Принципы отбора содержания и организации учебного процесса учебной практики
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ФГБОУ ВПО «ОмГПУ»)
Факультетэкономики, менеджмента, сервиса и туризма
Кафедра экономики, менеджмента и маркетинга
УТВЕРЖДАЮ
Декан ФЭМСиТ
________________ Морозова Н.А.
(подпись)
«_______» _____________2015 г.
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
«УЧЕБНО-ОЗНАКОМИТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА»
Направление подготовки 38.06.02 Менеджмент
Профиль подготовки «Менеджмент организации»
Составитель: Коваленко Е.В.. , к.э.н., доцент кафедры экономики, менеджмента и маркетинга ______________________
(подпись)
Учебно-методический комплекс составлен на основании ФГОС ВПО ___ г.
и рассмотрен на заседании кафедры экономики, менеджмента и маркетинга «_____»___________2015 г. Протокол № ___
Заведующий кафедрой
Ковалева О.П., к.э.н., доцент ________________
(подпись)
Учебно-методический комплекс одобрен
Советом (учебно-методической комиссией) факультета экономики, менеджмента, сервиса и туризма
«_____» ________________ 2015 г.
2015 г.
Курс: 2
Форма обучения: очная
Семестр: 4
Трудоемкость:3 зачетных единиц
Форма аттестации:дифференцированныйзачет
«Учебно-ознакомительная практика» включена в профессиональный цикл, в раздел «Практики, НИР» основной образовательной программы подготовки бакалавров по направлению «Менеджмент», профиль «Менеджмент организации».
- Цель и задачи практики. Требования к уровню освоения содержания
Практики
Учебно-ознакомительная практика должна способствовать подготовке будущих бакалавров менеджмента, развитию их профессиональных умений и способностей. В процессе практики должны получить развитие и закрепление полученные студентами знания в области анализа и совершенствования управленческой и экономической деятельности организации.
Целью учебной практики является закрепление и углубление теоретических знаний, полученных студентами по профессиональным и специальным дисциплинам, приобретение необходимых практических умений и навыков, соответствующих требованиям к уровню подготовки выпускника (согласно ФГОС ВО направление 38.06.02 Менеджмент, профиль «Менеджмент организации»).
Задачи практики:
Организационно-управленческая деятельность предполагает:
· Участие в разработке и реализации корпоративной и конкурентной стратегии организации, а также функциональных стратегий, например, маркетинговой, финансовой или кадровой стратегии.
· Участие в разработке и реализации мероприятий операционного характера в соответствии со стратегией организации;
· Планирование деятельности организации и подразделений;
· Формирование организационной и управленческой структуры организаций;
· Организация работы исполнителей (команды исполнителей) для осуществления конкретных проектов, видов деятельности, работ;
· Разработка и реализация проектов, направленных на развитие организации
· Контроль деятельности подразделений, команд (групп) работников;
· Мотивирование и стимулирование персонала организации, направленное на достижение стратегических и оперативных целей.
Информационно-аналитическая деятельность включает в себя:
§ Сбор, обработка и анализ информации о факторах внешней и внутренней среды организации для принятия управленческих решений;
§ Построение внутренней информационной системы организации для сбора информации с целью принятия решений, планирование деятельности и контроля;
§ Создание и ведение баз данных по различным показателям функционирования организаций;
§ Оценка эффективности проектов;
§ Подготовка отчетов по результатам информационно-аналитической деятельности;
§ Оценка эффективности управленческих решений.
Предпринимательская деятельность предполагает:
§ Разработка бизнес-планов создания нового бизнеса;
§ Организация предпринимательской деятельности.
Ожидаемые результаты:
В соответствии с целями основной образовательной программы и задачами профессиональной деятельности проведение практики направлено на формирование у бакалавров следующих компетенций:
ОК-13 способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы
ОК-19 способен осуществлять деловое общение: публичные выступления, переговоры, проведение совещаний, деловую переписку, электронные коммуникации
ПК-47 способен проводить анализ операционной деятельности организации и использовать его результаты для подготовки управленческих решений
ПК-49 способен разрабатывать бизнес-планы создания и развития новых организаций
В ходе практики студент должен
знать:
принципы и правила анализа основных хозяйственных операций;
данных, необходимых для проведения конкретных экономических расчетов; стандартные теоретические и эконометрические модели исследуемых процессов, явлений и объектов, относящихся к области экономики предприятия, направления подготовки предложений и мероприятий по реализации разработанных проектов и программ; правила взаимодействия с другими членами, формулировки и возможности делегирования задач, методы разрешения конфликтов, основы взаимодействия с лицами, представляющими разные культуры и разные интеллектуальные слои; правила ведения переговоров для достижения приемлемых решений по профессиональным вопросам; методологию преподавания экономических дисциплин в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и дополнительного профессионального образования.
уметь:
подготовить исходные данные для проведения расчетов экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов; провести расчеты экономических и социально-экономических показателей на основе типовых методик с учетом действующей нормативно-правовой базы; разработать экономические разделы планов предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств; выполнять работы по учету наличия и движения активов, обязательств и капитала хозяйствующего субъекта и определению результатов его хозяйственно-финансовой деятельности, построить стандартные теоретические и эконометрические модели исследуемых процессов, явлений и объектов, относящихся к области экономики предприятия, анализировать полученные результаты; проводить статистические обследования, опросы, анкетирования и первичную обработку их результатов; проводить аналитическую обработку учетной и отчетной информации с целью принятия хозяйственных решений и получения оценки эффективности функционирования объектов; вести переговоры для достижения приемлемых решений по профессиональным вопросам; участвовать в подготовке и принятии решений по вопросам организации управления и совершенствования деятельности планово-экономической службы и аналитических подразделений предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств с учетом правовых, административных и других ограничений.
