Причины возникновения, виды и способы финансирования бюджетного дефицита. Профицит, секвестр бюджета
Различают три состояния бюджета:
· Нормальное, если расходная часть бюджета равна доходной
· Дефицитное, когда расходы превышают доходы
· Профицитное, если доходы превышают расходы
Причины дефицита госбюджета:
1. Падение доходов в условиях кризисного состояния экономики и уменьшения прироста национального дохода.
2. Уменьшение акцизных налогов, поступающих в госбюджет.
3. Увеличение бюджетных расходов.
4. Непоследовательная финансово-экономическая политика.
Меры по снижению бюджетного дефицита:
1. Переход от финансирования к кредитованию.
2. Постепенная ликвидация дотаций убыточным предприятиям.
3. Снижение расходов на управление государством.
4. Изменение системы налогообложения.
5. Повышение роли местных бюджетов.
Существуют 4 традиционных способа покрытия дефицита бюджета:
1. Выпуск госзаймов
2. Ужесточение налогообложения
3. Секвестр, т. е. пропорциональное снижение государственных расходов по всем статьям
4. Производство денег, или «сеньораж», т. е. печатание денег. Однако в настоящее время сеньораж не является простым печатанием денег, так как это вызывает инфляцию. Современный сеньораж выражается в создании резервов коммерческих банков, которые концентрируются в ЦБ и могут быть использованы для покрытия дефицита бюджета. Однако политика ЦБ, направленная на рост величины резервов денежных средств, поступающих к нему из коммерческих банков, вызывает недовольство последних, ослабляет их финансовое положение и усиливает противоречия внутри финансовой системы страны.
В экономической теории имеется несколько подходов к решению проблемы бюджетного дефицита.
Первая концепция: бюджет должен балансироваться ежегодно.
Но такая политика связывает государству руки при решении антициклической перспективной задачи. Например, экономика испытывает длительную безработицу, значит, доходы населения упали и налоговые поступления в бюджет сократились. Стремясь сбалансировать бюджет, правительство может либо повысить ставки налогов, либо сократить государственные расходы, либо использовать сочетание
этих двух мер. Однако следствием этих мер будет не увеличение, а сокращение совокупного спроса. Другой пример: в стране инфляция Образуются повышенные денежные доходы и рост налоговых поступлений. Чтобы ликвидировать бюджетные излишки, правительство должно либо снизить ставки налогов, либо увеличить правительственные расходы, либо использовать сочетание обоих подходов. Все это усилит инфляцию.
Вывод: ежегодно балансируемый бюджет является не антициклическим, а проциклическим.
Вторая концепция: бюджет должен балансироваться не ежегодно, а в ходе экономического цикла. Например, в стране наблюдается экономический спад. Чтобы ему противостоять, правительство снижает налоги и увеличивает расходы, т. е. сознательно вызывает дефицит. Затем наступает подъем, тогда правительство повышает налоги и снижает расходы. Возникшее положительное сальдо бюджета покроет государственный долг, появившийся в период спада.
Вывод: бюджет сбалансируется не за один год, а в период цикла.
Третья концепция: целью государственных финансов является обеспечение сбалансированности не бюджета, а экономики.Главное для правительства — поддерживать макроэкономическую стабильность. Для достижения этой цели можно вводить любой дефицит.
Каждая из этих концепций имеет сильные и слабые точки. Финансовая политика в нашей стране ориентируется на первую концепцию.
Если запланированные доходы бюджета превышают расходы бюджета, то это называется бюджетный профицит (или профицит бюджета). Когда при исполнении бюджета уровень дефицита бюджета превышает установленный при утверждении бюджета показатель, или происходит значительное снижение ожидавшихся доходов бюджета, то представительный орган власти (на основе предложений органа исполнительной власти) принимает решение о введении установленного законом механизма уменьшения расходов. Такое «урезание» запланированных бюджетом расходов называется секвестр.
Вопрос #81