Термины. Формы и системы заработной платы
Формы и системы заработной платы
Сдельная форма оплаты труда
Повременная форма оплаты труда
Системы сдельной оплаты труда
Системы повременной оплаты труда
Премия
Премиальные системы оплаты труда
Бестарифная система оплаты труда
Вопросы для самопроверки
1. Каковы основные формы оплаты труда, их назначение и особенности?
2. Каковы основные системы сдельной оплаты труда, рациональные условия их применения, способы расчета индивидуального заработка?
3. Назовите основные системы повременной оплаты труда и рациональные условия их применения.
4. В чем состоит назначение премиальных систем оплаты? Перечислите возможные количественные и качественные показатели премирования.
5. Как обосновать эффективность премирования за повышение качества продукции? Чем определяется предельный размер средств, который работодатель может израсходовать на премирование?
6. Как обосновать экономическую эффективность и предельный размер средств, выделяемых на премирование за увеличение выпуска продукции?
7. Каковы сущность и разновидности бестарифных систем оплаты труда?
Глава 20. Оплата труда государственных служащих
20.1. Правовые основы государственной службы Российской Федерации и правовое положение государственных служащих
Правовые основы и содержание труда государственных служащих
Правовое оформление новой российской государственности и государственной службы осуществлялось постепенно. С принятием в декабре 1993 г. Конституции Российской Федерации были заложены принципы построения системы органов государственной власти и первые основы государственной службы.
На начальном этапе правовые основы организации государственной службы Российской Федерации и основы правового положения государственных служащих Российской Федерации были установлены Указом Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 г. № 2267 «Об утверждении Положения о федеральной государственной службе», а впоследствии — Федеральным законом «Об основах государственной службы Российской Федерации» от 31 июня 1995 г. № 119-ФЗ.
Законодательство Российской Федерации о государственной службе состоит из Конституции Российской Федерации, Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации», федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также конституций, уставов, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Труд государственных служащих — специфическая область человеческой деятельности, обособившаяся в ходе разделения и кооперации общественного труда. По своей сути это труд управленческий, направленный на решение тех задач, которые поставлены перед конкретным органом государственного управления и документально закреплены законодательным или иным нормативным правовым актом.
Для реализации поставленных задач требуется целенаправленная работа сотрудников аппарата соответствующего органа государственного управления, организованная таким образом, чтобы каждый работник (руководитель структурного подразделения, специалист, технический исполнитель) вносил личный вклад в их решение согласно его статусу.
В соответствии с предоставленным им правом государственные служащие принимают решения по широкому кругу проблем политического, организационного, управленческого, экономического, технического, социально-психологического и правового характера. Эта многоаспектность, необходимость комплексного подхода и согласованности решений по отдельным вопросам являются важной особенностью управленческого труда.
Степень причастности различных категорий служащих государственного аппарата к принятию и реализации решений зависит от конкретных действий, которые они выполняют в процессе управления. Исходя из содержания и характера выполняемых функций выделяют следующие категории служащих: руководители, специалисты и другие служащие (технические исполнители).
Труд руководителей по своему характеру является административно-управленческим и представляет собой комплекс систематических и целенаправленных действий по организации и координации деятельности подчиненных им сотрудников. К выполняемым ими функциям относятся служебно-коммуникационные, распорядительные, координационные, контрольно-оценочные и др.
Руководитель наделен определенными полномочиями в принятии решений по конкретному кругу вопросов и несет всю полноту ответственности за результаты работы возглавляемого им коллектива.
Труд специалистов связан с выполнением работы аппаратного и конструктивного характера, требует предоставления широких возможностей для творчества как при постановке целей и задач, так и при определении путей и методов их осуществления.
Труд технических исполнителей состоит из относительно несложных, стереотипных, постоянно повторяющихся операций по информационному или техническому обеспечению управления. К ним относятся документационные, первично-счетные и учетные, коммуникационно-технические, вычислительные и формальнологические операции.
