Принципы отбора содержания и организации учебного процесса учебной практики

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ФГБОУ ВПО «ОмГПУ»)

Факультетэкономики, менеджмента, сервиса и туризма

Кафедра экономики, менеджмента и маркетинга

УТВЕРЖДАЮ

Декан ФЭМСиТ

________________ Морозова Н.А.

(подпись)

«_______» _____________2015 г.

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

«УЧЕБНО-ОЗНАКОМИТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА»

Направление подготовки 38.06.02 Менеджмент

Профиль подготовки «Менеджмент организации»

Составитель: Коваленко Е.В.. , к.э.н., доцент кафедры экономики, менеджмента и маркетинга ______________________

(подпись)

Учебно-методический комплекс составлен на основании ФГОС ВПО ___ г.

и рассмотрен на заседании кафедры экономики, менеджмента и маркетинга «_____»___________2015 г. Протокол № ___

Заведующий кафедрой

Ковалева О.П., к.э.н., доцент ________________

(подпись)

Учебно-методический комплекс одобрен

Советом (учебно-методической комиссией) факультета экономики, менеджмента, сервиса и туризма

«_____» ________________ 2015 г.

2015 г.

Курс: 2

Форма обучения: очная

Семестр: 4

Трудоемкость:3 зачетных единиц

Форма аттестации:дифференцированныйзачет

«Учебно-ознакомительная практика» включена в профессиональный цикл, в раздел «Практики, НИР» основной образовательной программы подготовки бакалавров по направлению «Менеджмент», профиль «Менеджмент организации».

  1. Цель и задачи практики. Требования к уровню освоения содержания

Практики

Учебно-ознакомительная практика должна способствовать подготовке будущих бакалавров менеджмента, развитию их профессиональных умений и способностей. В процессе практики должны получить развитие и закрепление полученные студентами знания в области анализа и совершенствования управленческой и экономической деятельности организации.

Целью учебной практики является закрепление и углубление теоретических знаний, полученных студентами по профессиональным и специальным дисциплинам, приобретение необходимых практических умений и навыков, соответствующих требованиям к уровню подготовки выпускника (согласно ФГОС ВО направление 38.06.02 Менеджмент, профиль «Менеджмент организации»).

Задачи практики:

Организационно-управленческая деятельность предполагает:

· Участие в разработке и реализации корпоративной и конкурентной стратегии организации, а также функциональных стратегий, например, маркетинговой, финансовой или кадровой стратегии.

· Участие в разработке и реализации мероприятий операционного характера в соответствии со стратегией организации;

· Планирование деятельности организации и подразделений;

· Формирование организационной и управленческой структуры организаций;

· Организация работы исполнителей (команды исполнителей) для осуществления конкретных проектов, видов деятельности, работ;

· Разработка и реализация проектов, направленных на развитие организации

· Контроль деятельности подразделений, команд (групп) работников;

· Мотивирование и стимулирование персонала организации, направленное на достижение стратегических и оперативных целей.

Информационно-аналитическая деятельность включает в себя:

§ Сбор, обработка и анализ информации о факторах внешней и внутренней среды организации для принятия управленческих решений;

§ Построение внутренней информационной системы организации для сбора информации с целью принятия решений, планирование деятельности и контроля;

§ Создание и ведение баз данных по различным показателям функционирования организаций;

§ Оценка эффективности проектов;

§ Подготовка отчетов по результатам информационно-аналитической деятельности;

§ Оценка эффективности управленческих решений.

Предпринимательская деятельность предполагает:

§ Разработка бизнес-планов создания нового бизнеса;

§ Организация предпринимательской деятельности.

Ожидаемые результаты:

В соответствии с целями основной образовательной программы и задачами профессиональной деятельности проведение практики направлено на формирование у бакалавров следующих компетенций:

ОК-13 способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы

ОК-19 способен осуществлять деловое общение: публичные выступления, переговоры, проведение совещаний, деловую переписку, электронные коммуникации

ПК-47 способен проводить анализ операционной деятельности организации и использовать его результаты для подготовки управленческих решений

ПК-49 способен разрабатывать бизнес-планы создания и развития новых организаций

В ходе практики студент должен

знать:

принципы и правила анализа основных хозяйственных операций;

данных, необходимых для проведения конкретных экономических расчетов; стандартные теоретические и эконометрические модели исследуемых процессов, явлений и объектов, относящихся к области экономики предприятия, направления подготовки предложений и мероприятий по реализации разработанных проектов и программ; правила взаимодействия с другими членами, формулировки и возможности делегирования задач, методы разрешения конфликтов, основы взаимодействия с лицами, представляющими разные культуры и разные интеллектуальные слои; правила ведения переговоров для достижения приемлемых решений по профессиональным вопросам; методологию преподавания экономических дисциплин в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и дополнительного профессионального образования.

уметь:

подготовить исходные данные для проведения расчетов экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов; провести расчеты экономических и социально-экономических показателей на основе типовых методик с учетом действующей нормативно-правовой базы; разработать экономические разделы планов предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств; выполнять работы по учету наличия и движения активов, обязательств и капитала хозяйствующего субъекта и определению результатов его хозяйственно-финансовой деятельности, построить стандартные теоретические и эконометрические модели исследуемых процессов, явлений и объектов, относящихся к области экономики предприятия, анализировать полученные результаты; проводить статистические обследования, опросы, анкетирования и первичную обработку их результатов; проводить аналитическую обработку учетной и отчетной информации с целью принятия хозяйственных решений и получения оценки эффективности функционирования объектов; вести переговоры для достижения приемлемых решений по профессиональным вопросам; участвовать в подготовке и принятии решений по вопросам организации управления и совершенствования деятельности планово-экономической службы и аналитических подразделений предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств с учетом правовых, административных и других ограничений.

