Объясните, как фирма - монополист определяет выпуска и назначает цену на продукцию
Монополия является противоположностью совершенной конкуренции. Она характеризует такой тип рыночной ситуации, при котором существует только один продавец товара. Такая фирма удовлетворяет совокупный спрос всех потенциальных покупателей товара и в этом смысле понятия «фирма» и «отрасль» совпадают, и линия спроса на продукцию монополии имеет отрицательный наклон.
Основным инструментом для установления своего господства на рынке фирмы-монополии используют цену. Монопольная цена - это цена, устанавливаемая монополиями единолично или в сговоре с другими монополиями. Пределом этой цены является величина платежеспособного спроса населения.
В экономике различают три вида монопольных цен:
* Монопольно высокие - цены по которым монополии продают свою продукцию потребителям с целью извлечения наивысшей прибыли. Эти цены можно представить в виде формулы:
Цена монополиста = Издержки произв. + Прибыль экономическая + Прибыль добавочная + Сверхприбыль.
Экономическую прибыль монополии получают так же как и все производители данной отрасли, иначе капитал будет перемещен в другую отрасль.
Добавочную прибыль монополии получают из-за более высокой производительности труда на своих предприятиях, определяемой научно-техническим прогрессом. Издержки производства на таких предприятиях ниже средних по отрасли.
Сверхприбыль у монополий образуется по причине их монопольного положения на рынке и установления цен на свою продукцию значительно выше ее стоимости:
* Монопольно низкие - это цены, по которым монополии закупают продукцию (как правило, сырье) у мелких и средних немонополизированных производителей.
* Дискриминационные - это различные цены, устанавливаемые на один и тот же товар на разных рынках.
Монополия имеет ряд следующих характерных особенностей: высокие барьеры для вступления в отрасль (патенты, лицензии, отдача от масштаба и др.), производство уникального продукта, один продавец встречается на рынке с большим числом покупателей.
Казалось бы, монополия может производить любое количество товаров и устанавливать любые цены. Но и для монополии существуют следующие ограничения:
1) Линия спроса и цена спроса на количество покупаемого товара (чтобы увеличить объем продаж, фирма должна снизить цену, поэтому соизмеряет полученные выгоды с потерями).
2) Эластичность спроса: при неэластичном спросе нет смысла снижать цену (общая выручка уменьшается, предельная выручка получает отрицательные значения). При эластичном спросе нет смысла повышать цену. Правило MR=MC характерно для любой фирмы.
Рис. 1. Оптимум монополии
Таким образом, объем выпуска в условиях монополии – Qm определяется пересечением MR и MC – точка а. Но для такого объема производства цена спроса – pm. Отсюда – оптимум монополии: Qm и pm.
Сравним с оптимумом конкурентной фирмы: здесь цена постоянна и выполняется равенство p*=MRk=MC. Точка оптимума – точка k. Следовательно, в условиях монополии выпуск продукции меньше (Qm<Qk), а цена выше (pm>pk). При этом покупатель платит монополисту больше, чем тому нужно для производства дополнительной единицы товара: MC при Qm равны pa.
Исходя из этого, общая прибыль монополиста на весь объем продукции равна площади pcpamc, сверхприбыль – pkpmmb.
В связи с этим возникает необходимость государственного регулирования деятельности монополий. Государство может устанавливать предельные цены, потоварный налог. Кроме того, большую роль в этом плане играет антимонопольное законодательство.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1) Базылева Н. И. Гурко и С. П. Экономическая теория изд. 4 2005 г.
2) Бородаевский А. На пути к цивилизованному рынку. М., 1991.
3) Герасимовы.В. Экономическая система: генезис, структура, развитие. Мн., 1991.
4) ГэлбрейтД.К. Новое индустриальное общество. М., 1969.
5) Корнам Я. Путь к свободной экономике. М., 1990.
6) Котов В.Н. Критика буржуазных теорий "экономических систем". М., 1981.
7) Кучин Б., Якушева Е. Управление развитием экономических систем.,1990.
8) Лемешевский, И.М. Экономическая теория. Вводный курс: учеб.- метод, пособие для студентов вузов, обучающихся по экон. специальностям / И.М. Лемешевский. - 4-е изд., доп. и перераб. - Минск: ФУАинформ, 2010. - 496 с.;
9) Лемешевский, И.М. Макроэкономика (Экономическая теория, Часть 3). учебное пособие / И.М. Лемешевский. - Мн.: ООО «ФУ Аинформ», 2004;
10) Макконнелл К.Р., Брю С Л. Экономикс. М., 1991. Т. 1. Гл. 2 - 3.
11) Поздняков Э. Формационный и цивилизационный подходы //МЭиМО. 1990.