Пути повышения инвестиционной привлекательности экономики республики беларусь

Привлекая иностранные инвестиции, Республика Беларусь должна стараться гармонично включить их в общий инвестиционный процесс в государстве таким образом, чтобы они эффективно работали вместе с внутренними инвестиционными вливаниями, вместе с внутренним производственным потенциалом страны. Данной цели служит инвестиционная политика государства, которая базируется на оптимизации производства для удовлетворения существующего спроса на мировом рынке, а также на минимизации использования природных ресурсов, и имеет как внутренние, так и внешние источники.

Ключевой предпосылкой для развития в Республике Беларусь деятельности иностранных корпораций является сокращение доли государственного сектора, тотальная приватизация государственного имущества. При этом будет обеспечиваться рациональное использование различных видов ресурсов имеющегося производственного потенциала, улучшится финансовое положение организаций, повысится инвестиционная активность субъектов хозяйствования. Эффективное изменение структуры экономики Республики Беларусь повысит ключевые показатели ее функционирования, конкурентоспособность продукции на внешних рынках, и в итоге расширит возможности привлечения прямых иностранных инвестиций.

Незадействованным механизмом привлечения прямых иностранных инвестиций, в том числе и прямых иностранных, является частно-государственное партнерство. Такая форма взаимодействия между государственными органами и бизнесом позволяет преодолеть экономическое противоречие, когда стратегически важные объекты не могут быть переданы в частную собственность, а за счет средств республиканского и местных бюджетов не может быть обеспечено их финансирование в должном объеме.

Для стимулирования деятельности иностранных инвесторов в Республике Беларусь необходимо:

- создание и обеспечение системы предоставления полной, актуальной и постоянно обновляемой информации для инвесторов о возможностях и условиях инвестирования и об изменении инвестиционного климата (в том числе создание базы данных инвестиционных проектов и популяризация реальных успешных примеров инвестирования, пропагандирование привлекательности высокотехнологичных секторов белорусской экономики);

- оказание содействия организациям Республики Беларусь в установлении контактов с потенциальными партнерами и иностранными инвесторами;

- проведение мероприятий международного уровня по привлечению прямых иностранных инвестиций, в том числе экономических и инвестиционных форумов, конференций, семинаров и другого.

В соответствии с названными направлениями предусмотрены следующие мероприятия по улучшению инвестиционного климата в Республике Беларусь:

1) Обеспечение правового регулирования:

- Совершенствование бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности.

- Организация подготовки и переподготовки специалистов в области международных стандартов финансовой отчетности.

- Проведение дополнительной правовой оценки норм законодательства Республики Беларусь, гарантирующих инвесторам возможность защиты своих прав.

- Оценка эффективности функционирования института инвестиционных агентов.

- Подготовка предложений о развитии комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинг), оказании консультативных услуг по организации деятельности на основе франчайзинга.

2) Реформирование отношений собственности, приобретения недвижимости и земли:

- Предоставление Правительству Республики Беларусь полномочий на принятие решений о проведении реструктуризации задолженности хозяйственных обществ по платежам в республиканский бюджет за акции (доли в уставных фондах), приобретенные в процессе приватизации

- Предоставление гражданам Республики Беларусь и юридическим лицам негосударственной формы собственности при выкупе земельных участков в частную собственность права на зачет платы за право заключения договора аренды земельного участка, ранее уплаченной за будущий срок аренды, в стоимость его приобретения

- Внесение изменений и определение порядка передачи эксплуатирующим организациям завершенных строительством объектов инженерной и транспортной инфраструктуры на территории свободных экономических зон

- Освобождение резидентов свободных экономических зон, зарегистрированных в качестве таковых, не более чем на 5 лет со дня регистрации от: внесения платы за право заключения договора аренды земельного участка; возмещения потерь сельскохозяйственного и (или) лесохозяйственного производства, вызванных изъятием земельного участка; осуществления компенсационных выплат стоимости удаляемых объектов растительного мира при строительстве объектов, предусмотренных инвестиционным проектом, с правом удаления объектов растительного мира

- Проработка вопроса о предоставлении облисполкомам и Минскому горисполкому права самостоятельно принимать решения о продаже унитарных предприятий как имущественных комплексов без ограничения оценочной стоимости с последующим докладом Президенту Республики Беларусь об условиях заключения сделки.

