Риски макроэкономической дестабилизации в Украине
Экономические | Валютные и кредитно-финансовые | Социальные | Институциональные | Политические |
1.Сокращение ВВП и, как следствие, падение экономического роста. 2. Состояние платежного баланса. 3.Низкая конкурентоспособность украинской экономики. 4.Существенное подорожание цен на импортные энергоносители. 5.Неэффективное их использование (большая энергоёмкость базовых отраслей). 6.Потеря имиджа надежного партнера по транспортировке газа. 7.Ухудшение внешней конъюнктуры и потеря укр. экспортерами части внешних рынков. 8.Удовлетворение возросшего внутреннего спроса за счет импорта, что приводит к ухудшению торгового баланса. 8.Прогрессирующее старение ОФ. 9.Снижение рентабельности в базовых отраслях экономики, что не позволяет им реинвестировать в модернизацию пр-ва, в расширение рынков сбыта, в маркетинговые программы. 10. Отсутствие стимулов для инновационной деятельности. 11.Низкий удельный вес современных наукоемких и информационных технологий в базовых отраслях. 12.Низкая производительность труда. 13.Неразвитость МСБ. 14. Тенизация экономики и коррупция 15.Рост дифференциации развития регионов. | 1.Недоверия населения к банковской системе. 2.Финансовая нестабильность как корпоративного, так и банковского секторов (банки выдают кредиты на 10-15 лет, а ресурсы привлекают на 1-2 года, max-на 5 лет). 3.Невозврат кредитов заемщиками. 4.Увеличение внешних корпоративных долгов на фоне ухудшения фин. результатов деятельности пред-тий. 5.Усложнение процедуры получения кредитов, особенно для МСБ. 6.Низкий уровень чистых доходов предприятий на фоне лавинообразного роста заимствований. 7.Значительный отток капитала из страны. 8.Замедление притока ПИИ. 9.Снижение инвестиций в основной капитал. 10.Значительная инфляция. 11.Обременительная налог. политика. 12.Резкое повышение тарифов на ж/д перевозки. 13. Рост кредитов МФО. 14.Снятие льгот со всех СЕЗ и ТПР. 15.Не эффективная политика ценообразования в сельском хозяйстве: · ввод min закупочных цен на молоко, пшеницу, ячмень; · обязательная регистрация в Аграрном фонде экспортных контрактов по зерну. | 1.Формирование социально-потребительской модели развития. 2.Низкий уровень производительности труда. 3.Проблема квалификации трудовых ресурсов. 4.Дефицит Пенсионного фонда (3,5%), который финансируется из госбюджета. 5.Рост пенсий быстрее зарплаты. 6.Снижение мотивации к труду. 7.Рост номинальных доходов населения и, как следствие, инфляционный процесс. 8.Низкий уровень жизни населения. 9.Значительное расслоение общества. 10.Увеличение безработицы. 11.«Отток умов» и квалифицированных кадров. 12.Неблагополучная демографическая ситуация. 13.Депопуляция населения. 14.Рост эпидемии туберкулеза и ВИЧ/СПИДа. | 1.Слабость системы госуправления. 2. «Раздутый» госаппарат. 3.Отсутствие механизмов согласования действий органов власти и контроля. 4.Нестабильность института собственности: · до 1.01.2010 продлен мораторий на продажу земли сельхозназначе-ния, отмену которого ожидали согласно Переходным положениям Земельного кодекса; · угроза пересмотра итогов приватизации (реприватизация). 5.Не отделение бизнеса от власти. 6.Непринятие ряда необходимых законов (Налоговый, Хозяйственный, Гражданский кодексы). 7.Торможение проведения ряда реформ (пенсионной, судебной, административной, земельной). 8.Криминализация экономики, рейдерство. | 1.Политическая нестабильность. 2.Неэффективность власти. 3.Недоверие населения к власти. 4. Политический популизм. 5.Некомпетентность многих руководителей. 6.Неспособность принятия согласованных решений на разных ветвях власти. 7.Проведение политреформы. 8.Перманентные выборы с 2004 г., где у лидеров разные приоритеты. 9.Опасность, что выборы-2009 вновь приведут к блокированию начатых реформ. 10.Отсутствие единой региональной политики. 11.Ухудшение отношений с РФ (Черноморский флот, демилитаризация границ в Азовском море, торговые войны). |
Такими основными мероприятиями в рамках пяти указанных направлений должны стать:
обеспечение реализации инвестиционно-инновационной модели развития страны за счет опережающего развития высокотехнологических отраслей и производства наукоемкой, энергосберегающей, экспортоориентированной продукции. Для этого необходимо увеличение количества инновационно активных предприятий на 5%, а также прирост объемов производства в машиностроении на 17%;
сокращение дефицита бюджетов всех уровней управления;
формирование эффективной структуры внешнеторгового баланса на основе развития экспортоориентированных и импортозамещающих производств;