владеть:
инструментами подготовки исходных данных для проведения расчетов экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов; методами проведения расчетов экономических и социально-экономических показателей на основе типовых методик с учетом действующей нормативно-правовой базы; практически применять принципы и правила анализа основных хозяйственных операций; навыками выполнение работы по учету наличия и движения активов, обязательств и капитала хозяйствующего субъекта и определению результатов его хозяйственно-финансовой деятельности; навыками поиска информации по полученному заданию, сбору и анализу данных, необходимых для проведения конкретных экономических расчетов; навыками построения стандартных теоретических и эконометрических моделей исследуемых процессов, явлений и объектов, относящихся к области экономики предприятия, анализ и интерпретация полученных результатов; навыками аналитической обработки учетной и отчетной информации с целью принятия хозяйственных решений и получения оценки эффективности функционирования объектов; инструментами разрешения конфликтов, взаимодействия с лицами, представляющими разные культуры и разные интеллектуальные слои; навыками подготовки и принятия решений по вопросам организации управления и совершенствования деятельности планово-экономической службы и аналитических подразделений предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств с учетом правовых, административных и других ограничений.
Принципы отбора содержания и организации учебного процесса учебной практики
Отбор содержания материала и его организация обусловлены принципами развития высшего профессионального образования и задачами подготовки бакалавра по направлению «Менеджмент»:
- дидактические принципы обучения (научность обучения; связь теории с производственной деятельностью; профессиональная мобильность; систематичность обучения; прочность усвоения знаний; доступность обучения; наглядность обучения);
- принцип соответствия содержания теоретических знаний во всех элементах и на всех уровнях конструирования требованиям развития общества, производства, науки, культуры и личности (включение в содержание общего образования как традиционно необходимых знаний, умений и навыков, так и тех, которые отражают современный уровень развития социума, научного знания, культурной жизни и возможности личностного роста);
- принцип единой содержательной и процессуальной стороны прохождения практики (при проектировании содержания практики необходимо учитывать принципы и технологии его передачи и усвоения, уровни последнего и связанные с ним действия);
- принцип структурного единства содержания знаний на разных уровнях формирования (согласованность таких составляющих, как теоретическое представление, дисциплина, учебный материал, практическая деятельность);
- принцип гуманитаризации (создание условий для активного творческого и практического освоения общечеловеческой культуры, культуры жизненного самоопределения; экономической культуры и культуры труда; политической и правовой культуры; интеллектуальной, нравственной, экологической, художественной и физической культуры; культуры общения и семейных отношений).
- принципом фундаментализации (интеграция гуманитарного и естественнонаучного знания, установление преемственности теории и практики).
Междисциплинарные связи
Для успешного прохождения учебной практики необходимы хорошие знания программы средней школы; умения слушать и слышать, думать и запоминать, сравнивать и рассуждать; владение культурой речи и навыками работы с информацией, экономическими, статистическими данными.
Практика является связующей между дисциплинами базовой части Профессионального цикла и дисциплинами вариативной части, содержание которых предполагает наличие базовых знаний по управленческим и экономическим дисциплинам и умением их практического применения
Используемые технологии
В соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки «Менеджмент» и в рамках реализации компетентностного подхода во время прохождения практики предусмотрено использование активных и интерактивных форм взаимодействия:
- разбор конкретных ситуаций;
- учебные дискуссии;
- модерация;
- консультирование;
- выполнение заданий под руководством специалиста.
Во время прохождения практики предусмотрены встречи с руководителями структурных подразделений, с представителями предприятия, ответственными за экономическую составляющую деятельности организации.
Кроме этих технологий в процессе прохождения практики применяется обучение с использованием различных технических средств, индивидуальный подход и дополнительно привлекаемые информационные ресурсы: информационно-коммуникационные технологии (интерактивное общение через портал вуза http://edu.omgpu.ru).
Организация (структура и содержание) учебной практики
№ п/п | Разделы (этапы) практики | Виды работ на практике, включая самостоятельную работу студентов | Сроки выполнения | Формы текущего контроля |
Вводный | Знакомство с учреждением (организацией, предприятием) и его администрацией. Закрепление руководителей из числа сотрудников предприятия (организации). Выбор направления исследования и темы для письменного отчета. Составление плана работы. | 2 дня | План работы | |
Ознакомительный | Знакомство со структурой организации, руководством подразделений. Изучение нормативных документов, Устава, локальных актов. Составление схем структуры управления. Изучение штатного расписания, должностных инструкций персонала, положением о работе планово-экономического отдела Знакомство с основными принципами делопроизводства. Знакомство сфинансовыми документами, организацией ведения бухгалтерского учета, формами ведения бухгалтерского учета. Ознакомление с основными экономическими и финансовыми показателями деятельности предприятия в отчетном и предыдущем году, их оценкой. | 2 дня | Общая характеристика предприятия (организации), схема организационной структуры и структуры управления предприятием (организацией), структура планово-экономического отдела и место экономических служб в структуре предприятия | |
Аналитический | Выполнение индивидуального задания по одному из следующих направлений: - экономическая деятельность предприятия; - финансовая деятельность предприятия; - производственный менеджмент; - экономика труда; - управление рисками - бизнес-планирование; - документационное обеспечение управления; - финансовый менеджмент; - бухгалтерский учет; - управление затратами; - организация коммерческой деятельности | 8 дней | Результаты проведенного исследования, расчетно-графический материал (таблицы, схемы, диаграммы) | |
Заключительный | Составление отчета по итогам прохождения практики. Анализ работы студентов, оценка их деятельности. Предложения, замечания, выводы по итогам практики. | 2 дней | Отчет о прохождении практики |