Уклонение от уплаты налогов 1 страница

Масштабы уклонения от уплаты налогов в странах СНГ достигли огромных размеров, что самым пагубным образом сказывается на экономике и социальном уровне развития наших стран. Массовое уклонение от уплаты налогов производится с участием межнациональных ор­ганизованных преступных структур, часть которых дей­ствует легально под видом коммерческих организаций с переброской денежных средств за рубеж. Эти операции совершаются в сочетании с другими видами экономиче­ских преступлений и не могут быть выявлены без согла­сованного участия правоохранительных органов различ­ных стран.

8. Противодействие расследованию преступлений

Применительно к анализу способов сокрытия престу­плений транснациональными преступными организация­ми следует отметить, что и здесь возможности преступ­ных группировок гораздо выше, чем у традиционных пре­ступных групп. В первую очередь это связано с прямым противодействием расследованию таких преступлений.

На стадии подготовки к совершению преступлений меры противодействия сводятся к проведению подготови­тельных действий (выявление условий, наблюдение за объектами, проникновение на объект, установление кон­тактов с нужными людьми, подбор исполнителей и т.д.), позволяющих осуществить замысел с минимумом помех и скрыться с места преступления. Противодействие на эта­пе дознания и следствия заключается в сокрытии пре­ступной деятельности и активном влиянии на ход следст­вия с целью заведения его в тупик либо направления по «нужному» лидерам преступного мира сценарию. При этом все чаще наблюдаются попытки использования меж­дународными преступными структурами коррумпиро­ванных связей, особенно в числе работников правоохра­нительных органов:

—для обеспечения переправки грузов и ценностей
через границы;

—для противодействия экстрадиции;

—для «отсечения» в процессе расследования эпизо­
дов тяжких преступлений, совершаемых за границей;

—утечка конфиденциальной информации.

«Зоной повышенного интереса» организованных пре­ступных формирований являются учреждения и органы уголовно-исправительной системы. В случае осуждения ключевым интересом преступников становится создание наиболее благоприятных условий отбывания наказания,

решение вопроса условно-досрочного освобождения из мест лишения свободы.'

К числу специфических особенностей механизма со­вершения преступлений транснациональными преступ­ными сообществами относится то, что они используют имеющиеся каналы связи для совершения самых различ­ных преступлений. По этим каналам в различные страны СНГ зачастую перемещаются наркотики, фальшивые деньги, оружие, антиквариат, ценности, преступники, скрывающиеся от следствия и суда.

Именно основное свойство транснациональных пре­ступных группировок — наличие каналов преступных связей открывает пути для широкого спектра операций с предметами, запрещенными к обороту:

—незаконный оборот и производство оружия и
специальных взрывчатых устройств (например, в тече­
ние длительного времени взрывчатые устройства для
преступных организаций в России производились в
Латвии);

—незаконное производство и оборот наркотиков и
сильнодействующих веществ;

—незаконный оборот сильных ядов, отравляющих и
радиоактивных веществ;

—торговля людьми (женщинами, малолетними);

—незаконная переправка людей через границы;

—изготовление и сбыт фальшивых денег;

—международная торговля похищенными автомоби­
лями;

—транснациональный рекет на транспорте и автома­
гистралях.

Особую опасность в настоящее время представляют транснациональные преступные организации, занимаю­щиеся производством, контрабандным вывозом в сосед­ние страны и распространением наркотиков. Уже сами масштабы этой деятельности настолько велики и сложны, охватывают по сути всю планету, что само по себе совер­шение этого преступления требует обязательного участия организованных преступных сообществ. Вот только не­сколько каналов связей международной наркомафии, проходящие через Казахстан и Россию.

1. Наркотики растительного происхождения (коноп­ля) — из Казахстана в Россию и другие страны.

Уклонение от уплаты налогов 1 страница - student2.ru ' Кувалдин В. П. Сущность и основные направления противодействия организованных преступных структур органам внутренних дел // Про­блемы борьбы с организованной преступностью: Материалы научно-практической конференции (28 —29 ноября 1995 года).— М.: Московский институт МВД России, 1996. - С. 41 - 44.

