Цели и функции государственного регулирования

Генеральными целями государственного регулирования экономики является экономическая и социальная стабильность, укрепление и совершенствование существующего строя внутри страны и за рубежом, адаптация его к изменяющимся условиям. Наряду с этим существует большое количество конкретных целей, без осуществления которых они не могут быть достигнуты. К таким целям относятся:

- Совершенствование структуры народного хозяйства;

- Выравнивание экономического цикла;

- Стабилизация денежного обращения;

- Развитие конкуренции;

- Внешнеэкономическое равновесие;

- Поддержание нормальной занятости;

- Стабильность цен;

- Обеспечение социального мира;

- Защита, улучшение окружающей среды и др.

Все эти цели взаимосвязаны. Цели бывают количественными – в абсолютных или относительных показателях (например, сокращение числа зарегистрированных безработных до 1 млн. человек, или на 15%) и качественными (повышение национальной конкурентоспособности, улучшение уровня образования или снижение загрязнения окружающей среды).

По времени, необходимому для их достижения, цели могут быть краткосрочными (до одного года – стимулирование экспорта путем девальвации национальной валюты), среднесрочными (3-5 лет – создание в стране производственных мощностей по выпуску компьютеров) и долгосрочными (свыше 5 лет).

Цели государственного регулирования экономики по их характеру можно разделить на следующие:

- Цели, направленные на сохранение существующего положения: поддержание нормальной занятости, стабильности денежного обращения; на отраслевом и региональном уровнях – поддержание попавших в тяжелое положение отрасли, района или крупной фирмы, от которой зависит положение в районе;

- Цели, стимулирующие прогрессивные процессы, происходящие в экономике, но которые желательно ускорить. Например, развитие отраслей высокой технологии, определенных научных исследований, заселение относительно менее развитых районов.

- Цели, направленные на внедрение в экономику новых форм деятельности – стимулирование лизинга оборудования, создание принципиально новых энергетических установок;

- Цели нейтральные, косвенно влияющие на осуществление главных целей: создание новых научно-исследовательских и образовательных центров, помощь мелким и средним предпринимателям, проведение национальных выставок за рубежом.

Часто одна цель не может быть достигнута, пока не будет выполнена другая, т.е. одна цель будет предварительной по отношению к другой.

Конкретные частные цели могут служить опосредованными для достижения других, более высоких с точки зрения текущего момента целей.

Одна цель может оказаться временно более важной и подчинить себе другие в зависимости от реальной хозяйственной и социальной ситуации.

Некоторые цели государственного регулирования экономики вступают между собой в противоречие, т.е. достижение одной цели может произойти только в ущерб другой. Так, например, борьба с инфляцией ведет к росту безработицы, и наоборот.

Существуют взаимоисключающие цели, не допускающие компромиссов между собой. Так поощрение централизации капитала и создание картелей исключает поддержание свободной конкуренции.

Задача специалистов – определить максимум положительного эффекта в период осуществления цели и минимум нежелательных последствий. Эти точки максимума положительного и минимума отрицательного эффекта и являются возможными границами государственного экономического регулирования.

Функциигосударственного регулирования экономики:

целевая;

направляющая и координирующая;

функция распределения и перераспределения;

стимулирующая;

контрольная.

В условиях функционирования рыночной экономики объектами регулирования, как правило, являются:

экономический цикл;

структура народного хозяйства;

условия накопления капитала;

занятость;

денежное обращение;

уровень цен;

платежный баланс;

внешнеэкономические связи;

условия конкуренции;

окружающая среда;

социальные отношения и социальное обеспечение.

О состоянии экономики Республики Беларусь свидетельствуют экономические индикаторы — система важнейших показателей, комплексно характеризующих состояние сферы производства, обращения, потребления:

1)ВВП;

2); товарная (валовая) продукция промышленности;

валовая продукция сельского хозяйства;

капитальные вложения за счет всех источников финансирования;

производство товаров народного потребления;

реализация платных услуг населения;

денежные доходы населения, реальные доходы населения;1

средняя заработная плата;

сводные индексы цен на потребительские товары и услуги, оптовые цены промышленных предприятий;

розничный товарооборот;

численность занятых в народном хозяйстве;

уровень безработицы;

сальдо ввоза—вывоза со странами СНГ. Государственное регулирование экономики Республики

Беларусь реализуется через планирование, прогнозирование и программирование экономики.

Наши рекомендации