Закон предложения. Кривая предложения и ее сдвиги

Закон предложения гласит: между ценой и величиной предложения существует прямая связь.
Закон предложения показывает, что производители хотят изготовить и предложить к продаже большее количество своего продукта по высокой цене, чем они хотели бы это делать по низкой цене.
Как и в отношении закона спроса, представим закон предложения в графическом изображении (рис. 5.1). Техника построения графика такая же, как и описанная выше, но, разумеется, количественные данные и возникающие между ними связи иные.
Форма кривой предложения S определяется стремлением фирм к максимальной прибыли. Это допущение помогает понять, почему кривая предложения направлена вверх слева направо, т. е. фирмы готовы предложить больше продукта при более высоких ценах.

Закон предложения. Кривая предложения и ее сдвиги - student2.ru

Рис. 5.1. Кривая предложения любого товара

Исходя из анализа рис. 5.1 видим, что кривая предложения S - восходящая. Это означает, что между ценой и величиной предложения - прямая связь.
Кривая предложения S показывает, какое количество товара и по какой цене производители могут продать на рынке. Кривая поднимается вверх, потому что, чем выше цена, тем большее число фирм имеет возможность производить и продавать товар. Более высокая цена дает возможность существующим фирмам расширить объем производства в короткий промежуток времени за счет привлечения дополнительного капитала, рабочей силы или сверхурочных работ, а в длительный промежуток времени - за счет самого производства. Более высокая цена может также привлечь на рынок новые фирмы, у которых высоки издержки производства и продукция которых при низких ценах является нерентабельной.

Изменение предложения, как и изменение спроса, зависит от цены. Но величина предложения больше при высоких ценах и меньше при низких ценах. А величина спроса больше при низких ценах и меньше при высоких ценах.

Если цена на данный товар увеличивается, то его производство становится более выгодным. Растущие прибыли будут стимулировать рост производства и привлекать в эту отрасль другие фирмы.

При падении спроса на товар цена снизится, и это будет означать, что по существующей на рынке цене этот товар окажется в избытке. Фирмы будут вынуждены сбросить цены, чтобы избавиться от излишков. При сниженных ценах производство станет менее выгодным, поэтому фирма сократит выпуск этого товара и его предложение уменьшится. Падение цены может привести к тому, что менее эффективно работающие фирмы будут вынуждены уйти из отрасли.

Коренное свойство закона предложения заключается в следующем: с повышением цен соответственно возрастает и величина предложения. И, напротив, со снижением цен сокращается предложение.

Изменение в предложении под влиянием неценовых факторов выражается в смещении всей кривой предложения: увеличение предложения смещает кривую вправо (S2), уменьшение предложения смещает ее влево (S1) (см. рис. 5.2).
В противоположность этому изменение величины предложения под влиянием цены означает передвижение предложения с одной точки “А” на другую точку “С” на постоянной кривой предложения. Это видно на рис. 5.2.

Закон предложения. Кривая предложения и ее сдвиги - student2.ru

Рис. 5.2. Кривые предложения

Вопрос

Наши рекомендации