2. Полуподпольные китайские фармацевтические
предприятия контрабандно перевозят сильнодействую­
щие лекарственные средства в Россию и Казахстан.

3. Опиумный маршрут: Афганистан — Таджики­
стан — Киргизия (Ош) — Россия и Казахстан.

4. Колумбия — Россия — Казахстан — кокаин и его
производные в обмен на оружие; параллельно в страны
СНГ колумбийской наркомафией ввозятся также фаль­
шивые деньги.

5. Наркотики с перевалочных баз в Западной Евро­
пе—в Россию.

Организация изготовления в странах СНГ с учетом огромного научного потенциала принципиально новых видов наркотиков, в частности 3-метилфентанила, кото­рый приготовляется наркоманами в соотношении 1:20000, его почти беспрепятственно можно переправлять через государственные границы (был случай, когда из Москвы этот наркотик переправлялся в Израиль в виде почтовых открыток, пропитанных этим веществом). Расследование этих преступлений, проводившееся совместно МВД и ФСБ России позволило раскрыть значительную часть се­ти сбыта наркотика и, главное, уничтожить подпольные лаборатории по изготовлению синтетических наркоти­ков. Осуществленные в этой связи оперативно-розы­скные мероприятия позволили 23 апреля 1992 года у дома № 2 на Новой площади в г. Москве задержать по подозре­нию в совершении незаконных операций с этим новым наркотическим средством Квабзиридзе Т. А. В результате личного обыска и обыска, проведенного в квартире у Квабзиридзе, обнаружено 719 мл. ампулированной жид­кости. Экспертное исследование содержания ампул пока­зало, что эта жидкость является раствором 3-ме­тилфентанила — синтетического наркотического средст­ва, по своей наркотической активности и воздействию на организм человека во много раз превосходящего ранее известные виды наркотиков, в частности, морфин — в 5,5 тыс. раз.

Дальнейшее расследование позволило выявить хо­рошо организованную и технически оснащенную, за­конспирированную сеть торговцев 3-метилфентани-лом, пресечь деятельность подпольных лабораторий по его производству. Выявленные лица, причастность ко­торых к делу доказана, привлечены к уголовной ответ­ственности.

Кроме того, в процессе предварительного следствия по делу о незаконном обороте наркотиков выявлена группа лиц, совершивших контрабандный ввоз на территорию Российской Федерации большой партии наркотического

средства — бупренорфина, незаконные сделки по сбыту этого средства, незаконные валютные операции и кон­трабандный вывоз валютных средств из территории Рос­сии в крупных размерах, а также многочисленные завла­дения личным имуществом граждан путем мошенничест­ва под видом купли-продажи валютных средств.

Расследованием этого дела установлено, что Жмуд­ский В. В., занимаясь в течение длительного времени частным бизнесом, в том числе связанным с куплей-продажей автомобилей, ведя праздный образ жизни, весной 1992 года решил приумножить свои доходы на сделках с незаконным оборотом наркотиков. Заведомо зная, что вложенный в наркобизнес капитал приносит доход, он, в осуществление преступных намерений, создал преступную группу в составе Абдуллина — од­ного из авторитетов преступного мира, специализиро­вавшегося на вымогательстве и «кидках» граждан при совершении валютных сделок и Мчедлишвили — граж­данки Республики Грузии, имевшей опыт преступной деятельности в сфере наркобизнеса и связи среди нар­кодельцов Грузии. Располагая информацией о том, что в Индии практически свободно продается наркотиче­ское средство бупренорфин, пользующееся большим спросом в Грузии, обвиняемые разработав план кон­трабандной доставки в Россию этого наркотика, в фев­рале — марте 1992 года через Пуранд Чанд — гражда­нина Индии организовали частное приглашение в г. Дели и, уточнив после этого детали поездки, 25 марта 1992 года все вместе вылетели в г. Дели. Находясь в те­чение 5 дней в Индии, обвиняемые незаконно приоб­рели с целью сбыта у местных поставщиков крупную партию бупренорфина в количестве не менее 40 тыс. ампул емкостью 2 мл. каждая и 31 марта 1992 года рей­сом Аэрофлота, скрыв от таможенного досмотра вво­зимые ампулы, контрабандным путем доставили в Мо­скву купленные наркотики, где были задержаны.

