Признаки (свойства) объективного права
Объективное право и субъективное юридическое право
Смысловые значения термина право и его происхождение.
В сфере юридических явление термин правоиспользуется для обозначения двух взаимосвязанных, но разных явлений. Одно из них именуется объективным правом, а другое субъективным.
Объективное право – разновидность социальных норм, социальный регулятор, система правил поведения в обществе. Право в данном случае употребляется в единственном числе, множественное число – правовые системы. Право в единственном числе – право в субъективном смысле. Прилагательное «объективный» прилагается только для отграничения от субъективного права. Право может употребляться и во внеюридическом смысле, таких случаев два – речь идет о естественных правах (доюридическая природа, вытекающая из природы человека) и о субъективных правах, основанных на неюридических социальных нормах («моральное право»). Право не единственный вид социальных норм.
Стучка Петр Иванович в работе «Революционная роль права и государства» связывает смысл понятия права со словом «прямой». В латинском языке смысл связан с понятием справедливость «jus». Имеет это слово и управленческий смысл – управлять, находить управу.
Сущность и содержание права
Сущность – относится к парным философским категориям (сущность – явление). Выявление сущности требует работы, это то главное в явлении, что определяет его природу, что делает явление самим собой. При изменении сущности явления (предмета) объект становится другим. Для того и существует разделение в науках, чтобы они были эффективными. Сущность следует отличать от содержание. Содержание мобильно, оно нарастает на сущность, элементы содержания могут изменяться. Категория парной для содержания является категория формы. Право есть информационная система властного характера, воздействует как на сознание, так и на волю субъекта. Формами права являются определенные официальные источники, в которых эта информация содержится. Подходы к сущности – классовый и общесоциальный. Общесоциальный состоит в том, что право есть средство социального компромисса, это система, которая должна отразить интересы всех слоев общества. Ковалевский Максим Максимович говорил, что задача права в создании замеренной среды. Право по Марксу – воля господствующего класса, возведенная в закон («Манифест коммунистической партии» - К.Маркс, Ф.Энгельс). Ваше право есть лишь возведенная в закон воля вашего класса, содержание которой определяется материальными условиями жизни вашего класса. Право – негативное явление по Марксу, поскольку оно отражает интересы лишь ограниченного круга лиц. «Дебаты по поводу закона о краже леса» К. Маркс.
Сущность права состоит в том, что оно по своей природе есть властное средство (инструмент, форма) социального компромисса в масштабе общества, установление баланса социальных интересов, справедливого распределения благ.
Признаки (свойства) объективного права
- Право – это явление общественное (социальное), оно возникает как продукт общества на определенной ступени развития общества.
- Право – есть регулятор социально-значимого поведения человека. Право имеет дело с социальной сферой – люди (социальные образования), отношения между людьми (общественные отношения), поведение человека (социально-значимая деятельность). Право, в конечном счете, регулирует поведение.
- Право – мера социальной свободы индивида.
- Право представляет собой разновидность социальных норм. Право не единственный вид социальных норм.
- Содержание права определяется потребностями общественного развития, интересами участников общественного процесса, отраженными в общественном сознании.
- Одним из важнейших признаков является его сущностный признак.
- Через механизмы общественного сознания и коллективной воли реальный баланс интересов в зависимости от политической расстановки сил более или менее адекватно отражается в формальных источниках права, что означает приближение права к своему идеалу или отступление от него, от своей сущности.
- Право, как и все социальные нормы, обладает качеством нормативности. Право является наиболее мощным. Право есть типовой регулятор, адресаты которого определены общими типами, а не конкретно. Нормативность – индивидуальность.
Объективное и субъективное право
Термин «право»
Сущность и содержание права
Признаки (свойства) и определение объективного права
Функции права
Понятие и классификация государства и права
Право конституирует государство, делает его легальным.
Право как социальная ценность
Субъективные юридические права и субъективная юридическая обязанность
Естественное и позитивное право
Формы (источники) права: понятие, виды
Право и закон.
Правовой закон.
Тема: Права в системе
Понятие и виды социальных норм
Право и мораль
Право и справедливость
Право и экономика
Право и политика
Социальные нормы первобытного общества
Происхождение права
Тема: Нормы права
Понятие нормы права
Классификация юридических норм
Технические нормы. Природы технических норм (2 точки зрения – социальные нормы, несоциальные нормы, т.к. их содержание определяется законами природа, не исходят от человека, социума). Нормы регламентируют не отношения между людьми, а отношения между объектами. Меры обеспечения – негативные последствия, в случае нарушения естественных правил природы, техники.