рационализация товарной структуры импорта в целях реструктуризации экономики и ограничения региональных рынков от проникновения на них продукции низкого качества;
освоение национальными конкурентоспособными товаропроизводителями новых мировых товарных рынков;
развитие национального АПК, конкурентоспособного на внутреннем и внешнем рынках. Для этого необходимо увеличение объемов производства сельхозпродукции на 3,3%, уровня рентабельности – до 15%, экспорта сельхозпродукции и продовольственных товаров – 18%;
создание институциональных условий повышения конкурентоспособности регионов, за счет роста не менее чем на 1/3 привлечения инвестиций на региональном уровне;
наращивание транзитного потенциала страны путем строительства дорог в направлении международных транспортных коридоров Берлин – Киев, Любляна – Киев, Александрополис – Киев, а также принятие Концепции повышения безопасности дорожного движения, Концепции развития аэропортов гражданской авиации;
создание долгосрочных условий энергетической безопасности путем увеличения объемов добычи угля, уменьшения доли импортных газа и нефти во внутреннем потреблении, а также путем уменьшения потребления газа за счет внедрения энергосберегающих технологий;
поощрение отраслей и предприятий, приводящих к появлению на рынке принципиально новых товаров (работ, услуг) и товаров с улучшенными потребительскими и эксплуатационными характеристиками, позволяющими расширить позиции на существующих товарных рынках и завоевать новые;
предоставление государством адресной помощи проблемным предприятиям на четко определенных условиях и под конкретные обязательства, выполнение которых должны контролировать уполномоченные государственные органы и независимые наблюдатели;
гармонизация государственных стандартов Украины с международными и, прежде всего, со стандартами ЕС;
поощрение вывода и конверсии мощностей, сокращение производства, ликвидации неперспективных предприятий на основе общегосударственных, отраслевых и региональных программ;
повышение инвестиционной привлекательности ценных бумаг основных (доминирующих) видов деятельности национальной и региональных экономик;
формирование и использование механизма контроля за трансфертными ценами и аффилированными организационно-правовыми структурами;
сокращение внешних займов и кредитов, по которым будет расплачиваться следующее поколение;
создание необходимых благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса (МСБ) путем устранения лишних регуляторных барьеров в их деятельности и осуществления финансово-кредитной поддержки, в результате чего возможно увеличение количества малых и средних предприятий на 5%, а также увеличение объема реализованной ими продукции (работ, услуг) на 8%;
обеспечение на законодательном уровне формирования благоприятной для развития предпринимательства деловой среды с акцентом на сотрудничество власти, бизнеса, науки, образования и общественных организаций в инновационных сетевых структурах;
реформирование налогово-бюджетной системы в направлении того, чтобы частные предприниматели могли открыто работать на понятных и прозрачных условиях;
введение налога на недвижимое имущество физических лиц в размере 1% от стоимости этого имущества. При этом необлагаемый минимум стоимости объектов недвижимости должен составлять сумму, эквивалентную 70 тыс. долл. США. Заметим, что их всех стран СНГ ещё только в Киргизии не взимается налог на имущество;
снижение затрат на содержание налоговой службы. Украина имеет самую дорогую налоговую службу среди всех стран СНГ: на её содержание тратится 0,43% ВВП. Для сравнения: в Молдавии – 0,29%, в России – 0,28%, в Белоруссии – 0,18%, в Казахстане – 0,09%, в Азербайджане – 0,04% ВВП;
принятие нового Налогового кодекса, объединяющего действующие законодательные акты по налогам и сборам, повышающие степень соблюдения налоговой дисциплины со стороны основных налогоплательщиков – хозяйствующих субъектов;
ускорение проведения ряда реформ, в т.ч. административной, судебной, пенсионной, земельной;
сокращение численности государственного аппарата на 20-25% и снижения расходов на него;
повышение уровня квалификации работников, т.к. только они в состоянии реализовать инновационную модель развития экономики, в которой большую долю занимает добавленная стоимость;
усовершенствование системы социального и ипотечного страхования;
внедрение эффективной и адресной социальной защиты населения;
постепенное увеличение пенсионного возраста.