Необходимо отметить типичность и массовость ана­логичных уголовных дел, преступная деятельность по которым охватывала несколько стран. Интересно, что действовавшая в течение 6 лет постоянная следствен­но-оперативная группа МВД и ФСБ России постоянно шла по связям от одной преступной группы к другой, выходя все на новых и новых преступников и эпизоды совершения преступления. Действие такой группы в качестве межнациональной дало бы куда больший эф­фект. Неоднократно работа по задержанию крупных партий наркотиков, основных участников преступных сообществ срывалась из-за невозможности своевре-

менно выехать в ту или иную страну или добиться своевременности выполнения международного отдель­ного поручения.

Так, в сентябре 1995 года с участием 8 УВД и 2 УВДТ Рос­сии и МВД Украины проведена комплексная операция по перекрытию каналов контрабандного поступления наркоти­ков и оружия из-за рубежа. Изъято около 100 кг наркотиков, 58 единиц огнестрельного и холодного оружия, большое ко­личество боеприпасов, задержано незаконно ввозимых то­варов на несколько миллиардов рублей.

В целях стабилизации криминогенной обстановки правоохранительными органами сопредельных госу­дарств проведено две оперативно-поисковых операции по маршруту следования поезда Душанбе — Москва. Разо­блачены три организованные этнические преступные группировки, возбуждено 35 уголовных дел, дополни­тельно выявлено и взято на учет для дальнейшей опера­тивной отработки около двухсот правонарушителей.

Очевидно, что решение проблемы борьбы с незакон­ным оборотом наркотиков, как свидетельствует анализ данных криминалистической характеристики этих пре­ступлений, может быть найдено лишь в дальнейшей инте­грации усилий нескольких государств.

9. Вымогательство, совершаемое транснациональными преступными группировками

Можно выделить ряд типов транснациональных пре­ступных группировок, специализирующихся на вымогатель­стве в зависимости от способа совершения вымогательства, личности потерпевших и сфер преступной деятельности.

1. Вымогательство в отношении соотечественников, выезжающих за рубеж:

— вымогательство в отношении соотечественников,
занимающихся бизнесом в одной из стран СНГ (китайцы,
вьетнамцы, граждане Украины, России и Казахстана, вхо­
дящие в преступные группировки, действующие за рубе­
жом;

— вымогательство в отношении мелких торговцев, вы­
езжающих за покупками за границу (контролируется
практически весь путь их передвижения, момент покупки
товаров и, как правило, при участии коррумпированных
таможенников, возвращение в страну пребывания);

— вымогательство в отношении беженцев, покинув­
ших «горячие точки»;

— вымогательство в отношении крупных предприни­
мателей из стран СНГ, осуществляющих сделки за грани­
цей, особенно не вполне законные; в отношении таких
лиц преступными группировками ведется настоящая эко-

номическая разведка в том числе с использованием кор­румпированных связей в правоохранительных органах в целях завладения выгодным направлением бизнеса, за­хвата имущества, вымогательство крупных сумм денег;

— сексуальная эксплуатация женщин, вывезенных под
различными предлогами за границу; так в середине 90-х го­
дов совместно с полицией нравов Швейцарии была ликви­
дирована преступная группа, в которую входили работники
балета одного из российских театров, вывозивших танцов­
щиц в ночные клубы этой страны и постоянно облагавших
их «данью», а зачастую и избивавших девушек.

