Сектор Рынок товаров и услуг

III Макроэкономика. Введение в макроэкономику.

1. Макроэкономический анализ: предмет и методы исследования.

Цели, условия и особенности функционирования национальной экономики.

Национальное счетоводство как инструмент регулирования макроэкономических процессов.

Макроэкономические показатели и методы их подсчета.

5. Национальное богатство: содержание и структура.

1.

Макроэкономический анализ: предмет и методы исследования

Впервые термин «макроэкономика» употребил в своей статье в 1933 г. известный норвежский ученый – экономист-математик, один из основоположников эконометрики, лауреат Нобелевской премии 1969 г. Рагнар Фриш. Однако как самостоятельный раздел экономической науки макроэкономика возникла в 30–е гг. XX в. Ее появление было связано с мировым кризисом 1924 г., закончившимся длительной депрессией. Выдающийся английский экономист, представитель Кембриджской школы, премъер-министр по экономическим вопросам США лорд Джон Мейнард Кейнс в 1936 г. разработал программу по выходу экономики из кризиса, которая дала начало развитию нового направления экономической мысли - кейнсианству. Основная работа Дж. М. Кейнса называется «Общая теория занятости процента и денег» (1936 г.). Общая идея программы Дж. М. Кейнса в усилении государственного контроля за потоками и запасами, в активизации государственной политики по стимулированию эффективного спроса, т.е. создание предпосылок для увеличения потребительского и инвестиционного спроса. Кейнсианская теория была востребована до 70-х годов XX в., когда чрезмерные государственные расходы на развитие экономики породили проблему безработицы и инфляции. Эти проблемы не могли эффективно решиться кейнсианскими методами, поэтому в мировой экономической мысли появляется новое течение – монетаризм, главным идеологом которого является Милтон Фридмен, профессор чикагской школы. Монетаристы со спроса сделали упор на частный бизнес, снижение государственных расходов, усиление денежно-кредитной политики и регулирование денежной массой в стране.

В переводе с греческого слово «макро» означает «большой» (соответственно «микро» - «маленький»), а слово «экономика» - «ведение хозяйства».

Макроэкономика – это наука о функционировании национальной экономики в целом, при этом экономика рассматривается как сложная большая единая иерархически организованная система, как совокупность экономических процессов и явлений и их показателей.

Макроэкономика направлена на достижение следующих целей:

1. Устойчивый рост реального объема производства, обеспечивающий население реальными товарами и услугами;

2. Сохранение стабильного уровня цен с помощью рыночной конкуренции;

3. Обеспечение высокой занятости трудоспособного населения;

4. Достижение положительного сальдо внешнеторгового баланса (экспорт превышает импорт), а также свободной конвертируемости валюты по твердому курсу;

5. Рост эффективности и социальной направленности функционирования рыночной экономики.

Если сравнить микроэкономику и макроэкономику, то эти науки сосредоточены на разных проблемах.

Микроэкономический анализ имеет дело со всей совокупностью изолированных потребителей и производителей и поэтому носит весьма абстрактный характер.

Макроэкономика – изучает экономику так, как если бы она состояла только из одного совокупного потребителя и одного производителя, производящего один единственный товар.

Такая абстракция в микроанализе необходима для того, чтобы вывести стоимость товара, определить каким образом и в каких отраслях она будет оптимальной, анализировать взаимодействие спроса и предложения. После снятия этих вопросов приходит черед макроэкономики. Она позволяет считать экономику состоящей из одного совокупного экономического агента.

Поэтому национальная экономика – это множество независимых единиц, миллионы домашних хозяйств и фирм. И, хотя они изолированы, но влияют друг на друга через различные каналы и подвержены влиянию государства. Эти взаимосвязи не важны для микроэкономики, но являются существенными для макроэкономики.

Таким образом, объектом макроэкономики является вся национальная экономика в целом, взаимодействие решений домашних хозяйств и фирм, дополненные решениями правительства.

Субъектами макроэкономикиявляются:

1) Домашние хозяйства – являются собственниками и поставщиками факторов производства, находящихся в частной собственности. Продавая или сдавая в аренду имеющиеся у них факторы, домашние хозяйства получают доход, называющийся «национальный доход», который затем делят на две части, первая из которых идет на потребление, а вторая – на сбережения.

2)Фирмы– это макроэкономические агенты, проявляющие свою активность через предъявление спроса на факторы производства, организацию процесса создания и предложения товаров и услуг, инвестирование средств и увеличение запасов капитала внутри страны.

3)Государство– это совокупность государственных учреждений и организаций, которые обладают политическим и юридическим правом воздействовать на ход экономических процессов, регулировать экономику. Государство выступает в качестве: производителя общественных благ, покупателя товаров и услуг, механизма перераспределения национального дохода, кредитора или заемщика на финансовом рынке, регулятора и организатора функционирования рыночной экономики.

4) Иностранный сектор – это все экономические субъекты, которые имеют постоянное местонахождение за пределами данной страны, а также иностранные фирмы на территории государства. Воздействие этого сектора на национальную экономику осуществляется через взаимный обмен товарами, услугами, капиталом и национальными валютами.

Изучение экономики в целом предполагает рассмотрение взаимодействия между экономическими субъектами через систему взаимосвязанных рынков. В макроэкономике можно выделить четыре макроэкономических рынка:

1) рынок товаров и услуг (реальный рынок);

2) финансовый рынок (рынок финансовых активов);

3) рынок экономических ресурсов;

4) валютный рынок.

1) Рынок товаров и услуг представляет собой набор институтов, позволяющих беспрепятственное движение товаров и услуг с целью возмещения продавцом затрат на производство продукта и получения прибыли, а также удовлетворения потребностей потребителей. Рынок товаров и услуг называют также реальным рынком, так как там продаются и покупаются реальные активы.

2) Финансовый рынок (рынок заемных средств)– это рынок, где продаются и покупаются финансовые активы (деньги, акции и облигации). Этот рынок включает:

- денежный рынок. На денежном рынке не происходят процессы купли и продажи, а лишь анализируются закономерности формирования спроса и предложения на деньги, а также возможности установления равновесной ставки процента и равновесной величины денежной массы в стране;

- рынок ценных бумаг. Здесь продаются и покупаются акции и облигации. Сторонами сделок на рынке ценных бумаг являются домохозяйства в качестве покупателей, а фирмы и государство в качестве продавцов.

3) Рынок ресурсоввключает рынок труда, рынок капитала и рынок земельных ресурсов.

4) Валютный рынок– это рынок, на котором по установленному курсу обмениваются друг на друга национальные денежные единицы разных стран.

Сектор Рынок товаров и услуг - student2.ru

Иностранный

сектор Рынок товаров и услуг

Государство

Домохозяйства Фирмы

Финансовый рынок

Особенности макроэкономического подхода:

В своем анализе макроэкономика использует те же методы и принципы, что и микроэкономика. К таким общим методам и принципам экономического анализа относятся: абстрагирование, метод восхождения от абстрактного к конкретному; сочетание методов дедукции и индукции; сочетание нормативного и позитивного анализа; анализ и синтез, сочетание исторического и логического, предположение о рациональностиповедения экономических агентов и др.

Макроэкономический анализ в отличие от микроэкономического требует изучения агрегированных показателей, характеризующих уровень развития экономики. Агрегирование представляет собой объединение отдельных элементов в одно целое, в совокупность. Это означает, что мотивы поведения и действия экономических агентов интерпретируются таким образом, как будто все взаимосвязанные производители объединены в лице одного, выпускающего национальный продукт, а все потребители равны одному совокупному потребителю.

Наши рекомендации