VI. Закрепление изученного материала

1. Выполнение заданий в рабочейтетради

№3(с.22).

— Прочитайте задание. Выполните его.

(После выполнения задания проводится взаимопроверка.)

№5 (с. 23).

— Прочитайте задание. Какие свойства воды нужно знать, чтобы правильно выполнить задание? (При нагревании вода расширяется, при охлаждении сжимается.)

— Как объяснить, что вода при нагревании расширяется? Что происходит с частицами, из которых она состоит? (Частицы начинают двигаться быстрее, и промежутки между ними увеличиваются)

— Нарисуйте в первом прямоугольнике, как располагаются частицы воды при нагревании.

— Как объяснить, что вода при охлаждении сжимается? Что; происходит с частицами, из которых она состоит? (Частицы начинают двигаться медленнее, и промежутки между ними уменьшаются.)

— Нарисуйте во втором прямоугольнике, как располагаются частицы воды при охлаждении.

(После выполнения задания проводится взаимопроверка. Учитель раздает детям распечатки таблицы.)

Работа с таблицей

— Какие свойства имеют воздух и вода? Выберите из табли­цы эти свойства и запишите ответы соответствующими цифрами.

  Ответ Свойства
Воздух   1. Без цвета 2. Без запаха 3. Расширяется при нагревании 4. Сжимается при охлаждении 5. Растворитель 6. Плохо проводит тепло
Вода      

VII. Рефлексия Работа в группах

— Прочитайте первое задание в учебнике на с. 53. Выполните его.

Итак, вода — одно из главных богатств на Земле. Трудно представить, что стало бы с нашей планетой, если бы исчезла пресная вода. А такая угроза существует. От загрязнения воды страдает живое, опасно это и для жизни человека. Поэтому воду — наше главное богатство — надо беречь!

VIII. Подведение итогов урока

- Почему вода — самая главная жидкость на свете?

— Что нового вы узнали на уроке?

Домашнее задание

1. Учебник: прочитать текст на с. 51—54, ответить на вопросы раздела «Проверь себя» на с. 54.

2. Рабочая тетрадь: № 1, 2, 4 (с. 20-22).

3. Индивидуальные задания: подготовить устные сообщения на темы «Снег — что это такое?», «О чем может рассказать сугроб», «О чем трещит костер», «Осадки». (См. дополни­тельный материал к уроку 12.)

Тема: Превращения и круговорот воды

Цель:познакомить с круговоротом воды.

Планируемые результаты: учащиеся научатся увязывать круговорот воды с ее свойствами, моделировать круговорот воды, использовать тексты и иллюстрации учебника для поиска ответов ин вопросы, доказывать предположения, делать выводы, готовить устные сообщения.

Оборудование: карточки с заданиями; две тарелки, лед.

Ход урока

I Организационный момент

II, Актуализация знаний. Проверка домашнего задания

1. Индивидуальные задания

(Учитель раздает ученикам карточки с заданиями.)

1) Впиши слова, характеризующие свойства воды.

Вода ... (прозрачна),... (бесцветна),... (не имеет запаха),... (текуча), вода- ... (растворитель), при нагревании... (расширяется), при охлажде­нии ... (сжимается).

2) Прочитай предложения. Вместо точек впиши пропущенные слова

Вода... (расширяется) при нагревании и... (сжимается) при охлажде­нии В воде растворяются некоторые вещества, поэтому вода — хороший (растворитель). Воду можно очистить с помощью ... (фильтра).

Фронтальный опрос

Какие свойства имеет вода?

- Какова роль воды в жизни организмов?

- Как можно очистить загрязненную воду? (Сначала про­пустить воду через бумажный или многослойный тканевый фильтр, затем прокипятить или добавить несколько кри­сталлов марганцовки.)

III. Самоопределение к деятельности

— Как вы думаете, изменяется ли количество воды на планете? (Ответы учеников.)

Этому вопросу мы посвятим наш урок.

IV. Работа по теме урока

Беседа

Три состояния воды

— Отгадайте загадки.

Пушистый ковер - не руками ткан, не шелком шит,

При солнце, при месяце серебром горит. (Снег.)

Не снег и не лед,

А серебром деревья уберет. (Иней.)