2. Организованное похищение автомобилей:

— организация угонов в странах Западной Европы
(часто в сговоре с «потерпевшим», получающим часть
суммы и страховку, заявление об угоне с опозданием, пе­
регон нескольких автомашин через границу по одним и
тем же поддельным документам через пункты таможен­
ного контроля, изготовление новых документов, номеров
и сбыт в различных странах СНГ;

— контроль за трассами перегонки купленных инома­
рок в страны СНГ;

— контроль за маршрутами международных авто­
транспортных перевозок с нападениями на водителей
или вымогательством денег или грузов, организация сбы­
та похищенных грузов (иногда вместе с автомобилями)
через подставные фирмы.

10. Преступления против интеллектуальной собственности

Последние годы характеризуются появлением но­вых видов международных преступлений, которые, хотя и не принято относить к проявлениям организо­ванной преступной деятельности, однако они, по суще­ству, ими являются. Это касается, в частности, на­рушений авторских прав, присвоения чужой интеллек­туальной собственности. Дело в том, что участие в со­вершении преступлений целой группы лиц официально существующей государственной или коммерческой ор­ганизации приобретает черты системной преступной деятельности с высоким уровнем организации (на­пример, изготовление и распространение «пиратских» видеокассет и т. д. Поскольку в данном случае преступ­ная деятельность распространяется на несколько стран, то и борьба с ней является совместной задачей правоохранительных органов нескольких стран. Здесь по сути должен быть применен весь комплекс следст­венных действий и оперативно-розыскных мероприя-

тий, аналогичный совместному расследованию органи­зованной преступной деятельности.

Криминалистический анализ транснациональной организованной преступности показывает, что, во-первых, ее уровень постоянно возрастает и занимает все более заметное место в структуре национальной преступности прежде всего из-за недостаточно эффек­тивной борьбы с нею; во-вторых, появление на терри­тории СССР нескольких суверенных государств созда­ло дополнительные трудности в борьбе с организован­ной преступностью, которая осталась единой, что тре­бует совершенно новых методов взаимодействия меж­ду правоохранительными органами различных' стран и новой организации этой деятельности.

/ /. Антиквариат

Грандиозные масштабы в настоящее время приняли похищение и незаконный вывоз культурных ценностей за пределы стран СНГ. Правоохранительным органам удает­ся задержать лишь небольшую их часть. Однако прогресс в этом направлении несомненен. Также в период с 3 по 6 августа 1998 года на территории Челябинской области силами служб УВД, ГУУР МВД России, Южно-Уральского УВДТ, Челябинской таможни, ФПС РФ, налоговой поли­ции и УВД Кустанайской области Казахстана, с целью профилактики и раскрытия преступных посягательств на культурные ценности, а также пресечения их незаконной торговли и контрабандного вывоза за пределы России и Казахстана подготовлен и проведен комплекс специаль­ных мероприятий под условным наименованием «Анти­квариат».

Во время проведения на территории Челябинской об­ласти операции «Антиквариат» на границе с Республикой Казахстан, на таможенном посту г. Троицк, были органи­зованы группы заслона, группы поиска, группы разбора из числа сотрудников милиции, представителей таможни, Федеральной пограничной службы. Аналогичные группы по договоренности с силовыми структурами были органи­зованы на территории Республики Казахстан.

В ходе операции «Антиквариат» в городе и области за­регистрировано 512 преступлений, при этом раскрыто 347 (из них 121 ранее совершенных), привлечено к уголовной ответственности 86 человек. Задержан 31 преступник, из числа находящихся в федеральном розыске. Раскрывае­мость по «горячим следам» составила 48,7%.