Под государственным служащим понимается лицо, исполняющее в порядке, установленном законом, обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение. Основы правового положения государственных служащих, определенные гл. III Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации», составляют:
• права, основные обязанности государственного служащего, ограничения, связанные с государственной службой, сведения о доходах государственного служащего и об имуществе, принадлежащем ему на правах собственности;
• поощрения государственного служащего;
• ответственность государственного служащего;
• гарантии для государственного служащего;
• правовое положение государственного служащего при ликвидации и реорганизации государственного органа;
• денежное содержание государственного служащего.
Права государственных служащих
Согласно ст. 9 Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации» государственный служащий имеет право:
• на ознакомление с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой государственной должности государственной службы, критерии оценки качества работы и условия продвижения по «служебной лестнице», а также на организационно-технические условия, необходимые для исполнения им должностных обязанностей;
• на получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей;
• на посещение в установленном порядке для исполнения должностных обязанностей предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности;
• на принятие решений и участие в их подготовке в соответствии с должностными обязанностями;
• на участие по своей инициативе в конкурсе на замещение вакантной государственной должности государственной службы.*
* Порядок проведения конкурса на замещение вакантной государственной должности государственной службы определен ст. 22 Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации» и Указом Президента Российской Федерации от 29 апреля 1996 г. №604 «Об утверждении Положения о проведении конкурса на замещение вакантной государственной должности федеральной государственной службы».
Конкурс на замещение вакантной государственной должности государственной службы обеспечивает право граждан на равный доступ к государственной службе. Конкурс проводится среди граждан, подавших заявление на участие в нем, не моложе 18 лет, владеющих государственным языком, имеющих профессиональное образование и отвечающих требованиям, установленным Федеральным законом для государственных служащих.
Государственные служащие могут участвовать в конкурсе независимо от того, какие должности они занимают в момент его проведения. Указом Президента Российской Федерации от 29 апреля 1996 г. № 604 установлено, что конкурс может проводиться только на замещение старшей, ведущей, главной и высшей вакантных государственных должностей федеральной государственной службы. Конкурс на замещение младших государственных должностей федеральной государственной службы не предусмотрен. Государственный служащий имеет также следующие права:
• на продвижение по службе, увеличение денежного содержания с учетом результатов и стажа его работы, уровня квалификации;
• на ознакомление со всеми материалами своего личного дела, отзывами о своей деятельности и другими документами до внесения их в личное дело, приобщение к личному делу своих объяснений;
• на переподготовку (переквалификацию) и повышение квалификации за счет средств соответствующего бюджета;
• на пенсионное обеспечение с учетом стажа государственной службы;
• на проведение по его требованию служебного расследования для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство;
• на объединение в профессиональные союзы (ассоциации) для защиты своих прав, социально-экономических и профессиональных интересов;
• на внесение предложений по совершенствованию государственной службы в любые инстанции.
Обязанности государственных служащих
В обязанности государственного служащего в соответствии со ст. 10 Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации» входит:
• обеспечение поддержки конституционного строя и соблюдение Конституции Российской Федерации, реализация федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, в том числе регулирующих сферу его полномочий;
• добросовестное исполнение должностных обязанностей;
• обеспечение соблюдения и защиты прав и законных интересов граждан;
• исполнение приказов, распоряжений и указаний вышестоящих в порядке подчиненности руководителей, отданные в пределах их должностных полномочий, за исключением незаконных;
• в пределах своих должностных обязанностей своевременное рассмотрение обращений граждан и общественных объединений, а также предприятий, учреждений и организаций, государственных органов и органов местного самоуправления и принятие по ним решений в порядке, установленном федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;
• соблюдение установленных в государственном органе правил внутреннего трудового распорядка, должностных инструкций, порядка работы со служебной информацией;
• поддержание уровня квалификации, достаточной для исполнения своих должностных обязанностей;
• сохранение государственной и иной охраняемой законом тайны, а также неразглашение ставших ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей сведений, затрагивающих частную жизнь, честь и достоинство граждан.
Ограничения, связанные с государственной службой
Законодательство о государственной службе предусматривает ряд ограничений для государственных служащих Российской Федерации.
Государственный служащий не вправе заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности.
