Инфляция может превысить прогноз не только в этом, но и в 2011 г., беспокоится Центробанк. Эксперты прогнозы уже повысили, ждут повышения ставок
Шок на продовольственном рынке привел к ускорению инфляции в 2010 г., а теперь ставит под угрозу и прогноз по инфляции на 2011 г., сообщил директор департамента, член совета директоров ЦБ Сергей Швецов: прогноз по урожаю в Южном полушарии не столь радостный, цены могут остаться высокими.
По итогам 2010 г. Минэкономразвития ожидает инфляцию 8,4%, Минфин — 8,4-8,5%, ЦБ — 8,5%; прежний прогноз, повышенный осенью, был 7-8%. В достижении официального ориентира на 2011 г. — 6-7% — официально пока никто не сомневался. Председатель ЦБ Сергей Игнатьев в начале декабря отметил риски ускорения инфляции и не исключил повышения ставок уже в конце 2010 г. или I квартале 2011 г., но прогноз на 2011 г. счел вполне реальным, как и первый зампред Алексей Улюкаев, считающий, что инфляционный всплеск будет исчерпан во II квартале.
Food Price Index, рассчитываемый Продовольственной и сельскохозяйственной организацией ООН (ФАО), с минимумов 2009 г. вырос на 40% до 205 пунктов; в 2011 г. продовольствие может еще подорожать, предупредила ФАО в ноябре. В России рост цен на продукты с января по ноябрь ускорился вдвое в сравнении с тем же периодом 2009 г. (10,6 против 5,5%). Инфляция с июльского минимума в 5,5% (в годовом сравнении) уже превысила 8%; по расчетам ЦБ, более половины прироста обеспечено ценами на продовольствие.
Кроме плохого урожая на ускорение инфляции повлияло смягчение монетарной политики, начавшееся в конце 2009 г., отмечают аналитики «ВТБ капитала». По оценке аналитиков «Уралсиба» и HSBC, длившееся полгода ускорение роста предложения денег будет подпитывать инфляцию до конца II квартала 2011 г. Ослабление рубля стало еще одним фактором ускорения роста цен осенью — подорожал импорт, этот фактор будет оказывать влияние всю первую половину 2011 г., считает Наталия Орлова из Альфа-банка. По ее оценкам, к середине года рост цен разгонится до 9,5-10%, по оценкам Александра Морозова из HSBC — до 10,5%. Но в целом за 2011 г. может быть не выше 8%, прогнозируют Альфа-банк и Центр развития; «ВТБ капитал» ждет 8,5%, Морозов — 9,5%.
Рост иностранных активов банков (причина усиления оттока капитала в ноябре) говорит о девальвационных ожиданиях, создает риск инфляции и для роста экономики, что беспокоит ЦБ, отмечает Александра Евтифьева из «ВТБ капитала»: ЦБ поднимет ставку по депозитам на 0,75 п. п., репо — на 0,5 п. п. до конца I квартала. Для борьбы с инфляцией и оттоком капитала, который продлится все 1-е полугодие, к середине года ЦБ поднимет ставку рефинансирования до 8,75% (+1 п. п.), потом снизит до 8,25%, полагает Орлова.
Письменная Е., Чечель А. Цена правительства[4]
Президент Дмитрий Медведев меряет успехи правительства величиной роста цен. Чиновники предлагают сдерживающие механизмы, но как остановить рост цен при возрастающих бюджетных расходах, не знают
Вчера Медведев провел совещание о мерах по борьбе с инфляцией (см. врез). Январский рост цен вынудил Минэкономразвития увеличить годовой прогноз: не 6-7, а 7-8%. Цель одна, сказал президент: чтобы инфляция замедлилась и рост цен на продовольствие не был таким, как в конце прошлого года и начале этого: «От этого зависит успех деятельности самого правительства».
Вчера на совещании рассмотрено два инструмента снижения инфляции: временное снижение импортных пошлин и продолжение интервенций на зерновом рынке (см. статью на стр. 10), рассказал помощник президента Аркадий Дворкович.
Минэкономразвития разрабатывает и более решительные меры, знают два сотрудника министерства, но они требуют проработки и согласований, так как могут повлиять на объемы производства: «Будет сдерживающий эффект».
Снижение импортных пошлин на продовольствие помогает уменьшить инфляцию, заявила министр экономразвития Эльвира Набиуллина — и привела в пример обнуление пошлин на картофель, капусту и гречку. В декабре импорт картофеля вырос в 10 раз, капусты — в 15 раз, рассказывает сотрудник Минэкономразвития, но говорить об эффективности этой меры рано, данные есть всего за один месяц.
Президент поручил временно снижать пошлины и на другие товары, продолжает Дворкович: «Конкретный перечень определит правительство». Все основные решения по снижению пошлин на продовольствие уже приняты, знает сотрудник министерства.
