Антимонопольная политика государства

Монополия влечет целый ряд отрицательных последствий для экономики страны. Недопроизводство, высокие цены, неэффективное производство, низкое качество продукции, ее устарелость (замедление технического прогресса), отсутствие сервиса, пренебрежение интересами потребителя – все это свойственно предприятию-монополисту.

Кроме того, монополия полностью блокирует механизмы саморегуляции рынка. Низкокачественная и дорогостоящая продукция может появиться и в немонополизированной отрасли. Но там подобные явления могут носить лишь временный характер. Конкуренция быстро расставит все на свои места. Недобросовестный производитель либо меняет свое отношение к делу, либо вытесняется с рынка конкурентами.

Монополисту в силу непреодолимости барьеров входа в отрасль ничто не грозит, даже в длительном плане. Но и самостоятельно рынок не в состоянии разрешить данную проблему. В этих условиях улучшить ситуацию может лишь государство, проводя антимонопольную политику.

Вместе с тем, проведение антимонопольной политики связано с рядом объективных трудностей.

Известно, что для монополии характерен большой оптимальный размер предприятия, т.е. минимум средних валовых издержек в долгосрочном периоде достигается при очень больших объемах производства. Следовательно, если демонополизировать отрасль путем дробления ее на множество мелких предприятий, то это будет означать снижение объема выпуска продукции, что приведет к возрастанию издержек и росту цен. Преобразованиям такого рода препятствует положительный эффект масштаба. Искусственно сформированные мелкие предприятия окажутся неконкурентоспособными в международном плане: их «задавят» иностранные гиганты. Поэтому цель антимонопольной политики государства не в борьбе с монополистами как таковыми, а к ограничению монополистических злоупотреблений.

По отношению к естественным монополиям эта цель достигается путем прямого вмешательства государства в их деятельность, в частности, путем принудительного установления цен и тарифов.

В случае естественного монополизма основным направлением регулирования является противодействие формированию таких монополий, а порой и разрушения уже сложившихся. Для этого государство использует широкий спектр санкций. К ним относятся: запрет слияния крупных предприятий; штрафы за ненадлежащее поведение на рынке; принудительное раздробление монополи на несколько независимых предприятий.

Основанием для проведения мер антимонопольной политики являются:

· концентрация очень большой доли рынка в руках одного предприятия;

· переплетение ведущего предприятия с конкурентами.

При определении степени концентрации в той или иной отрасли государство ориентируется на три показателя деятельности крупнейших предприятий:

1) доля оборота капитала на рынке;

2) число занятых;

3) величина капитала.

Переплетение ведущего предприятия реализуется в трех формах:

1) создание картеля (соглашение предприятий одной и той же отрасли о ценах, о рынках сбыта, объемах производства и сбыта, обмен патентами);

2) система участия (все основные конкуренты перекрестно владеют частями капитала друг друга);

3) личная уния (одни и те же лица управляют разными предприятиями-конкурентами, входят в советы директоров предприятий-конкурентов).

Все формы переплетения предприятий-конкурентов фактически имеют характер сговора и выступают заодно, нанося этим ущерб потребителю.

Поведение предприятия в условиях монополистической

Конкуренции

Совершенная конкуренция и чистая монополия – два крайних типа рынков. Однако наиболее распространенной и наиболее близкой к совершенной конкуренции является монополистическая конкуренция.

Для монополистической конкуренции характерны следующие черты:

1. На рынке существует много продавцов. Большое количество продавцов приводит к тому, что каждый из них обладает незначительной долей на рынке и не может оказать существенного влияния на цену.

2. Существуют незначительные барьеры вступления в отрасль. Это позволяет достаточно большому кругу потенциальных производителей иметь возможность вступления в отрасль.

3.Доминирование дифференцированной продукции. Наличие большого числа предприятий-производителей и незначительные барьеры вступления в отрасль стимулируют предприятия к созданию дифференцированной продукции, чтобы выделиться среди конкурентов. Выделяют четыре основных вида дифференциации продукта: по месторасположению, по физическим различиям в качестве продукции, по уровню обслуживанию потребителя, по субъективному имиджу продукции на основе рекламы и создания соответствующего бренда.

4. Имеются небольшие ограничения доступности к информации.

К отраслям монополистической конкуренции принято относить отрасли легкой промышленности и преимущественно розничную торговлю.

Спрос на продукцию предприятий, действующих в условиях монополистической конкуренции, не является абсолютно эластичным. Однако его эластичность достаточно высокая. Конкурентность таких рынков также очень высокая, что во многом объясняется легкостью доступа на рынок других предприятий.

антимонопольная политика государства - student2.ru Графически кривая спроса на продукцию предприятия и кривая предельного дохода предприятия в условиях монополистической конкуренции изображены на рис. 12.9.

Рис. 12.9. Спрос на продукцию и предельный доход предприятия
в условиях монополистической конкуренции

Поведение предприятия в условиях монополистической конкуренции будет зависеть от временного интервала. В краткосрочном периоде предприятие будет выбирать цену и объем выпуска, максимизирующие прибыль, исходя из принципа равенства предельного дохода и предельных издержек.

антимонопольная политика государства - student2.ru Графически кривые спроса, предельного дохода, средних валовых и предельных издержек предприятия, максимизирующего прибыль, изображены на рис. 12.10.

E

Рис. 12.10. Цена и объем производства предприятия в условиях

Наши рекомендации