Трудовое и антимонопольное законодательство
Хотя установка федеральных трудовых законов состояла в том, чтобы оградить от антимонопольных законов действия по ограничению предложения и увеличению цены рабочей силы, некоторая область применения антимонопольного законодательства в трудовой сфере сохраняется в том, что касается предотвращения использования работодателями профсоюзов в качестве агентов в картелизации и других монополистических действиях на рынках продуктов работодателей. Крайний и явно противозаконный случай — коллективный договор между профсоюзом и объединением работодателей, представляющим крупнейших продавцов отрасли, о фиксировании цены их продукции. Казалось бы, у профсоюза нет стимула вступать в такое соглашение, поскольку монопольное ценообразование на продукцию отрасли приведет к снижению выпуска отрасли, а значит, и спроса на исходные ресурсы, включая рабочую силу. Однако создаваемая монопольными
Трудовое и антимонопольное законодательство
ценами монопольная прибыль может быть использована для увеличения заработной платы оставшихся работников по сравнению с прежним уровнем, при этом может остаться достаточно средств, чтобы компенсировать издержки увольнения «избыточным» работникам.
Иногда неясно, направлено ли ограничительное положение в трудовом соглашении на увеличение благосостояния работника или на создание монополии на рынке продуктов работодателя. Предположим, профсоюз слесарей вступает в коллективный договор с подрядчиками, по которому последние соглашаются не устанавливать кондиционеры, в которых внутренняя трубка была обрезана и снабжена резьбой на фабрике, а не собственными силами работников подрядчиков (слесарей). Как утверждается, подобное соглашение должно рассматриваться как создающее картель подрядчиков, а стало быть, запрещенное Актом Шермана, поскольку оно позволяет подрядчикам «обеспечивать более высокую прибыль, если требуемая профсоюзом работа выполняется их компаниями, а не заводом-изготовителем...»17
Этот аргумент сомнителен, если только фабричное изготовление не позволяет совсем обойти подрядчика. Подрядчик предоставляет услуги по установке, используя два ресурса: труд и оборудование кондиционирования воздуха. Он соединяет их в комбинации, минимизирующей его общие издержки. Если внутренняя трубка может быть обрезана с меньшими издержками на заводе, чем его работниками, и экономия издержек передается ему в виде более низкой цены, его общие издержки установки будут минимизироваться при покупке кондиционеров, подготовленных на заводе. Его мотивация не изменится, если существует картель подрядчиков; прибыль монополиста (или картеля) будет возрастать при уменьшении его издержек. Поэтому подрядчики ничего не выиграют, заключив соглашение об отказе от покупки подготовленных на заводе кондиционеров.
Соглашение подрядчиков об отказе от установки подготовленных на заводе кондиционеров является средством увеличения спроса подрядчиков на рабочую силу. Хотя может показаться, что подрядчик мог бы компенсировать профсоюзу снижение занятости от использования подготовленных на заводе кондиционеров, это зависит от величины экономии издержек, которая возможна при использовании такого оборудования. Предположим, подрядчик получает возможность обойтись двумя работниками при экономии 10 000 долл. на каждое место выполнения работ, но подготовленный на заводе кондиционер обходится на 9500 долл. дороже, чем подготовленный на месте. Экономия в 500 долл. может оказаться недостаточной, чтобы компенсировать работникам издержки поиска нового аналогичного рабочего места.
17 Douglas Leslie. Right to Control: A Study in Secondary Boycotts and Labor Antitrust, 89 Harv. L. Rev. 904, 909 (1976).
/ I
Регулирование трудовых отношений
11.6. Минимальная заработная плата и соответствующее законодательство «об охране труда»
Федеральный закон о минимальной заработной плате усиливает влияние юнионизации на уровень заработной платы, ограничивая конкуренцию со стороны работников, не являющихся членами профсоюзов. Предположим, в одной части страны профсоюзы слабы и ставки заработной платы поэтому ниже, чем в других местах. Расположенные в этой местности фирмы будут иметь конкурентное преимущество, которое позволит им расширяться за счет фирм, находящихся в областях с сильными профсоюзами, результатом будет сокращение спроса на рабочую силу в этих областях. Закон о минимальной заработной плате противодействует этой тенденции, искусственно повышая заработную плату работников, не являющихся членами профсоюза, и тем самым сокращая спрос на труд этих работников, как показано на рис. 11.2, где w — конкурентная ставка заработной платы работников, не являющихся членами профсоюза, и w' — минимальная заработная плата.