Глава II

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МЕЖДУНАРОДНОГО

СОТРУДНИЧЕСТВА В БОРЬБЕ

С ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫМИ ПРЕСТУПНЫМИ

СООБЩЕСТВАМИ

Основы организации международного сотрудничества в борьбе с транснациональными преступными сообществами

Организованная преступная деятельность в странах СНГ все более приобретает транснациональный, между­народный характер. Это проявляется, с одной стороны, в совершении организованными группами преступлений на территории нескольких государств, с другой — в со­вершении преступлений межгосударственного характера, (в частности, незаконного оборота наркотиков, фальши­вомонетничества, захвата заложников, пиратства и т. п.). Эти особенности организованной преступности касаются как стран ближнего зарубежья (в рамках бывшего Совет­ского Союза), так и других зарубежных государств.1

Резкое ухудшение условий жизни огромных масс людей, межнациональные конфликты в условиях от­крытых границ и сохраняющихся дружеских и родст­венных связей вызвало резкий рост миграции наиболее молодой и активной, а также социально необустроен-ной части населения, что резко ухудшило оперативную обстановку в основных центрах миграции и в пригра­ничных регионах стран СНГ.

Огромное распространение в странах СНГ получи­ли преступления, совершаемые иностранцами. В их числе сбыт поддельных загранпаспортов; незаконный въезд в Россию и Украину; нелегальное проживание; неправомерное использование кредитных карт и дру­гих международных платежных банковских докумен­тов. Выявлены факты установления иностранными гражданами преступных контактов с нашими гражда­нами в целях сбыта пользующегося спросом товара, обмена валюты по повышенному курсу и для соверше­ния других, в том числе общеуголовных, преступлений.

Уклонение от уплаты налогов 1 страница - student2.ru ' Цепелев В. Ф. Транснациональный аспект организованной преступности и некоторые проблемы борьбы с ней//Актуальные проблемы теории и прак­тики борьбы с организованной преступностью в России: материалы научно-практ.Конфер.- (17- 18мая 1994года).- М, 1994. -С.87-90.

В последнее время проявились факты совершения пре­ступлений организованными международными пре­ступными группировками.1

В 1991 —1992 годах в среднем по России раскрывалось лишь 25% преступлений, связанных с иностранными гра­жданами. Все это свидетельствует о необходимости более активного и обстоятельного исследования особенностей организации расследования преступлений, совершаемых иностранцами и в отношении их.

При расследовании уголовных дел, связанных с ино­странными гражданами, всегда необходимо учитывать, что они (подозреваемый, потерпевший, свидетель) в лю­бой момент могут выехать из России. В связи с этим осо­бую актуальность приобретают быстрота и оперативность действий следователя.

Следует учитывать также снятие имевшихся ранее ог­раничений по перемещению иностранных граждан по территории государства. Иначе говоря, следователю не­обходимо в течение дня, а порой и нескольких часов, по взаимодействию с органами дознания допросить свидете­лей, потерпевших, подозреваемых, провести очные став­ки, опознания, осмотры, а также иные следственные дей­ствия, связанные с участием иностранных граждан. В противном случае теряются источники доказательств, перспектива успешного расследования, а соответственно и судебного разбирательства по уголовному делу.2

К их числу относятся: получение необходимой ин­формации о географическом положении, истории, поли­тическом строе и обычаях страны иностранца, подбор и вызов переводчиков, решение вопроса об участии в про­изводстве следственного действия консультантов или ди­пломатических представителей и других лиц, подбор со­ответствующих лиц для опознания.

Особенности рабочего этапа следственного дейст­вия с участием иностранных граждан проявляются в установлении психологического контакта (с участием переводчика), разъяснения важности и необходимости производства следственного действия, прав и обязан­ностей иностранца в предупреждении об ответствен­ности по ст. 181, 182 УК РФ и т. д. Даже обозначенный и далеко не полный перечень проблем организации и

Уклонение от уплаты налогов 1 страница - student2.ru Григорьев П. В. Проблемы раскрытия и расследования преступле­ний, связанных с иностранными гражданами и совершаемых в сфере рыночных отношений // Выявление, раскрытие и расследование престу­плений, характерных для рыночных социально-экономических отноше­ний. - Тула: ВЮЗШ, 1993. - С. 41 - 44. 'Тамже.- С. 43- 44.

ПО

тактики расследования преступлений, связанных с иностранными гражданами, убеждает в необходимости их целевого исследования.

