Инвестиционная политика регионов
Как один из положительных примеров создания эффективной системы управления инвестиционным процессом в целях укрепления экономического и финансового потенциала региона можно рассматривать опыт Астраханской области.
Губернатором А.А. Жилкиным перед региональным правительством была поставлена задача обеспечения экономического роста за счет привлечения инвестиций в экономику. Это потребовало создания серьезной законодательной нормативной базы. Был разработан и принят Закон Астраханской области «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Астраханской области», разработаны положения о предоставлении государственных гарантий и статусов «особо важный инвестиционный проект», «социальный инвестиционный проект», «инвестиционный проект, одобренный Правительством Астраханской области», а также по каждому из видов государственной поддержки четко описаны порядок и критерии отбора проектов. Подготовлены документы, облегчающие инвестору разработку бизнес-планов, положение об аккредитации консалтинговых фирм, занимающихся их разработкой, система контроля за использованием бюджетных средств и др.
Важную роль в активизации инвестиционной деятельности играет совершенствование системы отбора проектов, обеспечение ее соответствия современным требованиям. В этой связи необходимо постоянно корректировать работу с инвесторами, уточнять приоритеты в критериях оценки эффективности капиталовложений. На первое место среди критериев отбора в Астраханской области поставлен не срок окупаемости проекта, как принято по официальным российским методикам, а его социальные последствия: созданные или сохраненные рабочие места, налоги, поступающие в бюджеты различных уровней. Поддерживая проекты с этих позиций, регион выигрывает гораздо больше путем получения синергетического эффекта.
Сейчас в Астраханской области создана система управления инвестиционным процессом, особенностями которой являются гибкость и разнообразие форм поддержки проектов. Достаточно проста и эффективна также и схема осуществления инвестиционного процесса, в которой используется принцип «одного окна». Для получения какого-либо вида государственной поддержки предприятию необходимо предоставить в региональное министерство экономического развития строго определенный пакет документов, включающий бизнес-план инвестиционного проекта по установленной форме, разработанной в помощь заявителям. Кроме того, должны быть представлены различные документы, позволяющие оценить финансовое состояние претендента, его способность отвечать по своим долгам. Остальная работа по организации сбора заключений, подготовке необходимых правовых актов и других документов осуществляется органами исполнительной власти области.
Разработка бизнес-плана, отвечающего требованиям как правительства Астраханской области, так и коммерческого банка, — довольно сложный и трудоемкий процесс, и предприятиям-претендентам зачастую требуется профессиональная консультативная помощь. Поэтому в целях развития рынка консалтинговых услуг в регионе, а также в целях защиты предприятий от контактов с некомпетентными и нечистоплотными фирмами, правительство Астраханской области проводит политику, направленную на формирование сети уполномоченных консалтинговых фирм. Порядок и условия аккредитации специализированных институтов, оказывающих услуги в области экономической, управленческой, информационной поддержки разработки и реализации инвестиционных проектов, определены соответствующим Положением и утверждены постановлением Губернатора области.
После получения от предприятия-заявителя пакета документов на получение государственной поддержки региональное министерство экономического развития организует проведение многоканальной экспертизы бизнес-плана инвестиционного проекта в заинтересованных органах исполнительной власти. Результатом такой экспертизы является разработка сводного заключения, в котором отражается соответствие проекта основным критериям, влияющим на принятие решения: социальная и бюджетная эффективность проекта, создание новых рабочих мест, средняя заработная плата работников по проекту, наличие софинансирования из внебюджетных источников. Окончательное решение об оказании государственной поддержки инвестиционным проектам принимается Инвестиционным советом при Губернаторе области, который является постоянно действующим совещательным органом по вопросам реализации инвестиционной политики. В случае положительного решения Инвестиционного совета выпускается нормативный акт Губернатора области об оказании инвестиционному проекту государственной поддержки, осуществляемой в рамках соглашения между предприятием и региональным правительством, в котором отражены все аспекты сотрудничества двух сторон в ходе его реализации.
Правительство области осуществляет организационное сопровождение проектов с целью разрешения возникающих проблем в процессе реализации. Финансируя проект напрямую или через предоставление налоговых льгот, правительство области вправе требовать от предприятия, получившего государственную поддержку, выполнения взятых на себя обязательств. С этой целью в течение всего срока действия государственной поддержки осуществляется постоянный мониторинг реализации инвестиционных проектов, отслеживается динамика основных показателей финансово-хозяйственной деятельности, организуются выезды на предприятия. Это позволяет достаточно быстро выявлять факты нарушения условий соглашений со стороны предприятий и принимать соответствующие адекватные меры, вплоть до прекращения оказания государственной поддержки.
Таким образом, в рамках созданной в Астраханской области системы инвестиционного регулирования инвестор практически на всех этапах проекта может воспользоваться какой-либо из форм поддержки. На этапе возникновения идеи и формирования инвестиционного предложения такой формой является информационное и организационное сопровождение проекта. На этапе реализации проекта предоставляются областные гарантии, участие в уставном капитале, субвенции для погашения процентов по банковским кредитам и пр. На этапе выпуска новой продукции и выхода на проектную мощность предприятия в рамках проекта освобождаются от части выплаты налогов на прибыль и имущество в областной бюджет. Благодаря оказываемой государственной поддержке один рубль бюджетных средств, направленный на финансирование инвестиционных проектов, способствует привлечению более ста рублей из других источников, что говорит об эффективности проводимой инвестиционной политики в Астраханской области.