Влияние установления минимальной заработной платы на уровень безработицы наиболее очевидно среди маргинальных работников — женщин среднего возраста, молодых людей, темнокожих, причем наиболее сильно это влияние ощущается темнокожими подростками.18 Фиксирование минимального уровня заработной платы не оказывает влияния на спрос на работников, которые отличаются высокой предельной производительностью и в силу этого получают за-
18 Существует обширная эмпирическая литература об экономических последствиях закона о минимальной заработной плате. См., например, Jere R. Behrman, Robin С. Sickles & Paul Taubman. The Impact of Minimum Wages on the Distributions of Earnings for Major Race-Sex Groups: A Dynamic Analysis, 73 Am. Econ. Rev. 766 (1983); Charles Brown, Curtis Gilroy & Andrew Kohen. The Effect of the Minimum Wage on Employment and Unemployment, 20 J. Econ. Lit. 487 (1982); Daniel S.Hamermesh. Minimum Wages and the Demand for Labor, 20 Econ. Inquiry 365 (1982); Peter Linneman. The Economic Impacts of Minimum Wage Laws: A New Look and an Old Question, 90 J. Pol. Econ. 443 (1982); Jacob Mincer. Unemployment Effects of Minimum Wages, 84 J. Pol. Econ. S87 (1976); Donald O. Parsons. Poverty and the Minimum Wage (1980); The Economics of Legal Minimum Wages (Simon Rottenberg ed. 1981). Хотя большинство экономистов полагают, что минимальная заработная плата вызывает по крайней мере некоторое увеличение безработицы, есть и другие мнения. См., например, David Card & Alan В. Krueger. Myth and Measurement: The New Economics of the Minimum Wage (1995). Ясно, что влияние на уменьшение занятости смягчается широко распространенными нарушениями закона о минимальной заработной плате. См., например, Yang-Ming Chang. Noncompliance Behavior of Risk Averse Firms Under the Minimum Wage Law, 20 Pub. Finance Q. 390 (1992).
\
Минимальная заработная плата...
работную плату, установленную свободным рынком на уровне, превышающем минимальный. Безработными становятся те, чья предельная производительность ниже или рассматривается как более низкая, чем соответствующая минимальной заработной плате. Иными словами, минимальная заработная плата, будучи значительно ниже заработной платы членов профсоюзов, не поднимает их заработную плату выше преобладающего уровня, а стало быть, не создает среди них безработицы. Она поднимает относительную цену, а стало быть, снижает привлекательность замещающей рабочей силы, состоящей из маргинальных работников, которые, если бы не минимальная заработная плата, должны были бы выплачивать компенсацию работодателям за принятие их на работу, принимая более низкую заработную плату, чем у более производительных, но и более «дорогостоящих» членов профсоюза. Заметим, что минимальная заработная плата может затруднить для маргинальных работников получение обучения на рабочем месте, не допуская компенсации расходов работодателя путем принятия более низкой заработной платы.
Разумеется, некоторые работники выигрывают от установления минимальной заработной платы — те, кто предлагает q' часов рабочего времени на рис. 11.2. Это работники, рыночная ставка заработной платы которых находится ниже предельной заработной платы, но предельный продукт — выше. (Где эти работники получали недостаточный заработок перед введением минимальной заработной платы? Остается ли их заработок по-прежнему недостаточным? Должная ли вся область между w и кривой спроса рассматриваться лишь как потенциальная монопольная прибыль на рынке труда, отображенном
Регулирование трудовых отношений
на рисунке?) Но поскольку работников с низким заработком можно часто обнаружить в домохозяйствах с высоким заработком, минимальная заработная плата оказывается неэффективной мерой борьбы с бедностью, даже если не рассматривать ее неблагоприятное влияние на маргинальных работников.
