Места прохождения практики
Федеральное агентство по образованию РФ
Санкт-Петербургский Государственный университет
Сервиса и экономики
Институт социологии и управления социальными процессами
Кафедра «Теория и практика социальной работы»
Л.И. Дейкина
О.И. Гроховская
Программа практики для студентов
специальности 040101.65 (350500) «Социальная работа»
Санкт-Петербург
Одобрена на заседании кафедры «Теория и практика социальной», протокол № 1 от 30. 08. 2006 г.
Утверждены Методическим Советом ИСУСП, протокол № 1 от 26.09.2006 г.
Программа практик для студентов специальности 040101.65 (350500) «Социальная работа». - СПб.: Изд-во СПбГУСЭ, 2006 г. - 34 с.
Настоящая программа практик разработана в соответствии
с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования - 2000 и Рабочей программой и предназначена для студентов СПбГУСЭ специальности 040101.65 (350500) «Социальная работа» очного и заочного отделений.
Составители: доц. каф. «ТиПСР» Дейкина Л.И.,
ст. преп. каф. «ТиПСР» Гроховская О.И.
Рецензент: к.п.н., доц. каф. «ТиПСР» Моисеева В.С.
© Санкт-Петербургский Государственный Университет сервиса и экономики,
2006 г.
Содержание
1. Введение………………………………………………………………………4
2. Общие положения……………………………………………………………5
3. Места прохождения практики ………………………………………………7
4. Организация практики и порядок ее прохождения………………………...9
5. Ознакомительная практика……………..………………………………….12
6. Учебная практика…………………………………………………………...14
7. Производственная практика ……………………………………………….17
8. Преддипломная практика…………………………………………………...21
9. Подведение итогов и формы контроля………………………………….…25
10. Литература …………………………………………………………………28
Приложения…………………………………………………………………….29
ВВЕДЕНИЕ
В процессе обучения студентов специальности «Социальная работа» особое внимание уделяется организации профессиональной практики. Во всем мире подготовка специалистов по социальной работе предполагает достаточно длительные профессиональные стажировки студентов в различных службах и организациях, осуществляющих как профессиональную, так и волонтерскую, общественную помощь людям в решении самых различных проблем.
Ни одна теория не может вобрать в себя все многообразие реальных жизненных ситуаций, индивидуальных проблем, с которыми придется столкнуться в профессиональной деятельности молодым специалистам по социальной работе. Профессиональная практика дает возможность реального погружения в проблемное поле профессии, оценки профессионально значимых качеств, уровня сформированности профессиональных навыков, умения применить теоретические знания в практической деятельности, т.к. социальные ситуации, разрешать которые является главной профессиональной функцией социального работника, невозможно промоделировать в искусственных условиях.
Как правило, при выборе места для практики учитываются как интересы самого студента, так и готовность организации принять практикантов. В настоящее время кафедра ТиПСР может предложить студентам достаточно большой выбор организаций и служб социальной работы в разных сферах жизнедеятельности с различными группами населения: центры социального обслуживания населения, реабилитационные центры различной специализации, приюты, центры занятости населения, школы, детские дома и интернаты, общественные благотворительные организации, с которыми заключены договора о прохождении практик. Каждая организация, принимающая студентов на практику, выделяет для них руководителя из числа наиболее опытных специалистов, который разрабатывает вместе с практикантом индивидуальный план его работы в организации и оценивает успешность прохождения практики.
Содержание практики определяется основными целями и задачами, которые необходимо решить студенту во время стажировки в социальной службе. Формы отчетности за пройденную практику, а также параметры ее оценки представлены в предлагаемой студентам программе.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Практика студентов Университета является составной частью основной образовательной программы высшего профессионального образования.
В соответствии с требованиями ГОС ВПО - 2000 практика подразделяется на ознакомительную, учебную, производственную, преддипломную и проводится последовательно у студентов очной формы обучения - с 6-го по 10-й семестр, заочной формы обучения - с 4-го по 11-й семестр.
Практика направлена на закрепление и углубление теоретических знаний и умений, полученных студентами в процессе обучения, на овладение первоначальным опытом профессиональной деятельности в соответствии с квалификационными требованиями. Практика предусматривает непрерывное и последовательное формирование у студентов единой системы профессиональных умений и навыков, их расширение по мере перехода от одного вида практики к другому с учетом взаимосвязи теоретического и практического обучения, современного состояния и перспектив развития науки, техники и технологии. Поэтапное включение студентов в практическую деятельность учреждений социальной защиты населения и государственных социальных организаций, постепенное освоение технологий работы управленческого персонала во всех аспектах деятельности организаций социальной сферы направлено на подготовку их к будущей профессиональной деятельности.
