Себ-мость продукции и прибыль организации: структура и способы расчета

Качественным показателем деятельности любого предприятия является отлаженная система управления затратами, основанная на данных управленческого учёта и увязанная с системой бюджетирования. Эффективная организация управления затратами позволяет не только лучше планировать и учитывать затраты, но и точнее их анализировать, выявлять определенные соотношения между отдельными видами затрат и исчислять степень их влияния на уровень рентабельности как всего предприятия, так и отдельных бизнесов или подразделений. Система управления затратами позволяет обоснованно, целенаправленно и вовремя влиять на процесс формирования фактических затрат.

Себестоимость и ее структура

Себестоимость — совокупность затрат предприятия на производство и реализацию продукции. (Себестоимость определяется на основании "Положения о составе затрат по производству и реализации продукции", утвержденного постановлением Правительства РФ от 05.08.92 № 552.)

Выделяют 2 способа расчета себестоимости:

1. По элементам затрат (затраты группируются в соответствии с их экономическим содержанием);

2. По статьям калькуляции (затраты выделяются по их назначению, роли, месту возникновения).

Различают следующие элементы затрат:

· материальные затраты;

· затраты на оплату труда;

· отчисления на социальные нужды;

· амортизация;

· прочие затраты (налоги, сборы, платежи).

Себестоимость на предприятии рассчитывается в несколько этапов:

1. Определяется производственная себестоимость — совокупность затрат, связанных только с производством.

2. Определяется себестоимость валовой продукции путем корректировки себестоимости произведенной продукции на изменение остатков расходов будущих периодов (освоение новых производств, взносы арендной платы за последующие периоды). Увеличение остатков этих расходов вычитается и наоборот.

3. Определяется себестоимость товарной продукции. (Товарная продукция — стоимость продукции, которая будет выпущена в данном периоде и подготовлена к реализации) При этом себестоимость валовой продукции корректируется на изменение остатков незавершенного производства (прирост остатков снижает себестоимость) и внепроизводственные расходы (доставка, реклама и т. д. ).

4. Определяется себестоимость реализованной продукции путем корректировки на величину изменения остатков готовой продукции. Реализованная продукция — стоимость продукции, которая будет поставлена заказчику и оплачена им в данном периоде.

Прибыль предприятия и показатели эффективности его деятельности

Способ расчета прибыли

В условиях рыночной экономики прибыль является непосредственной целью любого коммерческого предприятия и создает гарантии для существования и развития бизнеса в будущем.
Как финансовый результат прибыль равна выручке от реализации продукции за вычетом её себестоимости.
При текущих затратах, превышающих выручку вместо прибыли предприятие получает убытки – отрицательный финансовый результат, который не только ставит предприятие в сложное финансовое положение, заставляющее искать дополнительные средства для компенсации убытков, но создает угрозу банкротства.
Предприниматель в своей деятельности всегда ставит своей целью получение прибыли, но не всегда её извлекает. Кроме того, следует иметь в виду, что в начальный этап деятельности любого предприятия, как правило, сумма затрат превышает сумму доходов от основной деятельности и лишь после достижения намеченных показателей объема сбыта и освоения производственной мощности удается получить прибыль. Отмеченное обстоятельство особенно актуально для начинающих предпринимателей, которым в силу отсутствия необходимого опыта при планировании прибыли и её учете нужно быть внимательными вдвойне.

Показатели прибыли

В экономике применяют большое количество разновидностей показателя прибыли, отличающихся по своей величине, содержанию и назначению. Так, основным финансовым показателем хозяйственной деятельности предприятия считается балансовая прибыль, отражаемая в формах бухгалтерской отчетности. В общем случае балансовая прибыль включает в себя три основных элемента:

1. Прибыль (убыток) от основной деятельности;

2. Прибыль (убыток) от реализации основных средств и иного имущества предприятия;

3. Финансовые результаты от внереализационных операций, примерами которых могут быть доходы от положительной разницы по валютным счетам и операций с иностранной валютой, проценты по денежным средствам на счетах предприятия, поступления от погашения дебиторской задолженности (долгов потребителей) за прошлые годы, доходы от сдачи имущества предприятия в аренду, а также штрафы, пени и неустойки.

Для целей налогообложения также рассчитывается показатель, именуемыйприбыль, облагаемая налогом (или налогооблагаемая прибыль). Для различных аналитических целей и принятия управленческих решений все чаще применяются также показатели маржинальная прибыль (иногда её еще называют валовой прибылью или суммой покрытия) и прибыль до выплаты процентов за кредит и налогов.
Остающаяся в распоряжении предприятия после покрытия всех текущих затрат, платежей и налогов часть прибыли называется чистой прибылью. Именно чистая прибыль чаще всего и рассматривается в качестве конечного финансового результата деятельности предприятия. Следует также упомянуть, что чистая прибыль, в свою очередь, по решению владельцев предприятия направляется на дивиденды (другими словами, на потребление) и на развитие бизнеса (эту часть чистой прибыли называют нераспределенной прибылью или прибылью, направленной на капитализацию, то есть на увеличение собственного капитала предприятия).

Наши рекомендации