Анализ усложняется, если минимальная заработная плата применяется лишь к работникам некоторых профессий, а к остальным не применяется (однако это все меньше соответствует реальности в Соединенных Штатах). В этом случае минимальная заработная плата может сократить безработицу в свободном от нее секторе и увеличить безработицу в секторах, на которые она распространена. В зависимости от разности заработной платы между секторами работники могут принять продолжительный период безработицы в секторе с минимальной заработной платой как цену окончательного приобретения более высокооплачиваемой работы. Один из способов ожидания работы в секторе с минимальной заработной платой — дольше оставаться в школе. Таким образом, минимальная заработная плата способствует развитию среднего образования. Способствует ли она также увеличению уровня преступности, поскольку преступность представляет собой сектор, на который она не распространяется?
Существует много других законов, направленных на увеличение ставок заработной платы отдельных категорий работников. Встречающиеся в строительных нормах и правилах ограничения на использование готовых материалов увеличивают спрос на рабочую силу подобно тому, как это происходит в обсуждавшейся выше ситуации с подготовленными на заводе кондиционерами. Законы о детском труде сокращают предложение рабочей силы, тем самым повышая заработную плату взрослых работников. Однако это не значит, что подобные законы не оправданы экономически (см. п. 5.4). Законы, «защищающие» работников-женщин, оказывают аналогичное влияние и в меньшей степени экономически оправданы (см. п. 25.1). Часто профсоюзы добиваются введения таможенных пошлин как метода компенсации сравнительного преимущества зарубежных фирм, использующих более дешевую рабочую силу. Ограничительные иммиграционные законы предотвращают приток в Соединенные Штаты дешевой иностранной рабочей силы, результатом которого может стать увеличение предложения труда, а стало быть, снижение заработной платы.
Акт о профессиональной безопасности и охране здоровья, устанавливающий минимальные федеральные стандарты безопасности и здоровья работников, является особенно претенциозным примером законодательства, направленного на защиту интересов работников. Является ли подобный закон необходимым? У работодателя есть личная заинтересованность в обеспечении оптимального (не обязательно максимально высокого) уровня безопасности и здоровья работников. Если ожидаемые издержки несчастного случая или болезни в 1 долл.
Минимальная заработная плата...
могут быть исключены при затратах 99 центов, проведение соответствующих мероприятий сократит чистые расходы работодателя на заработную плату на 1 цент, поскольку работники, по-видимому, требовали компенсации за 1 долл. ожидаемых издержек. Конечно, возможно несогласие между работодателем и работниками (или их профсоюзными представителями) по поводу соответствующих сумм, но оно может быть улажено в процессе переговоров. Законодательство, устанавливающее условия безопасности и здоровья на рабочем месте, может увеличить уровень охраны здоровья и безопасности сверх того уровня, который желателен для работников и работодателей, и тогда обе группы пострадают. Если законодательство требует от работодателя затрат в 1.05 долл. для устранения вредных для здоровья условий труда, которые порождают ожидаемые издержки лишь в 1 долл., работодатель сократит заработную плату по меньшей мере на 1 долл. (он больше не должен компенсировать работнику ущерб, причиненный на рабочем месте), а может быть, на 1.05 долл. (почему?).19
Однако, возможно, все это слишком оптимистично и не учитывает издержек информации о безопасности рабочего места. Возможно, реальной причиной появления Акта о профессиональной безопасности и охране здоровья явилось стремление уменьшить конкуренцию со стороны нечленов профсоюзов. Если уровень охраны здоровья и безопасности обычно ниже в фирмах, которые не платят профсоюзную зарплату, — правдоподобное допущение, поскольку чем ниже заработная плата, тем ниже издержки работника, связанные с утратой трудоспособности, — профсоюзы могут требовать выполнения законодательства, поднимающего уровень охраны здоровья и безопасности в этих фирмах до преобладающего в юнионизированных фирмах. Работодатели не юнионизированных фирм могут попытаться компенсировать свои дополнительные издержки путем сокращения заработной платы своих работников. Но если эти работники уже получали заработную плату, не превышающую минимальной, работодатели не смогут провести компенсационное сокращение заработной платы и их затраты на рабочую силу возрастут по сравнению с аналогичными издержками юнионизированных фирм. В пользу этой гипотезы говорит высказываемое Комиссией по профессиональной безопасности и охране здоровья предпочтение (можете ли вы указать, почему?) инженерных решений, направленных на сокращение числа
