Гарантии выборным работникам
В соответствии со ст. 172 ТК РФ работникам, освобожденным от работы вследствие избрания их на выборные должности в государственных органах, то есть в выборных органах федеральной и региональной власти, а также в органах местного самоуправления, предоставляются гарантии, предусмотренные специальными законами, регулирующими статус и порядок деятельности указанных органов.
К числу общих гарантий, которые предоставляются указанным лицам, относятся:
1) предоставление возможности вернуться на прежнюю работу (должность), которая выполнялась ими до выполнения выборных полномочий;
2) предоставление возможности приступить к равноценной работе при отсутствии прежней работы (должности);
3) сохранение прежних условий трудовой деятельности, которые могут быть изменены после возвращения работника к прежним обязанностям по основаниям, предусмотренным в законодательстве.
На основании ч. 2 ст. 171 ТК РФ члены КТС освобождаются от работы для участия в ее работе с сохранением за ними среднего заработка. В качестве гарантий в этом случае выступают:
1) освобождение работника-члена КТС от работы на период ее заседаний и их подготовки;
2) сохранение за членами КТС рабочего места (должности) и прежних условий труда на время выполнения обязанностей члена КТС;
3) сохранение за членами КТС среднего заработка за время участия в работе комиссии.
В соответствии с ч. 3 ст. 171 ТК РФ увольнение работников, являющихся членами КТС, производится с применением ст. 373 ТК РФ, которая предусматривает порядок учета мотивированного мнения выборного профсоюзного органа при увольнении работников, являющихся членами профсоюза, по п. 2 ст. 81 ТК РФ по сокращению численности или штата работников организации, по пп. б п. 3 ст. 81 ТК РФ в связи с несоответствием работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации, по п. 5 ст. 81 ТК РФ по причине неоднократного неисполнения работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание. Аналогичные гарантии установлены работникам, избранным в профсоюзные органы.
Копия приказа об увольнении члена КТС по инициативе работодателя, а также выборных профсоюзных работников и членов профсоюза по перечисленным основаниям, а также копии документов, подтверждающих обоснованность решения об увольнении, работодатель должен направить в выборный профсоюзный орган организации. Выборный профсоюзный орган в течение семи дней рассматривает данные копии и направляет работодателю мотивированное мнение по поводу увольнения. При несогласии профсоюза с увольнением работодатель в течение трех рабочих дней проводит дополнительные консультации с профсоюзом, которые оформляются протоколом. По истечении десяти дней со дня направления копий документов в профсоюзный орган работодатель вправе принять решение об увольнении, которое профсоюз, увольняемый работник могут обжаловать в соответствующую государственную инспекцию труда. В случае признания решения работодателя об увольнении указанных работников незаконным государственная инспекция труда выдает обязательное для исполнения предписание. Данное предписание, а также приказ об увольнении могут быть обжалованы в суд общей юрисдикции по месту нахождения работодателя. Работодатель имеет право расторгнуть с перечисленными работниками трудовой договор не позднее одного месяца со дня получения мотивированного мнения профсоюзного органа организации.
В данном случае в качестве гарантий выступают:
1) получение мотивированного мнения профсоюза на увольнение, а при его несогласии с увольнением составление протокола разногласий между представителем работодателя и профсоюза по поводу увольнения;
2) использование мнения профсоюза, а также протокола разногласий в качестве доказательства в государственной инспекции труда и (или) в суде.
Рассмотренный порядок учета мотивированного мнения профсоюзного органа применим при увольнении по перечисленным основаниям руководителей выборных профсоюзных органов организации, ее структурных подразделений, не освобожденных от основной работы, а также выборных руководителя профсоюзного органа организации и его заместителей, освобожденных от основной работы, но вернувшихся к ней по окончании выборных полномочий в течение двух лет, если у профсоюза отсутствует вышестоящий орган. При наличии такого профсоюзного органа работодатель должен получить его предварительное согласие на увольнение указанных работников по перечисленным основаниям. Таким образом, в данном случае в качестве дополнительной гарантии выступает получение предварительного согласия на увольнение по перечисленным основаниям названных работников, выполняющих или выполнявших выборные профсоюзные полномочия.
В соответствии со ст. 375 ТК РФ работнику, освобожденному от работы в организации в связи с его избранием на выборную должность в профсоюзный орган организации, после окончания срока выборных полномочий предоставляется прежняя работа (должность), а при ее отсутствии с согласия работника другая равноценная работа (должность) в той же организации. При невозможности предоставления указанной работы (должности) в случае реорганизации правопреемник, а в случае ликвидации организации общероссийский (межрегиональный) профсоюз сохраняет за указанным работником его средний заработок на период трудоустройства, но не свыше шести месяцев, а в случае учебы или переквалификации - на срок до одного года. Время работы на выборной должности включается в общий или специальный стаж названных работников.
В рассматриваемом случае в качестве гарантий выступают:
1) сохранение за выборным работником прежней работы (должности) с теми же условиями труда, наличие данной должности (работы) влечет возникновение у работодателя обязанности предоставить ее работнику, в связи с чем другой работник должен приниматься на эту работу (должность) по срочному трудовому договору, который заканчивается по окончании срока выборных полномочий работника, ранее выполнявшего данную трудовую функцию;
2) предоставление другой равноценной работы (должности) при отсутствии прежней работы (должности);
3) сохранение среднего заработка на период трудоустройства при отсутствии возможности предоставить работу выборному работнику на срок до шести месяцев, а при обучении - на срок до одного года;
4) включение периодов выполнения выборных полномочий в общий или специальный стаж работника;
5) включение оплачиваемых периодов трудоустройства в страховой стаж работника при условии уплаты соответствующих страховых взносов.