- Проработка вопроса о разрешении продажи акций хозяйственных обществ по номинальной стоимости при наличии отрицательного финансового результата работы в течение одного календарного года.

- Проработка вопроса о разрешении продажи акций хозяйственных обществ с предоставлением отсрочки, рассрочки исполнения кредиторской задолженности.

- Проработка вопроса об исключении нормы об обязательной продаже совместно с объектами недвижимости права на заключение договоров аренды земельных участков, необходимых для их обслуживания.

3) Совершенствование системы налогообложения:

- Совершенствование налогового администрирования в целях снижения временных и трудовых затрат на уплату налогов за счет дальнейшего распространения системы электронного декларирования, расширения сферы его применения.

4) Развитие финансового рынка:

- Внедрение современных стандартов надзора за осуществлением страховой деятельности, соответствующих международным принципам, повышение капитализации страховых организаций, в том числе за счет привлечения иностранного капитала.

- Рассмотрение вопроса о продаже принадлежащих Республике Беларусь: пакета акций ЗАО Банк ВТБ (Беларусь) частному стратегическому инвестору, миноритарных пакетов акций ОАО «АСБ Беларусбанк» и ОАО «Белагропромбанк», контрольного пакета акций ОАО «Белинвестбанк» и ОАО «Паритетбанк» частному стратегическому инвестору.

- Обеспечение дальнейшего развития национальной системы страхования и перестрахования, создание благоприятных условий для привлечения в нее иностранных инвестиций, включая снятие ограничений на участие страховых организаций, в том числе с иностранными инвестициями, в проведении отдельных видов обязательного страхования.

5) Оптимизация процедур при осуществлении внешней торговли:

- Завершение работы по согласованию технических регламентов Таможенного союза, устанавливающих единые технические требования к продукции и связанным с ней процессам, направленных на снятие технических барьеров во взаимной торговле.

- Упрощение статистического декларирования.

6) Лицензирование:

- Совершенствование системы лицензирования: закрепление требования об отмене «автоматического» (без принятия решения лицензирующего органа) прекращения действия специального разрешения (лицензии) в случае нарушения лицензиатом срока обращения за внесением в него изменений и (или) дополнений сокращение срока рассмотрения заявления о выдаче специального разрешения (лицензии) до 10 дней.

7) Развитие производственного предпринимательства:

- Выработка и реализация системы мер по стимулированию аутсорсинга, развития производственной кооперации и субконтрактации между крупными и малыми организациями.

8) Привлечение прямых иностранных инвестиций ТНК:

- Определение перечня ТНК, с которыми целесообразна проработка инвестиционных проектов, в том числе с привлечением прямых иностранных инвестиций, включая банковскую сферу и страховые компании.

- Формирование и ведение базы инвестиционных предложений, предусматривающих привлечение прямых иностранных инвестиций ТНК.

9) Создание положительного инвестиционного имиджа Беларуси

- Создание Китайско-Белорусского индустриального парка

- Создание специализированной информационной базы данных на нескольких языках

- Актуализация информации на интернет-портале

- Оказание содействия предпринимательским организациям Республики Беларусь в установлении контактов с потенциальными партнерами и иностранными инвесторами

- Проведение мероприятий международного уровня по привлечению прямых иностранных инвестиций, в том числе экономических и инвестиционных форумов, конференций и семинаров

- Организация проведения на системной основе опросов коммерческих организаций с иностранными инвестициями и разработка предложений об улучшении инвестиционного климата в Республике Беларусь

- Разработка планов привлечения прямых иностранных инвестиций, в том числе из государств - участников СНГ

- Поиск дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Республики Беларусь за рубежом возможных инвестиционных партнеров, оценка их состоятельности и заинтересованности в работе с белорусскими партнерами

- Взаимодействие с международными организациями по вопросам охраны окружающей среды в целях привлечения международной технической помощи.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате написания курсовой работы можно сделать следующие выводы.