Целью проведения практики является формирование, отработка и совершенствование умений и навыков практической работы по профилю будущей профессиональной деятельности на базе теоретических знаний, полученных при изучении основных дисциплин, определяемых ГОС ВПО - 2000 в соответствии с квалификационной характеристикой специалиста по социальной работе, который должен изучить опыт практической работы в организациях и службах, для формирования профессиональной грамотности и социальной компетентности:
* вести профессиональную практическую работу (посредничество, консультирование, специализируемая помощь и т. п.) в социальных службах, организациях и учреждениях и т. д.;
* оказывать социальную помощь и услуги семьям и отдельным лицам, различным половозрастным, этническим и т. п. группам населения;
* организовать и координировать социальную работу с отдельными лицами и группами с особыми нуждами, с ограниченными возможностями, вернувшимися из специальных учреждений и мест лишения свободы и т. д.;
* проводить исследовательско-аналитическую деятельность (анализ и прогнозирование, разработку социальных проектов, технологий) по проблемам социального положения населения в курируемом районе (микрорайоне), с целью разработки проектов и программ социальной работы;
* участвовать в организационно-управленческой и административной работе социальных служб, организаций и учреждений;
* содействовать интеграции деятельности различных государственных и общественных организаций и учреждений по оказанию необходимой социальной защиты и помощи населению;
* вести воспитательную деятельность в социальных службах, средних специальных учебных заведениях (при условии получения дополнительного образования в этой области).
Учебный план предусматривает определенную логику прохождения дисциплин по курсам и семестрам. На 1 и 2 курсах изучаются дисциплины обще гуманитарного, социально-экономического, математического и общих естественно-научных циклов, что закладывает прочную основу гуманитарной подготовки. В то же время уже на 2 курсе студенты изучают и общепрофессиональные дисциплины: Введение в специальность, Рекреационные технологии, Историю социальной работы, Социологию социальной сферы, Социальную этнографию и демографию, Основы социальной медицины, Социальную экологию, Социальная педиатрия, и пр. Это дает им возможность постоянно быть включенными в проблемы будущей профессиональной деятельности.
Начиная с 3 курса, в возрастающем объеме вводятся дисциплины специализации, обеспечивая стабильность и поступательный характер обретения знаний, умений и навыков по избранной специализации.
Программа практики студентов включает проведение последовательно ознакомительной, учебной, производственной и преддипломной практик. Продолжительность каждого вида практики определяется примерным рабочим планом ГОС ВПО, сроки проведения - графиком учебного процесса. Общая продолжительность всех видов практик соответствует требованиям ГОС ВПО.
Все перечисленные виды практик студентов различаются целями и сроками проведения.
МЕСТА ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
Места практики выбираются в соответствии с заключенными договорами о сотрудничестве кафедры «Теория и практика социальной работы» Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики с организациями различных государственных и общественных учреждений по оказанию необходимой социальной защиты и помощи населению, так и самостоятельно студентами исходя из их приоритетов и возможностей (Форма договора представлена в приложении). Сфера их профессиональной деятельности: федеральные, региональные и местные органы, предприятия, учреждения и организации социальной службы, государственные и негосударственные учреждения, территориальные центры и фонды социальной защиты населения. Будущий специалист социальной работы – это работник, обеспечивающий организационно-управленческое, экономическое и правовое регулирование социальной работы.
Студенты могут проходить практику в следующих организациях и учреждениях социальной сферы:
№ | Наименование учреждения |
1. | Министерство труда и социальной защиты населения субъекта РФ, города, района. |
2. | Отделы, управления социальной защиты населения района, города. |
3. | Территориальные центры социальной помощи семье и детям |
4. | Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних |
5. | Геронтологический центр |
6. | Комплексные центры социального обслуживания |
7. | Социальный приют для детей и подростков |
8. | Органы опеки и попечительства |
9. | Центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей |
10. | Психолого-медико-педагогические центры сопровождения развития ребенка (ПМСЦ) |
11. | Службы экстренной психологической помощи по телефону (Телефон доверия) |
12. | Дома ночного пребывания (Ночлежки) |
13. | Стационарные учреждения социального обслуживания |
14. | Специализированные общеобразовательные школы для детей с ограниченными возможностями. |
15. | Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав |
16. | Кризисные центры для женщин |
17. | Миграционные службы |
18. | Центры по профилактике безнадзорности и наркозависимости несовершеннолетних |
19. | Специализированные общеобразовательные школы для детей и подростков с девиантным поведением |
20. | Детские дома и дома-ребенка, интернаты |
21. | Центры занятости населения |
22. | Региональные общественные и благотворительные организации социальной направленности |
23. | Отделения пенсионных фондов |
Выпускники кафедры «Теория и практика социальной работы» могут работать в системе социальной защиты в качестве руководителей учреждений социальной службы, в органах местного самоуправления, в государственных и муниципальных органах исполнительной власти, в комитетах и отделах по молодежной политике, в различных фондах (пенсионный, социального страхования, медицинского страхования), в государственных, коммерческих, смешанных службах, работающих при благотворительных фондах, религиозных и общественных организациях, в миграционных службах различных уровней, в центрах реабилитации детей с ограниченными возможностями, центрах помощи семьи и детям, в службах экстренной психологической помощи «Телефон доверия», геронтологических центрах и пр.