Риски в экономической системе можно разделить на страхуе­мые и нестрахуемые.

К страхуемым рискам относится прежде всего риск возник­новения ущерба, потерь от стихийных бедствий, несчастных случаев и т. д. Страхование рисков стало возможным благодаря развитию государственного страхования и частных страховых компаний.

Нестрахуемые — это риски потерь, связанных с непредсказуе­мым изменением рыночной конъюнктуры: шоком спроса и пред­ложения, резким взлетом или обвалом цен, курса валюты и т.д. Внедрение инноваций также всегда связано с большими риска­ми и т. д.

Именно взятие на себя нестрахуемых рисков и является важ­ным источником экономической прибыли предпринимателя. Связанная с нестрахуемыми рисками деятельность предприни­мателя и ведет к созданию преимуществ на рынке. Экономиче­ская прибыль может быть получена в результате инновации — открытия как новых качеств блага, так и принципиально новых благ, внедрения улучшенных или новых технологий, что повышает производительность ресурсов и вре­менно решает проблему их ограниченности. Новые методы орга­низации производства, новые товары и новые рынки сбыта, мо­нополизация рынков и передел сфер влияния монополий — все это является источником экономической прибыли.

Итак, важнейшим источником экономиче­ской прибыли, или сверхприбыли, является деятельность пред­принимателя, который берет на себя нестрахуемые риски и реа­лизует, внедряет и распространяет инновации в различных сферах экономических отношений (в производстве, его орга­низации и сбыте товаров).

Роль прибыли в рыночной экономике

Прибыль, прежде всего экономическая, выполняет функцию ценового сигнала. В условиях конкуренции ресур­сы перемещаются из убыточных отраслей, где они находятся в из­бытке, в прибыльные отрасли, где наблюдается дефицит ресур­сов, а перераспределяет их между отраслями ценовой сигнал в ви­де информации о прибыли. Ожидание экономической прибыли стимулирует более эффективное использование ресурсов, стремле­ние повысить их производительность путем внедрения новых тех­нологий, более эффективной организации труда и сбыта. Таким образом, ожидание сверхприбыли или стремление к ее получе­нию стимулирует реализацию научно-технического прогресса (да и сам научно-технический прогресс) и экономический рост (т.е. улучшение качества и расширение производственного потенциа­ла страны, что увеличивает объемы производства в экономике в целом).

Экономическая прибыль является важным источником финансирования развития производства, его совершенствования. Получается, что прибыль, выполняяроль информационного сигнала в условиях рынка, стиму­лирует и балансирует экономическое развитие, направляет его по пути технического прогресса.

Вот почему считается, что рынок, рыночная организация эко­номики, является более эффективной по сравнению с другими типами организации общества, хотя и не лишена недостатков.

Распределение доходов

Фирмы предъявляют спрос на факторы производства, а домохо­зяйства предлагают их. Покупая факторы производства, фирмы формируют доходы домохозяйств. Различают функциональное и персональное распределение доходов.

Функциональное распределение дохода

Функциональное распределение дохода — это распределение дохода между собствен­никами факторов производства.

Совершенно конкурентные фирмы, максимизирующие при­быль, покупают факторы по рыночной цене, равной стоимости предельного продукта фактора:

МРL × Р = w; МРК × Р = rк.

В производство продукта каждый фактор вносит вклад, рав­ный его предельному продукту. Собственник фактора получает доход, равный стоимости его предельного продукта, что объек­тивно и справедливо с позиции рынка.

Функциональное распределение дохода отражает реальное его распределение сре­ди граждан в условиях, когда возможна однозначная идентификация социально­го статуса как лица наемного труда, так и собственника вещественного капитала.

В современных условиях налицо размывание социального статуса, выражающее­ся в том, что наемные работники одновременно являются собственниками капи­тала, владея различными видами ценных бумаг, недвижимостью, организуя част­ный бизнес. Если около 90 % населения учитывается национальной статистикой как лица наемного труда и вместе с тем доля собственников (с учетом членов се­мьи) доходит до 50 %, то имеет место диверсификация социального статуса, которая если не снимает, то значительно сглаживает проблему классового противостояния.

Наши рекомендации