1) Термин «инвестиции» происходит от латинского слова «invest», что означает «вкладывать». В более широкой трактовке инвестиции представляют собой вложения капитала с целью последующего его увеличения. В целом инвестиции – это любые имеющиеся средства, призванные служить удовлетворению будущих потребностей, для чего они отвлекаются от текущего использования и вкладываются в определенное направление, приносящее выгоду.

Мультипликатор означает «множитель», и подразумевает кратное увеличение прироста дохода, занятости и потребления к приросту инвестиций.
Мультипликатор – механизм с двумя лезвиями: он может усиливать как рост национального дохода, так и его сокращение. Концепция мультипликатора инвестиций важна, прежде всего, потому, что она служит одним из способов объяснения нестабильности рыночной экономики.

2) Инвестиционная политика государства – составная часть финансовой политики, которая выражает отношение государства к финансированию инвестиционной деятельности. Она, во-первых, определяет цели и направления инвестиций, во-вторых, формы государственного регулирования инвестиционной деятельности. Инвестиционная политика охватывает как финансирование государственных инвестиций, так и создание благоприятного инвестиционного климата для частных инвесторов и предприятий, осуществляющих капитальное строительство за счет собственных средств.

3) Основным программным документом, определяющим формирование инвестиционной политики в Республики Беларусь является Национальная программа привлечения инвестиций в экономику Республики Беларусь, на основе которой Советом Министров ежегодно разрабатываются годовые подпрограммы, учитывающие происшедшие в экономике изменения, определяющие инструмент её осуществления.

Основа правовой обеспеченности инвестиционной деятельности в Беларуси – Инвестиционный кодекс, принятый в 2001 г. Посредством заключения двусторонних соглашений по иностранным инвестициям и присоединения к международным многосторонним конвенциям осуществляется международно-правовое регулирование инвестиционной сферы.

Для развития имеющейся в республике производственной базы правительством установлены приоритетные сферы для иностранных инвестиций. Это машино- и приборостроение, нефтехимический комплекс, переработка сельскохозяйственной продукции, связь, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность, а также туризм. Ежегодно в республике проводятся международные форумы, конференции по иностранным инвестициям. При формировании механизмов привлечения зарубежного капитала в Беларуси активно используется опыт ряда государств Центральной и Восточной Европы, Восточной и Юго-Восточной Азии, Латинской Америки

4) Валовое поступление прямых иностранных инвестиций составило 74 % от всех поступивших иностранных инвестиций. По сравнению с 2012 годом валовое поступление прямых иностранных инвестиций увеличилось на 7 %. Основной формой привлечения прямых инвестиций были долговые инструменты (80,8 % от общего объема прямых инвестиций). Задолженность за товары, работы, услуги в объеме валового поступления прямых иностранных инвестиций за 2013 год составила 8,2 млрд. долларов США, что на 5,9 % меньше, чем за 2012 год. Наибольшие суммы валовых прямых иностранных инвестиций были направлены в организации торговли (41,4 % от всех прямых инвестиций), транспорта (37,6 %), промышленности (11,1 %).

Наибольший объем прямых иностранных инвестиций в 2014 г. был направлен в торговлю (43 %); транспорт (32 %); обрабатывающую промышленность (13 %). За 2014 год в реальный сектор экономики (кроме банков) иностранные инвесторы вложили 15,1 млрд. долларов США инвестиций, что на 0,7 % больше, чем за 2013 год. Валовое поступление прямых иностранных инвестиций составило 10,2 млрд. долларов США или 67,4 % от всех поступивших иностранных инвестиций. По сравнению с 2013 годом валовое поступление прямых иностранных инвестиций уменьшилось на 914,6 млн. долларов США (на 8,3%).

5) Ключевой предпосылкой для прихода в Республику Беларусь иностранных компаний является сокращение доли государственного сектора и приватизация государственного имущества.

Для стимулирования деятельности иностранных инвесторов необходимо:

- обеспечение правового регулирования;

- реформирование отношений собственности, приобретения недвижимости и земли;

- совершенствование системы налогообложения;

- развитие финансового рынка;

- оптимизация процедур при осуществлении внешней торговли;

- лицензирование;

- развитие производственного предпринимательства;

- привлечение прямых иностранных инвестиций ТНК;

- создание положительного инвестиционного имиджа Беларуси.

Наши рекомендации