Не все технические нормы являются социальными. Технические нормы: инструкция по эксплуатации (несоциальные), экологические нормы (правила обращения с природой, это социальные нормы).
Аргумент несостоятелен, что технические нормы не регулируют социальные отношения. Доказательство – существование технико-юридических норм (правовая норма, а все правовые нормы социальные).
Технические нормы – особые социальные нормы, содержание которых определяется закономерностями природы и техники, которые регламентируют социально-значимую деятельность человека по поводу природных и технических объектов. Наиболее значимые технические нормы снабжаются санкциями и становятся технико-юридическими, санкционированными государством (официально признанные государством и наделенные возможностью государственно-принудительной реализации).
Право и мораль
Являются основными регуляторами поведения людей в обществе. Можно добавить религию, при условии наличия нравственности. В юриспруденции можно считать мораль и право синонимами, хотя можно выделить и отличия. Гегель называл право, мораль и нравственность 3 последовательными ступенями в образовании объективного духа.
В этике мораль определяется как форма общественного сознания, отражающая социальную действительность в виде специфических исторически обусловленных представлений о добре и зле, которые закрепляются в сознании людей в виде принципов, норм, идеалов, призванных регулировать поведение людей в целях сохранения и развития общества как целого. В этике трудно провести различия между моралью как формой общественного сознания и моралью как социального регулятора (система норм). И то и другое существуют в общественном сознании. В праве различие между моралью и правом можно провести легко, т.к. нормы морали имеют юридическое закрепление.
Общие черты права и морали:
1. принадлежат к социальным нормам и обладают общим свойством нормативности.
2. являются основными регуляторами поведения.
3. имеют общую цель – регулирование поведения людей со стратегической задачей сохранения и развития общества как целого.
4. базируются на справедливости как на высшем нравственном принципе.
5. выступают мерой свободы индивида, определяют ее границы.
Черты различия права и морали:
1. мораль формируется ранее права, правового сознания и государственной организации общества. Мораль появляется вместе с обществом, а право с государством. Мораль тоже имеет свой исторический период развития.
2. в пределах одного общества может существовать только одна правовая система. Мораль разнородна, в одном и том же обществе может существовать разная мораль (разных классов, профессиональных слоев и т.д.).
3. нормы морали формируются как нормативное выражение сложившихся в данной социальной среде общества взглядов, представлений о добре и зле, справедливости, чести, долге, порядочности и других категорий этики. Содержание определяется представлениями общества. Основные категории – добро и зло, без которых невозможна моральная оценка. При этом процесс формирования моральных систем идет спонтанно, процесс правообразования требует конечного одобрения.
4. Мораль живет в общественном сознании, которая является формой ее существования. Право в отличие от морали имеет нормативные источники, хотя ту или иную моральную систему можно кодифицировать (например, на 22 съезде КПСС был принят моральный кодекс строителя коммунизма). Но мораль не требует специального закрепления.
5. не совпадают предметы регулирования норм морали и права. Они будут пересекаться. Есть сферы, которые регулируются только правом, которые не могут оцениваться с точки зрения морали (например, соблюдение правил техники безопасности). Есть сферы, регулируемые только моралью (например, дружба).
6. с точки зрения внутренней организации моральные нормы не обладают жесткой структурой, не имеют логической системы.
7. право и мораль различаются посредством и методом обеспечения реализации своих норм. Нормы морали гарантируются и обеспечиваются реакцией общества, общественным мнением. Истинное моральное поведение, когда этические нормы исполняются в силу внутреннего убеждения, когда человеком руководит его совесть.
8. Право и мораль взаимодействуют. Право является формой осуществления господствующей морали или формой реализации общечеловеческих моральных ценностей. Мораль признает противоправное поведение безнравственным. Нормы морали имеют значение, как в правотворческой деятельности, так и в реализации права. Не исключены противоречия между правом и моралью.
Право и справедливость
Справедливость – категория этики. Вопрос о соотношении должен рассматриваться во взаимодействий с моралью, но он выносится в отдельный вопрос. Существует взгляд, что право неотделимо от справедливости. Справедливость, как основной принцип естественного права, присущ право и должна представлять собой не столько внешнюю принудительную силу, сколько предписание действовать по справедливости. Можно увидеть одинаковое происхождение слов право и справедливость.