Однако в соответствии с п. 9 ст. 21 указанного Федерального закона на государственного служащего с его согласия может быть возложено исполнение дополнительных обязанностей по другой государственной должности государственной службы с оплатой по соглашению между руководителем государственного органа и государственным служащим (совмещение профессий, должностей в течение установленной законодательством продолжительности рабочего дня).
Государственный служащий также не имеет права:
• быть депутатом законодательного (представительного) органа Российской Федерации, законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления;
• заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц,
• состоять членом органа управления коммерческой организацией, если иное не предусмотрено федеральным законом или в порядке, установленном федеральным законом и законами субъектов Российской Федерации, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией (данная норма распространяется на работников органов Мингосимущества России, которым Правительство Российской Федерации делегировало право управления частью акций открытых акционерных обществ, являющихся государственной собственностью, а также органов государственной власти субъектов Федерации*);
• быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он состоит на государственной службе либо который непосредственно подчинен или непосредственно подконтролен ему;
• использовать в неслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, другое государственное имущество и служебную информацию,
• получать гонорары за публикации и выступления в качестве государственного служащего;
• получать от физических и юридических лиц вознаграждения (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения), связанные с исполнением должностных обязанностей, в том числе и после выхода на пенсию;
• принимать без разрешения Президента Российской Федерации награды, почетные и специальные звания иностранных государств, международных и иностранных организаций;
• выезжать в служебные командировки за границу за счет физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с международными договорами Российской Федерации или на взаимной основе по договоренности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации с государственными органами иностранных государств, международными и иностранными организациями;
• принимать участие в забастовках;
• использовать свое служебное положение в интересах политических партий, общественных, в том числе религиозных, объединений для пропаганды отношения к ним. В государственных органах не могут образовываться структуры политических партий, религиозных, общественных объединении, за исключением профессиональных союзов.
* Во исполнение Федерального закона «О приватизации государственного имущества и основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации».
Ограничения, связанные с государственной службой, оказывают специфическое воздействие на механизм формирования доходов государственных служащих.
Присвоение квалификационных разрядов
Квалификационные разряды государственных служащих указывают на соответствие уровня их профессиональной подготовки квалификационным требованиям, предъявляемым к государственным должностям государственной службы соответствующих групп.
Присваиваются квалификационные разряды государственным служащим по результатам государственного квалификационного экзамена или аттестации.*
* Указ Президента Российской Федерации от 22 апреля 1996 г. № 578 «О присвоении квалификационных разрядов федеральным государственным служащим».
В Федеральном законе «Об основах государственной службы Российской Федерации» предусмотрена классификация государственных должностей по пяти группам:
• высшие государственные должности;
• главные государственные должности;
• ведущие государственные должности;
• старшие государственные должности;
• младшие государственные должности.
Порядок присвоения и сохранения квалификационных разрядов для федеральных государственных служащих определен Указом Президента Российской Федерации от 22 апреля 1996 г. № 578.
Государственным служащим могут быть присвоены следующие квалификационные разряды:
действительный государственный советник Российской Федерации (1, 2, 3-го класса) — государственным служащим, замещающим высшие государственные должности государственной службы;
государственный советник Российской Федерации (1, 2, 3-го класса) — государственным служащим, замещающим главные государственные должности государственной службы;
советник Российской Федерации (1, 2, 3-го класса) — государственным служащим, замещающим ведущие государственные должности государственной службы;
советник государственной службы (1, 2, 3-го класса) — государственным служащим, замещающим старшие государственные должности государственной службы;
референт государственной службы (1, 2, 3-го класса) — государственным служащим, замещающим младшие государственные должности государственной службы.
Присвоение квалификационных разрядов действительных государственных советников Российской Федерации и государственных советников Российской Федерации производится Президентом Российской Федерации.
Для отдельных видов государственной службы в соответствии с федеральными законами введены другие виды квалификационных разрядов — классные чины, дипломатические ранги, воинские звания.
