Глава 1. Демографическая ситуация и репродуктивный
Министерство образования и науки Российской Федерации
МАТИ» - Российский государственный технологический
Университет имени К.Э. Циолковского
Институт молодежной политики и социальных технологий
ПОЛОЖЕНИЕ МОЛОДЕЖИ И РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
( 2002 – 2006 гг.)
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
Москва
ББК 66.75
УДК 374.33
Х 68
Научный редактор – кандидат социологических наук,
доцент А.Ю. Ховрин
Х 68 | Положение молодежи и реализация государственной молодежной политики в Российской Федерации (2002 – 2006 гг.). Часть первая /Под ред. А.Ю.Ховрина.–М.: МАТИ, 2008.– 339 с. |
Издание (в двух частях) представляет собой анализ и обобщение новых проблем и тенденций, проявившихся в молодежной среде и сфере реализации государственной молодежной политики в начале ХХI века (2002 – 2006 гг.). Часть первая посвящена изучению различных аспектов положения молодежи в современном российском обществе, а также затрагивает наиболее актуальные вопросы социального становления молодого поколения.
ISBN 978-5-93271-450-8 ББК 66.75
©МАТИ, 2008
© Коллектив авторов, 2008
Оглавление
Предисловие……………………………………………………….. | ||
Глава 1. | Демографическая ситуация и репродуктивный потенциал молодежи | |
1.1. | Демографическая проблема и молодежь………... | |
1.2. | Здоровье современной российской молодежи….. | |
1.3. | Молодая семья в российском обществе……….... | |
Глава 2. | Положение молодежи в сфере экономики | |
2.1. | Молодежь в системе экономических отношений | |
2.2. | Ситуация в сфере занятости молодежи…………. | |
2.3. | Поведенческие стратегии выпускников вузов на рынке труда……………………………………….. | |
Глава 3. | Российская молодежь в системе образования | |
3.1. | Изменение приоритетов образования и мотивации к обучению у молодежи……………... | |
3.2 | Молодежь в сфере общего образования………… | |
3.3. | Молодежь в сфере профессионального образования……………………………………….. | |
Глава 4. | Духовно-нравственное развитие молодого поколения | |
4.1. | Ценностные ориентации молодых россиян…….. | |
4.2. | Досуг молодежи…………………………………... | |
Глава 5. | Молодежь в системе общественных отношений | |
5.1. | Социальное самочувствие и гражданское самоопределение современной молодежи……… | |
5.2. | Активность молодежи как субъекта социальных отношений………………………………………… | |
5.3. | Экстремистское поведение молодежи…………... | |
Глава 6. | Социальные проблемы отдельных категорий молодежи | |
6.1. | Сельская молодежь……………………………….. | |
6.2. | Молодежь в Вооруженных силах России……….. | |
Приложение | Научно-методические рекомендации по формированию системы профилактики экстремизма в молодежной среде……………….. |
Предисловие
Современный этап развития российского общества характеризуется рядом позитивных изменений в различных сферах жизнедеятельности страны. Они были бы невозможны без участия молодежи в процессе преобразования отечественного социума.
Однако масштаб задач, стоящих сегодня перед Россией, требует укрепления и более эффективной реализации социального потенциала молодого поколения как в интересах молодежной группы, так государства и общества.
В связи с этим крайне актуальным является организация на федеральном уровне комплексного мониторинга явлений и процессов, протекающих в молодежной среде, а затем на основе анализа его результатов, данных статистического наблюдения, данных научных исследований различного профиля – осуществление выработки и реализации системы мер и мероприятий государственной молодежной политики как основного инструмента социального управления развитием молодого поколения.
Руководителям и персоналу органов государственного и муниципального управления, государственных и муниципальных учреждений, осуществляющих работу с молодежью, специалистам-практикам, ученым, занимающимся молодежными проблемами, лидерам детских и молодежных общественных объединений, политических партий и других гражданских организаций необходимо иметь для текущей работы и ее планирования определенный объем систематизированной информации, обеспечивающей четкость в постановке управленческих, социальных, педагогических и других задач и определение адекватных современным условиям способов их решения.