19 Анализ не претерпевает значительных изменений, если предположить, что номинальные ставки заработной платы являются негибкими к понижению, поскольку они указываются в коллективных договорах. В следующий раз, когда профсоюз потребует увеличения заработной платы на 2 долл. в час по причине инфляции, увеличившейся производительности и т. п., он получит только 1 долл., что компенсирует работодателю устранение риска для здоровья. ,
Регулирование трудовых отношений
несчастных случаев на рабочем месте, по сравнению с персональными защитными приспособлениями, такими как ушные затычки и защитные очки. Хотя последние зачастую более эффективны, первые увеличивают капитальные затраты, а вторые — затраты на рабочую силу.20 Гипотеза также подтверждается наблюдениями, согласно которым хотя Акт о профессиональной безопасности и охране здоровья однозначно увеличивает издержки работодателей, он не привел к значительному сокращению числа несчастных случаев на рабочем месте.21
Возможно, две рассмотренные нами причины появления Акта о профессиональной безопасности и охране здоровья взаимосвязаны: работники на не юнионизированных предприятиях имеют меньше информации о безопасности, поскольку обычно профсоюз занимается сбором информации для своих членов. Еще одна возможная причина появления данного закона — устранение неэффективности, порождаемой государственными программами в поддержку пострадавших работников. Посредством программы социального обеспечения нетрудоспособных (см. п. 16.5) и разнообразных специальных программ (например, компенсации работникам, пострадавшим от болезни легких) федеральное правительство компенсирует часть издержек работников, пострадавших от небезопасных или вредных для здоровья условий работы. Перекладывая издержки несчастных случаев и болезней с плеч работников и их работодателей на плечи федеральных налогоплательщиков, эти программы уменьшают стимулы фирм к поддержанию оптимального уровня безопасности и охраны здоровья на рабочих местах. В предельном случае работник получает полную компенсацию от государства всех издержек, связанных с какими-либо профессиональными заболеваниями или несчастными случаями (реалистично ли это?). У него не будет стимулов требовать, а у работодателя — предоставлять безопасное и безвредное для здоровья рабочее место.
Должным образом соблюдаемый (чудовищная оговорка) Акт о профессиональной безопасности и охране здоровья может поднять профессиональную безопасность и охрану здоровья на такой уровень, на котором он будет просто обеспечивать государственное субсидиро-
20 James С. Miller III. Is Organized Labor Rational in Supporting OSHA, 50 So. Econ. J. 881 (1984).
21 Ann P Bartel & Lacy Glenn Thomas. Direct and Indirect Effects of Regulation: A New Look at OSHA's Impact, 28 J. Law & Econ. 1 (1985); David P. McCaffrey. An Assessment of OSHA's Recent Effects on Injury Rates, 18 J. Human Resources 131 (1983); W. Kip Viscusi. Risk by Choice: Regulating Health and Safety in the Workplace, ch. 2 (1983); Viscusi. The Impact of Occupational Safety and Health Regulation, 10 Bell J. Econ. 117 (1979). См., однако, работу John T.Scholz & Wayne B.Gray. OSHA Enforcement and Workplace Injuries: A Behavioral Approach to Risk Assessment, 3 J. Risk & Uncertainty 283 (1990).
Дискриминация работников по расовым, половым и возрастным признакам 451
вание расходов в связи с болезнями и увечьями работников. Однако проблема, связанная с использованием одного государственного вмешательства в деятельность рынка (субсидирование расходов в связи с профессиональными заболеваниями и несчастными случаями) для оправдания другого (регулирование безопасности и охраны здоровья на рабочем месте), состоит в том, что оно подразумевает неопределенную и ничем не оправданную экспансию государства. Последовательность шагов, каждый из которых имеет экономический смысл в свете предшествующих, может в целом вообще не иметь экономического смысла.