Cущность и ход научного исследования

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, МЕНЕДЖМЕНТА

И ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ

Кафедра антикризисного управления, оценки бизнеса и инноваций

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

для студентов дневного и заочного отделения специальности

080503.65 «Антикризисное управление»

Барнаул 2010

Составители:

канд. экон. наук, профессор О.Н. Соколова;

канд. экон. наук, доцент Н.М. Абрамов;

канд. экон. наук, доцент А.Ю. Горбунова;

канд. экон. наук, доцент А.А. Бежовец;

канд. экон. наук, доцент Т.А. Акимочкина;

канд. экон. наук, доцент О.И. Линючева;

Н.С. Безматерных; Н.М. Затяжнова;

О.Ю. Рудакова; Л.А. Бочарова

Рецензент:

докт. экон. наук, профессор В.И. Беляев

План УМД 2009 г., п. К

Подписано в печать 24.04.2009. Формат 60х84/16.

Бумага газетная. Печать офсетная.

Усл. печ. л. 1,5. Тираж 50 экз. Заказ

Отпечатано на экономическом факультете:

656099, пр. Социалистический, 68

CУЩНОСТЬ И ХОД НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Любое исследование – это целенаправленное познание, результаты которого выступают в виде системы понятий, законов и теорий.

Цель научно исследования - нахождение общего у ряда единичных явлений, обнаружение законов или закономерностей, по которым возникают, функционируют, развиваются явления.

Объект научного исследования – совокупность сходных явлений и ситуаций.

Основные средства научно-теоретического исследования:

· совокупность научных методов, всесторонне обоснованных и сведенных в единую систему;

· совокупность понятий, строго определенных терминов, связанных между собой и образующих характерный язык науки.

Ход научного исследования можно представить в виде следующей последовательности:

1. Обоснование актуальности выбранной темы;

2. постановка цели и конкретных задач исследования;

3. определение объекта и предмета исследования;

4. выбор методов проведения исследования;

5. описание процесса исследования;

6. обсуждение результатов исследования;

7. формулировка выводов и оценки полученных результатов.

Обоснование актуальности выбранной темы состоит в выявлении сути проблемной ситуации, из чего и будет ясна актуальность. Принято считать, что сформулировать научную проблему – значит показать умение отделить главное от второстепенного, выяснить то, что уже известно и что пока неизвестно науке.

Методы научного познания подразделяются на общие и специальные.

Общие методы научного познания обычно делят на три группы:

1. Методы эмпирического исследования:

· наблюдение дает первичную информацию об объекте исследования и представляет собой активный познавательный процесс, опирающийся прежде всего на работу органов чувств человека и его предметную материальную деятельность;

· сравнениепозволяет установить сходство и различие предметов и явлений действительности. В результате сравнения выявляется то общее, что присуще нескольким объектам;

· измерение– это процедура определения численного значения некоторой величины посредством единицы измерения;

· экспериментпредполагает вмешательство в естественные условия существования предметов и явлений или воспроизведение определенных сторон предметов и явлений в специально созданных условиях с целью их изучения.

2. Методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровнях исследования:

· абстрагирование состоит в мысленном отвлечении от несущественных свойств, связей, отношений, предметов и в одновременном выделении одной или нескольких интересующих исследователя сторон этих предметов;

· анализ– метод научного исследования путем разложения предмета на составные части;

· синтез– соединение полученных при анализе частей в нечто целое.

3. Методы теоретического исследования:

· восхождение от абстрактного к конкретному представляет собой форму движения научного познания. Согласно этому методу процесс познания разбивается на два этапа. На первом этапе единый объект расчленяется, описывается при помощи множества понятий и суждений. На втором этапе восстанавливается исходная целостность объекта, он воспроизводится в своей многогранности, но уже в мышлении. В общем можно сказать, что этот метод представляет собой процесс познания, согласно которому мышление восходит от конкретного в действительности к абстрактному в мышлении и от него – к конкретному в мышлении;

· исторический метод применяется для исследования сложных развивающихся объектов и используется там, где предметом исследования становится история объекта.

Специальные методы используются в конкретных специальных науках и имеют специфический характер согласно области их применения. Так, при исследовании экономических проблем используются статистические, математические и другие методы.

Наши рекомендации