Деловые качества предпринимателя.
Успех предпринимательской деятельности во многом зависит от предпринимателя, который является инициатором предпринимательской деятельности, а зачастую организатором и исполнителем работ одновременно. Поэтому большое внимание уделяется изучению особенностей предпринимательской деятельности и деловых качеств предпринимателя. Общепризнанными качествами и чертами характера предпринимателя принято считать желание достичь успеха, инициативность, самостоятельность, умение вести дело и другие. В частности, следует отметить, что предприниматель как человек, должен видеть и оценивать возможности бизнеса, формировать необходимые материальные, финансовые и трудовые ресурсы, получать выгоду от их использования, проявлять инициативу в новом деле, эффективно управлять человеческими ресурсами, гарантировать успех.
Важными чертами предпринимателя, который является не только владельцем своего дела, организации предприятия, но и организатором производственно-хозяйственной деятельности, для осуществления которой он нанимает работников, следует считать прежде всего его организаторские способности, умение сочетать собственные интересы с интересами работников и направить энергию последних на достижения успехов в работе. Именно умение предпринимателя эффективно сотрудничать с коллективом является залогом успешной работы его организации на основе получения дополнительного эффекта от целостности проявления всех факторов, обеспечивающих успех. Вместе с тем следует отметить, что такая форма организации предпринимательской деятельности намного сложнее, чем индивидуальная предпринимательская деятельность.
В реальной жизни положительные деловые качества отдельных предпринимателей не всегда могут обеспечить успех предпринимательской деятельности, процветания предприятия. Более того, реальная жизнь зачастую преподносит сюрпризы, которые провоцируют предпринимателя к принятию нелогичных и неумеренно действий. Однако такие действия могут давать положительные результаты. Тем не менее, изучению основных черт и деловых качеств предпринимателя западные специалисты придают большое значение. Феномен предпринимателя, как человека, который выбирает активную позицию в жизни, направленную на поиск лучших путей удовлетворения потребностей потребителей, постоянно в поле зрения не только экономистов, но и психологов, психоаналитиков, социологов, политиков.
Определение деловых качеств предпринимателей может стать окутывания теоретических основ для построения механизмов управления предприятием. Определенная классификация деловых качеств по направлениям их возникновения и использования в предпринимательской деятельности может стать научным инструментом для самооценки и самоанализа своих предпринимательских возможностей для предпринимателей начинающих и для тех людей, которые хотят заниматься предпринимательской деятельностью. Это позволит им уже на первом этапе предпринимательской деятельности в определенной мере сориентироваться, а главное, обратить внимание на необходимость самосовершенствования, получения при необходимости определенных качеств. Следует отметить, что определенные качества дарятся человеку природой, - другие она приобретает в процессе получения образования, деловой и профессиональной квалификации. Такие способности целесообразно выделить в группу профессионализма, в которой можно выделить подгруппы, характеризующие организационные и управленческие способности. Отдельного рассмотрения требует группа, определяет социально-психологические качества предпринимателя, в частности такие, как потребность достичь успеха, самоопределиться на работе и в обществе, потребность основать собственное дело, сделать что-то новое, найти новый путь решения известной проблемы. Эта группа качеств по своей сути является движущей силой, мотивацией к созданию предпринимательской структуры или, по крайней мере, до занятия индивидуальной предпринимательской деятельностью. Основной перечень деловых качеств предпринимателя и их распределение по группам.
Качества | Деловые качества |
• Природные (физиологические) способности | 1.1. Сообразительность 1.2. Оригинальность мышления 1.3. Изобретательность 1.4. Смелость, способность к риску 1.5. Независимость суждений 1.6. Автономность действий 1.7. Скорость реакции на изменения ситуации, в том числе в рыночной экономике 1.8. Контактность в налаживании связей с окружающим сообществом |
• Социально - психологические качества | 1.2. Потребность достичь успеха в работе. 2.2. Потребность добиться признания в обществе 2.3 Лидерство в коллективе 2.4.Способность к самоорганизации 2.5.Потребность самореализоваться в предпринимательской деятельностью 2.6.Инициативность 2.7.Определение принципов справедливости в распределении доходов 2.8.Потребность найти новый путь в решении проблем 2.9.Потребность основать собственное дело |
• Профессиональность | 3.1 Уровень образования 3.2.Работа с основами предпринимательства 3.3.Умение самостоятельно выполнять функции, связанные с предпринимательской деятельностью 3.4.Умение оценивать реальную экономическую ситуацию 3.5. Умение самостоятельно принимать решения |
• Организационные способности | 4.1. Умение организовывать произведенный процесс 4.2.Умение управлять человеческими ресурсами 4.3.Способность согласовывать свои интересы с интересами партнеров, наемных работников 4.4.Умение находить потребителя собственной продукции |
• Управленческие способности | 5.1.Способность анализировать экономическую ситуацию 5.2.Способность прогнозировать возможное предприятие 5.3.Способность принимать оптимальное решение по работе предприятия 5.4.Способность управлять капиталом |
Немалое влияние на воспитание деловых качеств предпринимателя осуществляет общественное окружение. Проблемы, которые влияют на развитие экономики, формируют и определенный стереотип поведения человека, прежде всего предпринимателя, как наиболее активного элемента человеческих ресурсов. Этапность развития предпринимательства в историческом аспекте показывает, что приоритетность деловых качеств предпринимателя во многом зависит от уровня удовлетворения его материальных и духовных потребностей. При этом, при низком уровне жизни народа, как и самого предпринимателя, приоритетность приобретают деловые качества, связанные с удовлетворением материальных потребностей. С удовольствием последних формируется приоритетность деловых качеств, способных удовлетворять духовные и культурные потребности как предпринимателей, так и общества определенной страны в целом. Процессы насыщения потребностей предпринимателей и потребностей потребителей связаны не только между собой, но с формированием определенных деловых качеств предпринимателей. Это можно проследить на примерах развития предпринимательства в таких странах, как США, Япония, страны СНГ, в том числе и Украины. В частности, после огромной и опустошительной кризиса 30-х годов XX века в США наибольших темпов развития предпринимательство получило в сфере торговли и услуг. Именно в них можно было быстро получить капитал. И предприниматели для достижения успеха и концентрации капитала не жалели собственных усилий, не считались со временем. На этом этапе приоритетными были такие деловые качества предпринимателей, как умение достичь успеха, знания общества. Именно на воспитание таких деловых качеств были направлены средства массовой информации. Успехи предпринимателей широко рекламировались в газетах, журналах, по радио и телевидению. Много позже, в 50-х годах центр внимания общественного мнения и усилия предпринимателей сместились в сферу развития науки, в наукоемкие отрасли народного хозяйства, а общественного признания получили такие деловые качества предпринимателя, как новаторство, высокая культура деловых предпринимательских отношений, доверие к клиентам и партнерам , умение рисковать. Именно в этот период сформировался новый вид предпринимательской деятельности, связанный с риском, известный в западной литературе как "венчурный бизнес".
Подытоживая изложенные выше позиции, следует отметить, что деловые качества бизнесмена является не только его характеристикой, но во многом отражают сущность и направленность предпринимательской деятельности. Поэтому общество должно воспитывать предпринимателей, направлять их энергию на решение важных социально полезные задач, используя для этого средства массовой информации, широкое освещение положительных примеров.