Сущность права заключается в установлении справедливого соотношения интересов всех и каждого, индивидов, социальных классов, общностей. Этот критерий используется для анализа, установления соответствия позитивного и естественного права. По своей сущности право есть справедливый социальный компромисс. Правовая система является идеальным компромиссом, однако оно обеспечивается государственным принуждением. Любой компромисс – отступление от интересов субъектов, поэтому существует потенциальная опасность нарушения баланса.
Теорию справедливости создал Аристотель. 2 вида – уравнивающая и распределяющая. Распределяющая теория признает справедливым как равное, так и неравное распределение между лицами, в зависимости от их вклада в общество.
Марк Туллий Цицерон: право есть искусство добра и справедливости.
Мальцев Геннадий Васильевич, 1971, Анисимов и Акимов, 1980.
Профессор РАП Сырых В.М. - справедливость и право вещи разные. Право – формальный регулятор поведения. Справедливость может нарушаться уже на этапе принятия норм права (правотворчество).
Право и экономика
Экономика – искусство ведения домашнего хозяйства.
Экономика – социальная сфера, диалектическое сочетание социальных отношений и деятельности, направленных на получение социальных благ.
В марксизме разделяются базис и надстройка. Базис – экономика. Право, государство и др. – надстройка.
1. возникновение права обусловлено прежде всего как явление экономических отношений.
2. экономические отношения определяют тип права.
3. определяет конкретные черты права. Право не может быть выше экономического строя и обусловлено культурным развитием общества.
4. право может регулировать экономические отношения.
Соотношения права и экономики исторически формировались в поисках оптимального соотношения между экономическими свободами и равенством. Экономическую и личную свободу индивида считали главным А.Смит, Дж. Локк, Миль. Ж.-Ж. Руссо отстаивал точку зрения экономического равенства.
В условиях рыночных отношений право должно ставить задачи:
1. определение целей экономического развития.
2. закрепление равноправия всех форм собственности.
3. определение круга субъектов рыночных отношений.
4. вытеснение порочных средств ведения хозяйства и коммерции.
5. продуманная налоговая политика.
6. формирование правовых механизмов и процедур разрешения конфликтов в сфере экономики.
7. установление юридических санкций за экономические правонарушения.
Основные задачи:
1. создание правовыми средствами условий для нормального развития рыночной экономики.
2. обеспечение справедливого распределения (перераспределения) доходов между различными слоями общества через систему налогов, государственный бюджет, специальные социальные программы.
Право и политика
Сам термин «политика», не явление, появилось в Др. Греции от слова полис – государство. Мицкевич отметил, что данное понятие появилось для характеристики государства.
Политика – социальная сфера, в которой сталкиваются, борются, реализуются интересы, в первую очередь, экономические интересы больших социальных групп, классов, народов, национальных, религиозных и других общностей. Политика как явление возникает вместе, как следствие, социальной дифференциации общества, как результат антагонизма интересов.
Нерегулируемая борьба могла бы взорвать общество, поэтому возникает потребность в особой форме организации общественной жизни, т.е. государстве, и потребность в особой нормативной регуляции общества, т.е. в праве.
Право и государство были призваны сохранить общество в политическом состоянии. Право и государство – явления политики. Государство – центральный субъект политической жизни. Если все другие субъекты политики (партии, политики) выражают интересы отдельных групп лиц, то государство выражает общую политику, это наиболее мощный инструмент реализации политических интересов. В государстве всегда идет борьба за власть. Но государство может быть «собственностью» отдельной партии – вариант узурпации власти, основа тоталитаризма. Политика может быть и антигосударственной. Ленин – политика есть участие в государственных делах. Под участием надо понимать не только положительную деятельность, но и антигосударственную (терроризм). Ленин – политика есть концентрированное выражение экономики. Экономика – политика – Право. Право – форма реализации политики.
Нельзя считать право инструментом политики. Если государство использует право вопреки его природе, право может исчерпать себя. Право будет идти по пути создания неправовых законов. Нельзя говорить о служебной роли права по отношению к политике.
Проф. Мушинский Виктор Осипович – инструмент политики не право, а закон.