Азиатский стиль менеджмента
Отличен от европейского азиатский стиль управления, для которого характерны:
• акценты на «мягкие» сетевые структуры, когда межфирменные
отношения строятся не на формальной основе с оформлением соответствующих соглашений, а на доверии, взаимопонимании, родственных и дружеских отношениях руководителей компаний;
• высокий уровень образования менеджеров, непрерывное повышение их квалификации, чувство соучастия в отношениях подчиненных с руководителями;
• вера в успех стратегических планов компании и доверие партнеров друг к другу;
• понимание важности совместного вклада в общее дело развития
фирмы.
Например, в Японии и Республике Корея компании не просто обеспечивают людям занятость и доход, но и дают им возможность для самовыражения, помогают занять определенное место в обществе, т.е. меняют мотивацию труда. Известны случаи на японских фирмах, когда талантливому специалисту организовывали специальный департамент для развития его идей и воплощения их в жизнь, а фирма соответственно меняла или расширяла профиль своей деятельности.
В основе эффективности управления в этих странах лежит создание дружелюбных и сплоченных коллективов с использованием сочетания формальных факторов организации труда и производственных отношений с неформальными, рациональных методов менеджмента с иррациональными межфирменными связями, основанными только на доверии и взаимной симпатии руководителей, в отличие от индивидуалистической культуры североамериканского типа.
Примером резкого отличия японского стиля менеджмента от американского может служить манера ведения переговоров японскими бизнесменами, которые обсуждают деловые вопросы медленно, постепенно приближаясь к сути дела. Они стараются сначала достигнуть взаимопонимания и доверия между партнерами, а потом переходить к обсуждению основных проблем. При этом к переговорам между достойными партнерами юристы не привлекаются.
Западные специалисты по организации труда и производственным отношениям десятилетиями изучают азиатский, в частности японский, стиль менеджмента. Интерес к нему не ослабевает и сейчас.
Для азиатского стиля менеджмента характерны также неторопливость, дружественность и стремление к достижению взаимного доверия между деловыми партнерами. Отсюда - переговоры с азиатскими бизнесменами следует проводить по заранее согласованным темам, а перед переходом к новым вопросам и проблемам желательно предоставить партнерам из азиатских стран достаточное время на осмысление и подготовку к предстоящему обсуждению. Считается грубым нарушением этикета не только открытая конфронтация, но и любая критика партнера, оправдывающие незыблемый принцип азиатского менеджмента: «Согласие и мир дороже правды».
Японский стиль менеджмента
На основе многочисленных исследований японского стиля менеджмента можно сделать вывод, что в его основе лежат наем рабочей силы на длительные сроки (примерно на 30% крупных промышленных предприятий функционирует система пожизненного найма), а также система повышения заработной платы и служебного положения в зависимости от выслуги лет.
В практику японского менеджмента входит следующее:
- В стратегию предприятий входит более широкий, чем в западных фирмах, диапазон целей: помимо получения прибыли необходимо обеспечение стабильного роста качественных и количественных
показателей продукции, удовлетворение потребностей клиентов в
максимальной степени, постоянные усилия, направленные на расширение спроса на продукцию фирмы.
- Вовлечение всех работников в процессы обсуждения и принятия управленческих решений и контроля за их выполнением путем:
а) «совместных консультаций» администрации с рядовыми сотрудниками;
б) принятия решений на основе консенсуса;
в) функционирования «кружков качества»;
г) деятельности профсоюзов, участвующих в управлении предприятиями.
- Человеческий капитал считается самым ценным ресурсом компании, поэтому помимо базовой заработной платы сотрудникам фирмы предоставляются социальные блага: оплата жилья, медицинских услуг, транспорта до места работы, предоставление пенсионного пособия всем членам семьи рабочего или служащего после выхода его на
пенсию. Это вселяет в сотрудников фирмы уверенность в стабильности своего положения и порождает чувство благодарности к фирме и готовность трудиться с полной отдачей, даже жертвуя своим свободным временем, и совершенствовать свое профессиональное мастерство.
- Ротация трудовой деятельности в рамках компании, поэтому
обучение и повышение квалификации осуществляются по широкому кругу профессий, относящихся к профилю деятельности сотрудника.
- Ежедневные совещания руководителей. При этом в советы директоров, как правило, выбирают высших менеджеров из штата компании, а не управленцев-аутсайдеров. Руководство фирмы старается сохранять соотношение в доходах между менеджерами и рядовыми
сотрудниками в пределах 2-2,5 раза.
- Воспитание преданности компании как условие работы в ней. Обязательное награждение премиями за успехи в труде с само собой разумеющейся готовностью рабочих и служащих компании работать сверхурочно.
- Функционирование кружков качества и групп «ноль дефектов»,
в которые входят рабочие, менеджеры, руководители компании (цель
этих кружков и групп - решение узкой специальной проблемы, ставшей препятствием для нормальной деятельности фирмы).
- Одна столовая для руководителей и рабочих и периодические
неформальные ужины «по-семейному» всех сотрудников компании,
- подчеркивающие дружелюбный климат в коллективе фирмы и демократизм ее руководства.
- Отсутствие кабинетов у руководителей департаментов, размещение своих рабочих мест в общем помещении с подчиненными, что
бы показывать им пример трудолюбия.
- Деликатное обращение руководителей с подчиненными, включая не прямые указания, а косвенные намеки на необходимость выполнения тех или иных мероприятий.
- Практика поставок точно в срок, дающая возможность избавиться от громоздких складских помещений и дисциплинирующая персонал фирмы.
- Сведение перерывов в производственном процессе к минимуму.
Противники японского стиля менеджмента считают, что отсутствие управленцев-аутсайдеров в советах директоров предприятий создает низкий уровень контроля за действиями менеджеров компании, что пожизненный наем и заработная плата в зависимости от трудового стажа снижают трудовые стимулы и производительность труда.
Перечень наиболее распространенных в мире приемов японского менеджмента и их вклад в повышение уровня конкурентоспособности продукции приведен в таблице.