Кроме перечисленных мероприятий необходимо расширить и углубить кооперационное сотрудничество в ведущих промышленных комплексах Украины, в результате чего необходимо [7]:
ü преодолеть деградацию электронного производства;
ü остановить регресс машиностроительного и приборостроительного комплекса;
ü войти своим авиастроением (АН-70, АН-148) составной частью в одну из российских ведущих авиастроительных компаний (российский авиастроительный комплекс на 55% использует украинскую продукцию);
ü развивать ракетостроение (Зенит-2, Циклон-4), которое уже через 6-7 лет будет не конкурентоспособным;
ü заинтересовать зарубежные судостроительные компании отечественным судостроением на базе наших судоверфей, а именно военным кораблестроением;
ü модернизировать старые модели танков со снабжением их в страны третьего мира;
ü поддерживать экспорт колесной бронетехники и зенитно-ракетных комплексов, пока они еще не конкурентоспособны;
ü осуществить прорыв в экспорте энергетического машиностроения;
ü заменить устаревшие ядерные блоки на АЭС.
Более детально система мероприятий для преодоления кризисных явлений в Украине и её регионах представлена на рисунке 1.4.
В условиях финансового кризиса, обусловившим резкое ограничение доступа к свободным финансовым ресурсам, необходимо изменить преобладающий до сих пор экстенсивный, высокозатратный тип экономического развития страны, т.е. осуществить переход от экспортно-сырьевого к инвестиционно-инновационному типу экономического развития, наращивание конкурентного потенциала за счет национальных преимуществ в науке, образовании и высоких технологиях.
Для обеспечения такого типа экономического развития необходимо дальнейшее повышение роли науки в технологическом обновлении производства. Данный фактор имеет решающее значение для повышения эффективности производства и увеличения выпуска конкурентоспособной продукции. Между тем в нашей стране решению этой проблемы уделяется пока еще недостаточно внимания. К сожалению, в Украине в настоящее время не более 10% предприятий страны ведут работы по инновационному обновлению производства, что ниже порогового значения (25%) и намного ниже аналогичного показателя развитых стран (70-80%) [22, С.26]
Рис.1.4. Мероприятия на макро-и мезоуровнях для преодоления кризисных явлений в Украине
Новейшие тенденции развитии производства и в усилении социальной направленности рыночных систем стран Запада показывают, что без усиления роли науки и ускорения НТП практически невозможно вывести существующие отрасли промышленного производства, строительства и транспорта на высокий уровень эффективности и надежно обеспечивать устойчивый подъем всей экономики, увеличивать продажу товаров хорошего качества на международных рынках. И все же, несмотря на эти печальные цифры, скорейшая модернизация национальной инновационной системы становится первостепенной задачей формирования новой экономики в Украине и важнейшей задачей государства. В этой связи необходимо: а) добиться реального признания науки и образования в качестве национального приоритета;
б) увеличить бюджетные ассигнования на науку и образование;
в) четко ограничить круг приоритетов в сфере самой науки;
г) стимулировать НИОКР в частном секторе экономики посредством проведения соответствующей налогово-бюджетной, инновационно-инвестиционной, амортизационной политики. Это позволит решать проблему ограниченности ресурсов – основную проблему экономики.
Высокий уровень инновационной способности хозяйствующих субъектов является важнейшим условием и обобщенной характеристикой национальной конкурентоспособности Украины в мире в целом.
Реализацию необходимых мероприятий трансформации экономики Украины должен обеспечить эффективный экономический рост и международная экономическая политика нашего государства. Именно это нацелено, с одной стороны, на укрепление экономической безопасности Украины посредством защиты внутреннего рынка, диверсификации внешних рынков сбыта и источников импорта, а из другой – на развитие форм и методов внешнеэкономической деятельности, которая бы способствовала укреплению на традиционных рынках и выходу на новые международные рынки.
Экономический рост в Украине непосредственно связан с подъемом промышленности. Для такого подъема необходимо не только преодолеть структурную деградацию и спад производства. Важно, чтобы развитие промышленности происходило на основе улучшения управления, эффективного использования научно-технического потенциала, что обеспечит внедрение ресурсосберегающих, наукоемких и высоких технологий постиндустриального типа. Структурная перестройка производства должна иметь социальную направленность, обеспечивая наращивание выпуска ТНП и предоставление услуг.
Необходимо, чтобы продукция промышленности отвечала самым строгим мировым стандартам и была конкурентоспособной как на внутреннем, так на внешнем рынках. Приведение национальной экономики в соответствие с требованиями современного рыночного хозяйства является в настоящее время основным заданием экономического реформирования, развития рыночных реформ вглубь.