Эффективная борьба с организованными формами преступности, имеющими транснациональный аспект, возможна лишь при совместной, скоординированной дея­тельности правоохранительных органов всех заинтересо­ванных государств, особенно в рамках СНГ. А это предпо­лагает, во-первых, разработку согласованных программ борьбы с преступлениями международного характера и с организованной преступностью в целом; во-вторых, под­готовку и подписание соответствующих соглашений (конвенций) о правовой помощи и сотрудничестве в борь­бе с преступностью; в-третьих, создание межгосударст­венного, в особенности в рамках СНГ, координирующего органа, обеспечивающего взаимодействие правоохрани­тельных органов этих стран. В этих целях должен быть подготовлен комментарий в Конвенции СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семей­ным и уголовным делам в части, касающейся вопросов сотрудничества по борьбе с преступностью. Подготовить рекомендации всех договоров, заключенных РФ в области борьбы с преступностью, вряд ли возможно, целесооб­разно и выполнимо.1

Кроме того, в целях координации деятельности право­охранительных органов России в области международно­го сотрудничества в борьбе с преступностью целесооб­разно создать единый для всех правоохранительных ор­ганов РФ управленческий центр (например, на базе меж­ведомственной комиссии Совета Безопасности по борьбе с организованной преступностью и коррупцией), в функ­ции которого входило бы организационное, информаци­онно-аналитическое, методическое и иное обеспечение этой деятельности. Аналогичные меры принимаются и высшим руководством Республики Казахстан.

Сразу же после распада СССР обозначились новые про­блемы, связанные прежде всего с резким ростом уровня транснациональной организованной преступности:

1. Вопросы экстрадиции, выдачи преступника, сторо­не, где совершено преступление, в том числе механизм экстрадиции. Что может явиться основанием для ареста лица, разыскиваемого Интерполом?! На каком уровне должен санкционироваться арест лии.а, выдача которого

Уклонение от уплаты налогов 1 страница - student2.ru 1 Цепелев В. Ф. Транснациональный аспект организованной преступности и некоторые проблемы борьбы с ней//Актуальные проблемы теории и прак­тики борьбы с организованной преступностью в России: материалы научно-практ.Конфер.(17- 18мая 1994года) - М., 1994. - С.87-89.

требуется? Имеют ли юридическую силу санкции на арест, переданные по каналам Интерпола, на территории, где разыскивается виновное лицо?

2. Пределы правовой силы документов процессуально­
го характера, изданных за рубежом. Допустимость как
вида доказательства копий документов либо их самих, пе­
реданных по каналам Интерпола.

3. Вопросы возвращения похищенного имущества за
рубеж и из-за рубежа, особенно в случаях, когда лицо,
приобретая на него права владения, не знало о «пре­
ступном происхождении» данного имущества.

4. Не урегулирован механизм исполнения института
подобного «отдельным поручением». Было бы целесооб­
разно обязать исполняющую сторону либо исполнить
«поручение», либо представить мотивированный отказ.

5. Вопросы о судимости. Следует ли считать лицо,
имеющим судимость, если оно осуждено за рубежом и
отбыло там наказание?1

Некоторые из указанных проблем получили разреше­ние в многочисленных двусторонних и многосторонних соглашениях, подписанных на различном уровне между странами СНГ. Однако в целом проблема еще далека от разрешения. Это отрицательно сказывается на эффек­тивности деятельности правоохранительных органов всех государств Содружества.

Решение проблем взаимодействия между правоох­ранительными органами стран СНГ потребовало преж­де всего формулирования основных принципов совме­стной деятельности. В качестве таковых рассматрива­лись:

1) принцип отказа в сотрудничестве по преступлени­
ям, не получившим международное признание;

2) принцип гуманности;

3) принцип уважения правовой системы, суверените­
та и безопасности каждого государства;

4) принцип неотвратимости наказания.2

Уклонение от уплаты налогов 1 страница - student2.ru ' Мамедов Э. Б. Международное сотрудничество в борьбе с преступ­ностью //Проблемы расследования преступлений в условиях формиро­вания правового пространства СНГ и развития международного сотруд­ничества: Рабочие материалы научно-практической конференции — Санкт-Петербург, 1993.- С. 6-7.