Для сферы работы с молодежью традиционно роль такого информационного источника, содержащего помимо прочего и научно-методические рекомендации, адресованные специалистам, выполняет доклад о положении молодежи, который первоначально предполагалось издавать ежегодно. За период 1993 - 2002 гг. было издано 7 докладов.
Однако произошедшие в 2004 г. административные изменения, нестабильное финансирование мероприятий по реализации государственной молодежной политики на федеральном уровне длительное время не позволяли организовать необходимые научные исследования, которые бы легли в основу такой разработки за очередной временной период.
Ситуацию удалось изменить к лучшему в 2006 г., в рамках аналитической ведомственной целевой программы реализации Министерства образования и науки Российской Федерации «Развитие научного потенциала высшей школы (2006 - 2008 гг.)», когда на конкурсной основе были отобраны и профинансированы около тридцати научных проектов с молодежной проблематикой.
Полученные данные позволили, опираясь также и на результаты научных исследований, выполненных в более ранние годы, данные Росстата, отчеты Минобрнауки России, сведения, поступившие от федеральных органов исполнительной власти, региональных и муниципальных органов власти по делам молодежи, разработать очередное издание, охватывающее собой максимальный по продолжительности пятилетний период (2002 – 2006 гг.).
С учетом этой специфики и обширного массива проанализированного материала доклад трансформировался в более крупную работу – коллективную научную монографию, ориентированную как на ученых, специалистов, так и на достаточно широкую аудиторию, интересующуюся изучением явлений, процессов, тенденций, характерных для молодого поколения россиян. Значительный объем текстов предопределил целесообразность выпуска данного издания в двух примерно одинаковых (по объему) частях. В их главах и параграфах рассмотрены вопросы, относящиеся к анализу положения молодого поколения в обществе (часть первая) и реализации государственной молодежной политики (часть вторая).
В основу данной работы положены результаты репрезентативных социологических исследований «Анализ положения молодежи и реализация молодежной политики в Российской Федерации» и «Управление процессами социальной активности молодежи в современных условиях», выполненных в рамках вышеуказанной программы Министерства образования и науки Российской Федерации сотрудниками Института молодежной политики и социальных технологий «МАТИ» – Российского государственного технологического университета имени К.Э.Циолковского. Исследования проводились во всех федеральных округах Российской Федерации на основе двухступенчатой квото- случайной выборки. Объем выборки составил 2100 человек. Выделенные квоты были пропорционально (по 1/3) распределены между тремя категориями респондентов: студентами, работающей молодежью и учащимися общеобразовательных школ и колледжей. Возрастной разброс респондентов составил от 15 до 28 лет.
Помимо этого авторы использовали для осуществления комплексного анализа ситуации результаты многочисленных социологических исследований, проведенных в этот же или более ранние периоды отечественными учеными.
Вниманию читателей предлагается первая часть доклада.
Первая глава включает в себя анализ демографической ситуации и репродуктивного потенциала российской молодежи, характеристик здоровья молодого поколения. Особое место отводится рассмотрению роли молодой семьи в решении демографических проблем и социальных технологий ее поддержки.
Далее, признавая важным показателем экономической самостоятельности молодежи ее положение в материальном производстве, авторский коллектив посвящает рассмотрению этой проблемы отдельную главу «Положение молодежи в сфере экономики». В ней подробно рассматриваются специфические молодежные проблемы в системе экономических отношений, ситуация в сфере занятости молодежи, современные стратегии поведения выпускников вузов на рынке труда.
Учитывая новые тенденции, появившиеся в последние годы в российской системе образования, исследователи подробно рассматривают изменение приоритетов образования, его доступность для молодежи и социальную обусловленность мотивации к обучению у молодых людей. При этом пристальное внимание обращается на сферы общего и профессионального образования, которые рассматриваются в их диалектическом единстве.
В четвертой главе представлен ценностный мир молодых россиян, который характеризуется многообразием ценностных ориентаций и является сложным противоречивым процессом их смены и развития, находящим свое отражение в культурно - досуговой деятельности молодого поколения. В данной главе сформирована картина молодежных предпочтений в сфере досуга, фиксируются новые явления, анализируются проблемы и недостатки, существующие в этой области.
