Проблема оценки потребителем общей полезности потребляемых благ
Общественная оценка полезности экономических благ происходит на рынке при помощи цены, когда одно благо обменивается на другое на основе спроса и предложения.
В экономической теории известны два подхода к оценке сопоставления, соизмерения различных товаров или их наборов: количественный, или кардиналистский и порядковый, или ординалистский .Степень полезности — понятие субъективное. Поэтому оно не поддается точному количественному измерению. У основоположников маржинализма были основания для Допущения возможности количественного измерения потребителем полезности и предельной полезности экономических благ.
При ординалистском (порядковом) подходе главное заключается не в измерении полезности, а в упорядочении различных наборов товаров с точки зрения их предпочтительности. Это открывает возможность оценивать полезность не с количественной точки зрения, а с точки зрения порядка предпочтения разных наборов товаров. При таком подходе потребитель не мучается вопросом количественной оценки полезности товара. Не требуется от него при выборе набора товаров и ответа на вопрос, во сколько раз данный набор полезнее всякого другого. Потребитель на основе своей субъективной оценки выносит решение, что данный набор товаров для него предпочтительнее всех прочих. Таким образом, ординалистский подход предполагает только возможность установления между различными благами отношений предпочтения или безразличия (без измерения полезности). Достаточно лишь, чтобы потребитель, будучи перед выбором между двумя товарами (или двумя наборами товаров) мог сказать, предпочитает ли он первый товар (набор товаров) второму, второй первому, или ему все равно.
Для ординалистского подхода характерны следующие признаки:
1) упорядоченность предпочтений — потребитель способен сравнить и классифицировать все наборы потребительских товаров и услуг в каждый конкретный момент времени, т.е. предпочтения уже сформировались;
2) транзитивность предпочтений — все предпочтения согласованы, есть возможность присвоить полезностям этих товаров численные значения;
3) аксиома ненасыщения — полное насыщение исключено;
4) аксиома независимости потребителя, или аксиома отсутствия внешних эффектов.
№ 7 Кардинализм и ординализм в оценке полезностей благ. В экономической теории известны два подхода к оценке сопоставления, соизмерения различных товаров или их наборов: количественный, или кардиналистский и порядковый, или ординалистский .Степень полезности — понятие субъективное. Поэтому оно не поддается точному количественному измерению. У основоположников маржинализма были основания для Допущения возможности количественного измерения потребителем полезности и предельной полезности экономических благ.
При ординалистском (порядковом) подходе главное заключается не в измерении полезности, а в упорядочении различных наборов товаров с точки зрения их предпочтительности. Это открывает возможность оценивать полезность не с количественной точки зрения, а с точки зрения порядка предпочтения разных наборов товаров. При таком подходе потребитель не мучается вопросом количественной оценки полезности товара. Не требуется от него при выборе набора товаров и ответа на вопрос, во сколько раз данный набор полезнее всякого другого. Потребитель на основе своей субъективной оценки выносит решение, что данный набор товаров для него предпочтительнее всех прочих. Таким образом, ординалистский подход предполагает только возможность установления между различными благами отношений предпочтения или безразличия (без измерения полезности). Достаточно лишь, чтобы потребитель, будучи перед выбором между двумя товарами (или двумя наборами товаров) мог сказать, предпочитает ли он первый товар (набор товаров) второму, второй первому, или ему все равно.
Для ординалистского подхода характерны следующие признаки:
1) упорядоченность предпочтений — потребитель способен сравнить и классифицировать все наборы потребительских товаров и услуг в каждый конкретный момент времени, т.е. предпочтения уже сформировались;
2) транзитивность предпочтений — все предпочтения согласованы, есть возможность присвоить полезностям этих товаров численные значения;
3) аксиома ненасыщения — полное насыщение исключено;
4) аксиома независимости потребителя, или аксиома отсутствия внешних эффектов.
№ 8 Кривая безразличия потребителя.Кривая безразличия является геометрическим местом точек, каждая из которых представляет такую комбинацию двух товаров, что потребителю безразлично, какую из них выбрать, Множество всех кривых безразличия на плоскости называется картой безразличия.
Свойства кривых безразличия:1. Кривая безразличия, лежащая выше и правее другой кривой, представляет собой более предпочтительные работы товаров. 2. Кривые безразличия для обычных благ имеют отрицательный наклон. 3. Кривые безразличия не пересекаются. 4. Кривые безразличия выпуклы к началу координат.
Люди всегда идут на компромиссы, когда делают выбор между товарами.