Гарантии государственным служащим
В соответствии со ст. 15 Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации» государственному служащему гарантируются:
• условия работы, обеспечивающие исполнение им должностных обязанностей;
• денежное содержание и иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
• ежегодный оплачиваемый отпуск;
• медицинское обслуживание его и членов семьи, в том числе после выхода на пенсию;
• переподготовка (переквалификация) и повышение квалификации с сохранением денежного содержания на период обучения;
• обязательность получения его согласия на перевод на другую государственную должность государственной службы, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом;
• пенсионное обеспечение за выслугу лет и пенсионное обеспечение членов семьи государственного служащего в случае его смерти, наступившей в связи с исполнением им должностных обязанностей;
• обязательное государственное страхование на случай причинения вреда здоровью и имуществу в связи с исполнением им должностных обязанностей;
• обязательное государственное социальное страхование на случай заболевания или потери трудоспособности в период прохождения им государственной службы;
• защита его и членов семьи от насилия, угроз, других неправомерных действий в связи с исполнением им должностных обязанностей в порядке, установленном федеральным законом.
Правовое положение государственного служащего при ликвидации и реорганизации государственного органа определено ст. 16 Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации».
При ликвидации государственного органа или сокращении его штата государственному служащему в случае невозможности предоставления работы в том же государственном органе должна быть предложена другая государственная должность государственной службы в другом государственном органе с учетом его профессии, квалификации и занимаемой ранее должности.
При невозможности трудоустройства государственному служащему, заключившему трудовой договор на неопределенный срок, гарантируются переподготовка (переквалификация) с сохранением на период переподготовки (переквалификации) денежного содержания по занимаемой до увольнения государственной должности государственной службы и непрерывного трудового стажа, а также предоставление возможности замещения иной государственной должности государственной службы.
Продолжительность повышения квалификации и переподготовки федеральных государственных служащих (далее именуются — государственные служащие), увольняемых из аппаратов органов государственной власти Российской Федерации в связи с ликвидацией или реорганизацией этих органов, сокращением штата, в зависимости от сложности получаемой новой профессии (специальности) составляет от трех до шести месяцев.
Трудоустройство государственных служащих, уволенных из аппаратов органов государственной власти Российской Федерации в связи с ликвидацией или реорганизацией этих органов, сокращением штата и прошедших повышение квалификации или переподготовку, проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации, если отсутствует возможность трудоустройства в аппаратах федеральных органов государственной власти.
Федеральным законом определено, что при увольнении в связи с ликвидацией государственного органа или сокращением штата государственному служащему выплачивается средний заработок по ранее занимаемой должности в течение трех месяцев (без зачета выходного пособия). В случае непредоставления государственному служащему работы в соответствии с его профессией и квалификацией он остается в реестре государственных служащих (с указанием — в резерве) с сохранением в течение года непрерывного стажа государственной службы.
20.2. Труд и его оплата в системе государственного управления
Особенности труда государственных служащих
В условиях динамических реформаторских изменений в общественной и экономической жизни важная роль отведена работникам органов государственного управления — государственным служащим, к деятельности которых предъявляются особенно высокие требования.
Деятельность государственных служащих как специфическая профессиональная деятельность требует особой подготовки и непрерывного организационно-научного совершенствования, повышения деловой квалификации.
В деятельности государственного аппарата, основу которого составляют государственные служащие, наиболее ощутимы недостатки и упущения, которые оборачиваются невосполнимыми потерями для общества, организации, конкретного человека.
Управленческий труд в государственном аппарате отличается от труда в других сферах деятельности рядом особенностей:
• высокой долей творческих элементов и необходимостью во многих ситуациях принимать нестандартные решения;
• особыми требованиями к волевым качествам для осуществления властных полномочий;
• большой разнородностью информации, необходимой для осуществления функций руководства, и каналов ее получения;
• высокой нервно-эмоциональной напряженностью, увеличивающейся с ростом ответственности;
• высокой ответственностью и компетентностью;
• разнообразием содержания трудовой деятельности.
Конечный результат управленческого труда — решение, определяющее меры управляющего воздействия на объект. Поэтому качество труда государственного служащего, и в первую очередь руководителя, прежде всего характеризуется эффективностью принятых управленческих решений.