Отдельная глава посвящена изучению степени включенности молодежи в систему общественных отношений. Здесь особое внимание уделяется изучению социального самочувствия и гражданского самоопределения современных юношей и девушек, которые определяют патриотическую и гражданскую позицию молодых людей, их социальные установки, участие/неучастие в общественно значимой деятельности.
Подробно анализируется активность молодежи как субъекта социальных отношений, ее готовность к сотрудничеству с органами власти по реализации молодежной политики. Даются соответствующие научно-методические рекомендации по использованию социального потенциала молодежи в этой сфере общественной жизнедеятельности.
Впервые за последнее десятилетие представлен рейтинг показателей социальной активности молодежи и препятствий к ее развитию, сформированный в результате анализа мнений молодых респондентов.
Один из параграфов этой главы посвящен актуальной для молодежного социума проблеме экстремистского поведения, которое рассматривается одновременно как форма девиации и как специфическое проявление социального протеста молодежной группы.
Логичным продолжением этой темы можно рассматривать предлагаемые в качестве приложения научно – методические рекомендации по формированию системы профилактики экстремизма в молодежной среде, которые являются практическим воплощением теоретических суждений, изложенных в §5.3.
Организационная работа по подготовке доклада осуществлялась Министерством образования и науки Российской Федерации.
Руководитель рабочей группы по подготовке издания – канд. филол. н., доц. А.А. Левитская.
Состав рабочей группы: канд. псих. н. Б.Б.Гусев, канд. соц. н. Л.И. Селиванов, канд. пед. н. З.И. Пойманова, канд. соц. н., доц. А.Ю. Ховрин, канд. соц. н., доц. Л.Ф. Шаламова, канд. пед. н. С.В. Барканов, д–р соц. н., проф. Т.Э. Петрова.
Функции научного руководства были закреплены за Институтом молодежной политики и социальных технологий «МАТИ» - Российского государственного технологического университета имени К.Э.Циолковского.
Авторский коллектив образован специалистами Минобрнауки России, учеными «МАТИ» - Российского государственного технологического университета имени К.Э.Циолковского, Санкт-Петербургского государственного университета, Социологического центра Вооруженных Сил Российской Федерации, Российского государственного аграрного заочного университета, Нижегородского государственного университета имени Н.И.Лобачевского, Автономной некоммерческой организации «Международный центр семьи, молодежи и детей», Московского городского университета управления Правительства Москвы.
Соруководители авторского коллектива: д–р соц. н., проф. Т.Э. Петрова, канд. соц. н., доц. А.Ю. Ховрин.
Авторский коллектив первой части издания (по главам и параграфам): предисловие – д–р соц. н., проф. Т.Э. Петрова; 1.1 – канд. соц. н., доц. А.Ю. Ховрин; 1.2. – канд. псих. н., доц. Г.Г. Аванесян; 1.3. – д–р ист. н., доц. А.Д. Плотников; 2.1. – 2.3. – канд. соц. н. И.И. Задорожная; 3.1. – д–р соц. н., проф. И.С. Болотин, канд. соц. н., доц. А.Ю. Ховрин; 3.2, 3.3. – канд. соц. н., доц. А.Ю. Ховрин; 4.1. – д–р соц. н., проф. Л.А. Гегель; 4.2. – д–р соц. н., проф. Л.А. Гегель, канд. соц. н. Е.К. Будкина; 5.1.,5.2. – канд. соц. н., доц. Л.Ф. Шаламова; 5.3. – д–р соц. н., проф. А.А. Козлов; 6.1. – канд. э. н. В.Г. Новиков; 6.2. – канд. фил. н. Л.В. Певень; приложение – д–р соц. н., проф. А.А. Козлов.
В конце второй части приведены сведения о литературных источниках и электронных ресурсах, данные которых были использованы при создании монографии, а также приведено краткое описание основных научных исследований, результаты которых легли в основу соответствующих глав и параграфов.
Глава 1. Демографическая ситуация и репродуктивный
Потенциал молодежи