2 Кузьмин С. В. Международное сотрудничество в области борьбы с преступностью: тенденции развития правовых институтов // Проблемы расследования преступлений в условиях формирования правового про­странства СНГ и развития международного сотрудничества: рабочие материалы научно-практической конференции - Санкт-Петербург, 1993. - С. 80.

К этому необходимо добавить еще ряд принципов, со­блюдение которых крайне важно для такой специфиче­ской деятельности как раскрытие и расследование пре­ступлений, особенно тех, которые являются проявлением организованной преступной деятельности.

Принцип эффективности связан с реализацией функ­ций правоохранительных органов с максимальной ре­зультативностью этой деятельности при минимальных затратах времени и сил.

Принцип быстроты реагирования обусловливается немедленным принятием мер к выполнению междуна­родных поручений, к выполнению совместных операций. К сожалению в настоящее время выполнения таких пору­чений следователям и оперативным работникам стран СНГ порой приходится ждать месяцами, в то время как неотложность является обязательным требованием, кото­рое должно предъявляться к совместной деятельности. Следственные ситуации, связанные с контролируемыми поставками предметов, запрещенных к обороту, пресле­дованием преступников по «горячим следам», изъятием следов и предметов преступного посягательства требуют максимальной быстроты и согласованности работников правоохранительных органов стран СНГ.

Указанный принцип должен получать реализацию в тек­сте международных соглашений, в некоторых из которых определяются предельный срок реагирования на междуна­родные поручения. В настоящее время связаться с зарубеж­ными правоохранительными органами довольно трудно. По­добные контакты осуществляются лишь через центральные ведомства, что значительно замедляет расследование, по­скольку увеличиваются периоды получения информации. Для сокращения времени этой операции в городах, областях и республиках, на территории которых большое количество деяний совершается иностранцами либо местными жителя­ми в сговоре с иностранцами, необходимо создать специаль­ные подразделения.

На первоначальном этапе это могут быть межрегио­нальные учреждения, специализирующиеся на борьбе с названными преступлениями. В них должна накапливать­ся информация об иностранцах, совершивших преступ­ления на территории страны, их связях, способах осуще­ствления криминального деяния, приемах поведения в процессе расследования, применяемых методах противо­действия и т. д. Названные сведения должны поступать не только в процессе «внутреннего» расследования, но и от соответствующих органов стран, гражданами которых являются обвиняемые (подозреваемые), и даже тех госу­дарств, в которых они временно проживали.

Из

Работники практических и научно-исследовательских организаций стран Содружества обладают значительным объемом сведений, представляющих интерес для зару­бежных коллег. Это прежде всего данные о предполагае­мых перемещениях за границу членов организованных групп, предстоящих сделках и контактах за рубежом. При задержании наших граждан за границей полезной будет информация о свойствах их личности и преступном опы­те, в частности об использовавшихся ими способах про­тиводействия расследованию.

Наконец, может возникнуть необходимость проведе­ния совместных тактических операций с участием пред­ставителей иностранных правоохранительных органов. Работники соответствующих учреждений, расположен­ных на приграничных территориях, имеют возможность непосредственно знакомиться с деятельностью иностран­ных коллег, процессуальными и тактическими особенно­стями их работы. Сотрудники иных подразделений таки­ми возможностями не обладают.1

В проработке нуждаются вопросы процессуальных правил производства за границей следственных действий по уголовным делам, расследуемым в нашей стране. В на­стоящее время уже возникают трудности, связанные с оценкой доказательств, полученных и исследованных в зарубежных государствах в соответствии с действующим там законодательством. Такие ситуации усугубляются и тем, что в большинстве случаев ни следствие, ни суд не в состоянии проверить процедуру собирания подобных до­казательств.

Наши рекомендации