Специфические требования к компетенции и личным качествам государственного служащего предъявляют повышенные требования к профессиональной подготовке кандидатов на занятие государственных должностей.
Так, для занятия высших, главных, ведущих и старших государственных должностей государственной службы Российской Федерации требуется наличие обязательного высшего профессионального образования по специализации государственных должностей государственной службы. Для занятия младших государственных должностей достаточно среднего профессионального образования.
Основные принципы организации материального стимулирования труда государственных служащих вытекают из Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации». Статьей 17 Закона определена форма материального стимулирования государственных служащих — денежное содержание и его состав.
Из охарактеризованных особенностей труда государственных служащих вытекают основные принципы организации оплаты их труда. Прежде всего речь идет о реальном централизованном регулировании заработной платы, поскольку источники оплаты формируются за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных (муниципальных) бюджетов.
Основой такого регулирования прежде всего с точки зрения обеспечения единства в оплате равносложного труда руководителей и специалистов (а тем более технических исполнителей) на всех уровнях государственного управления (федеральном, региональном и муниципальном) в последние годы стала единая система оплаты труда, начинающаяся на федеральном уровне и заканчивающаяся на муниципальном уровне. Система материального стимулирования не может не осуществляться для всех уровней государственных служащих — федеральных государственных служащих, государственных служащих субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих.
Из особенностей труда работников государственного управления вытекает необходимость и объективная обусловленность (исходя из их профессионально-квалификационного состава и ограничений, связанных с государственной службой) поддержания оплаты труда государственных служащих на приемлемом для данной категории работников уровне, превышающем уровень, который складывается в среднем во внебюджетном секторе экономики.
Государство должно обеспечить государственным служащим приемлемый уровень жизни и компенсировать ограничения, связанные с запрещением им заниматься любой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности.
Денежное содержание федеральных государственных служащих
В соответствии с указами Президента Российской Федерации от 9 апреля 1997 г. № 310 «О денежном содержании государственных служащих» и от 6 марта 1998 г. № 265 «О денежном содержании федеральных государственных служащих территориальных органов исполнительной власти, представительств Российской Федерации и представительств федеральных органов исполнительной власти за рубежом, дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, аппаратов федеральных судов и органов прокуратуры Российской Федерации» денежное содержание федеральных государственных служащих состоит из следующих элементов:
• должностного оклада по занимаемой должности;
• надбавки к должностному окладу за квалификационный разряд (классный чин или дипломатический ранг);
• надбавки за особые условия государственной службы;
• надбавки за выслугу лет;
• премий по результатам работы государственного служащего.
В указах Президента Российской Федерации о денежном содержании федеральных государственных служащих предусмотрена дифференциация должностных окладов. В федеральных органах исполнительной власти она осуществляется по двум уровням — федеральным министерствам и иным федеральным органам исполнительной власти. В территориальных органах исполнительной власти, аппаратах федеральных судов и органов прокуратуры Российской Федерации дифференциация окладов предусмотрена в зависимости от численности населения, проживающего на данной территории.
При введении денежного содержания размеры должностных окладов федеральных государственных служащих были установлены с учетом прожиточного минимума по г. Москве с целью обеспечения федеральным государственным служащих нормальных условий жизни.
Всем федеральным государственным служащим, кроме должностных окладов, предусмотрено установление надбавок за квалификационный разряд, классный чин или дипломатический ранг. Размеры ежемесячных надбавок за квалификационный разряд (классный чин, дипломатический ранг) установлены в абсолютных размерах и составляют примерно 30% от размеров должностных окладов. Конкретные размеры ежемесячных надбавок за квалификационный разряд, классный чин или дипломатический ранг федеральным государственным служащим устанавливаются в соответствии с присвоенным ему квалификационным разрядом.
Ежемесячная надбавка за особые условия государственной службы установлена в размере до 20% должностного оклада, а ежемесячная надбавка за выслугу лет — до 30% должностного оклада в зависимости от стажа государственной службы (табл. 20.1).
Таблица 20.1.