владеть:

инструментами подготовки исходных данных для проведения расчетов экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов; методами проведения расчетов экономических и социально-экономических показателей на основе типовых методик с учетом действующей нормативно-правовой базы; практически применять принципы и правила анализа основных хозяйственных операций; навыками выполнение работы по учету наличия и движения активов, обязательств и капитала хозяйствующего субъекта и определению результатов его хозяйственно-финансовой деятельности; навыками поиска информации по полученному заданию, сбору и анализу данных, необходимых для проведения конкретных экономических расчетов; навыками построения стандартных теоретических и эконометрических моделей исследуемых процессов, явлений и объектов, относящихся к области экономики предприятия, анализ и интерпретация полученных результатов; навыками аналитической обработки учетной и отчетной информации с целью принятия хозяйственных решений и получения оценки эффективности функционирования объектов; инструментами разрешения конфликтов, взаимодействия с лицами, представляющими разные культуры и разные интеллектуальные слои; навыками подготовки и принятия решений по вопросам организации управления и совершенствования деятельности планово-экономической службы и аналитических подразделений предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств с учетом правовых, административных и других ограничений.

Принципы отбора содержания и организации учебного процесса учебной практики

Отбор содержания материала и его организация обусловлены принципами развития высшего профессионального образования и задачами подготовки бакалавра по направлению «Менеджмент»:

- дидактические принципы обучения (научность обучения; связь теории с производственной деятельностью; профессиональная мобильность; систематичность обучения; прочность усвоения знаний; доступность обучения; наглядность обучения);

- принцип соответствия содержания теоретических знаний во всех элементах и на всех уровнях конструирования требованиям развития общества, производства, науки, культуры и личности (включение в содержание общего образования как традиционно необходимых знаний, умений и навыков, так и тех, которые отражают современный уровень развития социума, научного знания, культурной жизни и возможности личностного роста);

- принцип единой содержательной и процессуальной стороны прохождения практики (при проектировании содержания практики необходимо учитывать принципы и технологии его передачи и усвоения, уровни последнего и связанные с ним действия);
- принцип структурного единства содержания знаний на разных уровнях формирования (согласованность таких составляющих, как теоретическое представление, дисциплина, учебный материал, практическая деятельность);

- принцип гуманитаризации (создание условий для активного творческого и практического освоения общечеловеческой культуры, культуры жизненного самоопределения; экономической культуры и культуры труда; политической и правовой культуры; интеллектуальной, нравственной, экологической, художественной и физической культуры; культуры общения и семейных отношений).

- принципом фундаментализации (интеграция гуманитарного и естественнонаучного знания, установление преемственности теории и практики).

Междисциплинарные связи

Для успешного прохождения учебной практики необходимы хорошие знания программы средней школы; умения слушать и слышать, думать и запоминать, сравнивать и рассуждать; владение культурой речи и навыками работы с информацией, экономическими, статистическими данными.

Практика является связующей между дисциплинами базовой части Профессионального цикла и дисциплинами вариативной части, содержание которых предполагает наличие базовых знаний по управленческим и экономическим дисциплинам и умением их практического применения

Используемые технологии

В соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки «Менеджмент» и в рамках реализации компетентностного подхода во время прохождения практики предусмотрено использование активных и интерактивных форм взаимодействия:

- разбор конкретных ситуаций;

- учебные дискуссии;

- модерация;

- консультирование;

- выполнение заданий под руководством специалиста.

Во время прохождения практики предусмотрены встречи с руководителями структурных подразделений, с представителями предприятия, ответственными за экономическую составляющую деятельности организации.

Кроме этих технологий в процессе прохождения практики применяется обучение с использованием различных технических средств, индивидуальный подход и дополнительно привлекаемые информационные ресурсы: информационно-коммуникационные технологии (интерактивное общение через портал вуза http://edu.omgpu.ru).

Организация (структура и содержание) учебной практики

№ п/п Разделы (этапы) практики Виды работ на практике, включая самостоятельную работу студентов Сроки выполнения Формы текущего контроля
Вводный Знакомство с учреждением (организацией, предприятием) и его администрацией. Закрепление руководителей из числа сотрудников предприятия (организации). Выбор направления исследования и темы для письменного отчета. Составление плана работы. 2 дня План работы
Ознакомительный Знакомство со структурой организации, руководством подразделений. Изучение нормативных документов, Устава, локальных актов. Составление схем структуры управления. Изучение штатного расписания, должностных инструкций персонала, положением о работе планово-экономического отдела Знакомство с основными принципами делопроизводства. Знакомство сфинансовыми документами, организацией ведения бухгалтерского учета, формами ведения бухгалтерского учета. Ознакомление с основными экономическими и финансовыми показателями деятельности предприятия в отчетном и предыдущем году, их оценкой. 2 дня   Общая характеристика предприятия (организации), схема организационной структуры и структуры управления предприятием (организацией), структура планово-экономического отдела и место экономических служб в структуре предприятия
Аналитический Выполнение индивидуального задания по одному из следующих направлений: - экономическая деятельность предприятия; - финансовая деятельность предприятия; - производственный менеджмент; - экономика труда; - управление рисками - бизнес-планирование; - документационное обеспечение управления; - финансовый менеджмент; - бухгалтерский учет; - управление затратами; - организация коммерческой деятельности 8 дней Результаты проведенного исследования, расчетно-графический материал (таблицы, схемы, диаграммы)
Заключительный Составление отчета по итогам прохождения практики. Анализ работы студентов, оценка их деятельности. Предложения, замечания, выводы по итогам практики. 2 дней Отчет о прохождении практики

Наши рекомендации