Есть понимание, что реальных инструментов повлиять на инфляцию сейчас нет, говорит чиновник, участвующий в обсуждении: у роста цен есть объективная причина — неурожай из-за засухи и удорожание сырья и продовольствия на мировых рынках. Максимум, что можно сделать, — поддержать сельхозпроизводителей, тогда после нового урожая цены на продовольствие притормозят, заключает он.
На инфляцию в стране сейчас влияют два фактора: неурожай прошлого года в России и ценовой шок на мировых рынках продовольствия, согласна главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова.
Снижение импортных пошлин вряд ли существенно замедлит рост цен, продолжает Орлова: импортные продукты тоже дорожают. Государству нужно пытаться максимально поддержать российских сельхозпроизводителей — наращивание объемов производства будет способствовать снижению цен. Помочь может и ЦБ — расширением валютного коридора и укреплением рубля, заключает Орлова.
ЦБ очень внимательно следит за динамикой цен, рассказывает близкий к ЦБ человек: «Специального плана по таргетированию инфляции нет, но возможности ставки и коридора, скорее всего, будут использованы». Вполне вероятно, плавающий коридор бивалютной корзины будет расширен в 2011 г., говорил председатель ЦБ Сергей Игнатьев, ставка рефинансирования тоже может быть повышена, что снизит спрос на кредит. Вопрос о ставке и коридоре вчера на совещании не рассматривался, сказал сотрудник администрации президента.
«Ситуация с инфляцией сложная, но не критическая», — говорит сотрудник Минфина и указывает: низкая инфляция, а не наращивание госрасходов поможет модернизировать экономику и создать длинные деньги.
Президент одной рукой борется с инфляцией, а другой наращивает расходы, замечает чиновник аппарата правительства: именно он объявил о необходимости новой высокотехнологической армии, на нее нужно 20 трлн руб.
Растущие социальные расходы разгоняют инфляцию, вздыхает главный экономист «ВТБ капитала» Алексей Моисеев: государство, повышая пенсии, ухудшает условия жизни других малообеспеченных. Здесь политика государства несколько непонятна, считает Моисеев: это классический пример из учебников — начав догонять инфляцию за счет роста расходов, легко получить гиперинфляцию.
Россияне оценивают инфляцию в России как очень высокую[5]
Большинство россиян, или 80%, оценивают инфляцию как очень высокую. Граждане чаще указывают, что почти на четверть выросли цены на привычные продукты. Также наиболее ощутимым стало подорожание услуг ЖКХ: его в феврале 2011 года отмечают 81% россиян.
Темпы инфляции, по субъективным ощущениям россиян, серьезно растут, свидетельствуют результаты опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ). Если в ноябре 2010 года доля респондентов, оценивающих темпы роста цен как очень высокие, составляла в среднем 65%, в декабре — в среднем 70%, то в январе и феврале 2011 года она увеличилась уже до 75 и 80% соответственно. Февральские оценки инфляции — одни из самых негативных за весь период наблюдений, отмечают социологи. На таком же критическом уровне, по мнению респондентов, темпы роста цен были в июне—июле 2008 года — 78–81%.
Наиболее же благополучной ситуация казалась опрошенным в мае—июле 2010 года: тогда доля тех, кто считает инфляцию умеренной, впервые существенно превысила долю тех, кто оценивает ее как крайне высокую: 44–46% против 37–35%. В абсолютном меньшинстве по-прежнему россияне, которым темпы роста цен кажутся незначительными, — 1–2%.
В феврале 2011 года, по оценкам большинства россиян, цены на товары, которые они обычно покупают, увеличились в среднем на 15–25%, так считают 60%. Рост цен как минимум вдвое и выше фиксируют 13%. Еще 16% говорят о 5–10-процентном увеличении стоимости привычных товаров. О снижении или стабильности цен не говорит никто.
Сильнее всего, по ощущениям потребителей, выросли тарифы ЖКХ. Об этом говорят 81% опрошенных. Также интенсивный рост цен респонденты отмечают и на овощи, фрукты и мясо и мясные продукты: 68 и 64%. Более половины россиян фиксируют серьезное увеличение стоимости молока и молочных продуктов (57%) и бензина (56%).
Медленнее остальных товаров дорожает, по мнению опрошенных, хлеб: 43% отмечают незначительный рост цен. В целом февральские оценки россиянами темпов роста цен по большинству позиций более негативные, чем в 2009 и 2010 годах, и близки к ощущениям в преддверии кризиса в ноябре 2008 года.
Исключение — овощи, фрукты и коммунальные тарифы; они, согласно результатам опроса, выросли беспрецедентно: 91 и 95% соответственно.
Кувшинова О. Война инфляции[6]