• Как-то раз средь бела дня

Обманул шалун меня:

Спрятал поле, луг, стога,

Речку, лес и берега.

Показалось мне вначале,

Что они гурьбой сбежали.

Лишь седой шутник исчез —

Объявились луг и лес,

Обнаружились стога,

Поле, речка, берега.

Прояснились небеса,

Вновь видна земли краса.

Это ли не чудеса?! (Туман.)

Вышла туча на прогулку

И взяла с собой шкатулку.

Туча бегала, резвилась,

И шкатулочка открылась,

И рассыпался вниз — ох! —

Круглый ледяной горох. (Град.)

Когда с утра идешь по ней,

Твой след становится темней.

В нее ты попадаешь в плен,

И брюки мокнут до колен.

Здесь на лугу звенит коса —

Торопится, пока... (роса).

- Чтообъединяет эти явления? (Это все вода. Вода в трех со­стояниях: твердом, жидком, газообразном.)

- Приведите примеры воды в природе, находящейся в твер­дом состоянии. (Лед, град, снег, сосульки.)

(Учащиеся рассказывают о снеге, снежинках, граде, сугробе.)

- При какой температуре воздуха вода из жидкого состояния переходит втвердое? (При температуре О °С.)

- Приведите примеры воды в природе, находящейся в газо­образном состоянии. (Пар.)

Мы протерли мокрой тряпкой классную доску. Прошло несколько минут, и доска стала сухой. Вода испарилась, то есть пре­кратилась в пар — прозрачный, бесцветный газ. Водяной пар — это вода в газообразном состоянии.

В природе вода постоянно испаряется с поверхности морей, рек, озер, почвы. Поэтому в воздухе всегда содержится невидимый водяной пар.

- Прочитайте текст в учебнике на с. 55.

- В каких трех состояниях вода находится в природе? (Жид­ком, твердом, газообразном.)

- Расскажите, как образуется снег. (Вода превращается в лед. Крошечные льдинки высоко в облаках увеличиваются и пре­вращаются в снежинки.)

(Заранее подготовленные ученики выступают с устными со­чинениями на темы «Снег - что это такое?», «О чем может рассказать сугроб».)

- Что значит «вода испаряется»? (Превращается в пар.) (Заранее подготовленный ученик выступает с устным сооб­щением на тему «О чем трещит костер».)

Практическая работа

Круговорот воды

Понаблюдаем, что происходит с водой при нагревании.

(Учитель над тарелкой с водой закрепляет тарелку со льдом и нагревает воду до кипения.)

Что мы видим под верхней тарелкой? (Тарелка запотела.) Что происходит через некоторое время? (Появились капельки.)

(Капельки становятся все более крупными и больше не могут удерживаться на дне, падают обратно, в нижнюю тарелку.)

Как капли появились на дне тарелки? (Они испарились с по­верхности воды.)

Какую работу в этом процессе выполняет лед? (Охлаждает пар. Пар превращается в капельки воды.) Как происходит движение капель? (По кругу.)

Получился круговорот воды.

(Учитель на доске записывает: круговорот.)

Итак, вода в виде пара поднимается вверх, остывает, пар пре­вращается в капельки воды, они снова падают вниз. Таким обра­зом, вода совершила круговорот.

— Количество воды изменилось? (Нет, так как происходит круговорот.)

— Прочитайте текст в учебнике на с. 57.

— Как образуются облака? (Пар поднимается от земли, охла­ждается и образует множество водяных капелек или крошеч­ных льдинок. Из этих капелек и льдинок образуются облака.)

— Почему идет дождь? (Пар в облаках охлаждается, превра­щается в воду, капли падают на землю в виде дождя.)

— Изменяется ли количество воды в природе? (Не изменяется.) (Заранее подготовленный ученик выступает с устным сооб­щением на тему «Осадки».)

V. Физкультминутка

Буквой Л расставим ноги,

Словно в пляске — руки в боки.

Наклонились влево, вправо,

Влево, вправо...

Получается на славу.

Руки в стороны, в кулачок,

Разжимай — и на бочок.

Руки вверх поднимай

И тихонько опускай.

Наши рекомендации