Приоритеты развития городских агломераций
В Схеме территориального планирования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры выделены восемь городских агломераций: Большой Ханты-Мансийск, Сургут-Нефтеюганск, Мегион-Нижневартовск, Нягань-Приобье, Югорск-Советский, Урай-Междуреченский, Березово-Игрим, Покачи-Когалым.
Предварительный анализ уровня развития городских агломераций, основанный в том числе на проведенных социологических и эмпирических исследованиях, показал, что все ранее обозначенные агломерации подразделяются на два типа: сложившиеся (Сургутская и Нижневартовская), развивающиеся (Няганская, Ханты-Мансийская) и потенциальные (остальные). На долгосрочный период предлагается концентрация усилий по поддержке агломерационных процессов: основные меры, способствующие развитию агломерационных процессов, будут сосредоточены на стимулировании увеличения агломерационного эффекта в уже сложившихся и развивающихся агломерациях; на долгосрочный период – в потенциальных.
В перспективе будет усиливаться концентрация рабочих мест в городах-центрах агломераций.
Как показывает мировая практика, искусственное создание рабочих мест за пределами центральных городов целесообразно только в случае вынесения в пригороды отдельных типов производств (трудоемких, требующих больших площадей и т.д.). Успех социально-экономического развития периферийного города во многих случаях обеспечивается его комфортной средой: более низкими, чем в центральном городе агломерации, ценами на жилье, меньшим – более человечным – размером города, облегчающим общение горожан друг с другом и соучастие в управлении развитием города, близостью к природе. Поэтому для большинства городов Югры, расположенных на периферии агломераций (Нефтеюганск, Пыть-Ях, Мегион, Лангепас) базовый сценарий развития должен включать приоритеты по созданию привлекательной, комфортной городской среды, размещение социально-культурных объектов окружного значения (в этой связи удачно размещение площадки первого детского технопарка «Кванториум» в Нефтеюганске).
Агломерационный эффект зависит от транспортной связности пространства, обеспечивающей возможности быстрого перемещения людей (в качестве участников рынка труда, процессов обучения, потребителей) и товаров. Поэтому усилия по содействию развитию агломерационных процессов в сложившихся агломерациях будут сконцентрированы, в сфере усиления транспортной связности внутри территории агломераций и будут идти по следующим направлениям:
- создание единых транспортных систем пассажирских перевозок внутри агломераций, включая расширение сети внутригородских маршрутов городов – ядер агломераций на всю территорию агломерации и/или введение системы мультимодальных перевозок (в зависимости от оценки эффективности меры по конкретным маршрутам); стыковка расписаний разных перевозчиков в пределах агломераций и на межагломерационных маршрутах;
- радикальное увеличение комфортности и безопасности пассажирских перевозок внутри агломераций как мера по борьбе с образованием транспортных пробок внутри агломераций;
- создание внутри агломераций (на свободных внутриагломерационных пространствах) зон опережающего развития;
- формирование единой системы обеспечения безопасности и экстренной помощи внутри агломераций;
- формирование единой системы сбора, удаления и переработки отходов внутри агломераций;
- регулярный мониторинг и корректировка границ рынков труда и услуг как основы формирования городских агломераций.
Единый транспортный каркас обеспечит возможность экономической интеграции как сложившихся городских агломераций, так и крупнейших городов и поселков формирующихся, потенциальных агломераций и вне агломерационного пространства. Поэтому вне границ сложившихся агломераций целесообразно развитие следующих приоритетных направлений:
- достройка единого транспортного каркаса, соединяющего крупнейшие города и поселки округа, в том числе железнодорожной магистрали Пыть-Ях – Ханты-Мансийск – Нягань; строительство мостов через Обь в Сургутском и Октябрьском районах; поддержание и реконструкция существующей дорожно-транспортной системы, дорожной инфраструктуры и системы транспортных услуг, дальнейшее благоустройство трасс и формирование придорожной инфраструктуры вдоль проходящих по территории округа ключевых автотрасс Тюмень – Новый Уренгой и Сургут – Ханты-Мансийск – Ивдель;
- согласование расписаний маршрутов различных перевозчиков, а также расписаний работы центров предоставления государственных и муниципальных услуг, учреждений здравоохранения, образования и социальной защиты.