Внешняя и внутренняя среда предприятия.
Внешняя среда предприятия - представляет собой факторы, не зависящие от стратегии предприятия, несущие в себе возможности или угрозы для него. Экономическая стратегия предприятия предполагает обязательный анализ его внешней среды.
Факторы внешней среды имеют объективный или субъективный характер. Объективные факторы определяются действием экономических законов и не зависят от воли и сознания конкретных физических или юридических лиц. Субъективные факторы являются результатом целенаправленных действий конкурентов, поставщиков, потребителей и государства. Как правило, к объективным факторам внешней среды предприятия относят:
· Экономические факторы, проявляющиеся в показателях экономической конъюнктуры: темп инфляции, уровень цен, ставка банковского процента, международный платежный баланс, уровни занятости и т.д.
· Рыночные факторы. Рыночная среда представляет собой постоянную опасность для фирмы. К факторам, воздействующим на успехи и провалы организации, относятся распределение доходов населения, уровень конкуренции в отрасли, изменяющиеся демографические условия, легкость проникновения на рынок.
· Технологические факторы. Анализ технологической среды может учитывать изменения в технологии производства, применение ЭВМ в проектировании и предоставлении товаров и услуг или успехи в технологии средств связи. Руководитель любой фирмы должен следить за тем, чтобы не подвергнуться «шоку будущего», разрушающего организацию.
· Международные факторы. Руководство фирм, действующих на международном рынке, должно постоянно оценивать и контролировать изменения в этой широкой среде.
Субъективные факторы могут быть представлены следующим образом:
· Политические факторы. Активное участие предпринимательских фирм в политическом процессе является указанием на важность государственной политики для организации, которая фиксируется нормативными документами местных органов власти, властей субъектов государства и федерального правительства.
· Факторы конкуренции. Любая организация должна исследовать действия своих конкурентов: анализ будущих целей и оценка текущей стратегии конкурентов, обзор предпосылок в отношении конкурентов и отрасли, в которой функционируют данные компании, углубленное изучение сильных и слабых сторон конкурентов.
· Факторы социального поведения. Эти факторы включают меняющиеся отношения, ожидания и нравы общества (роль предпринимательства, роль женщин и национальных меньшинств в обществе, движение в защиту интересов потребителей).
Внутренняя среда предприятия является комплексной характеристикой предприятия, включая производственный потенциал, систему управления, миссию и стратегию. По-существу, анализ внутренней среды также предполагает оценку объективных и субъективных внутренних факторов. По определению известных американских экономистов М.Мескона, М.Альберта и Ф.Хедоури, основными внутренними переменными организации являются: «цели, структура, задачи, технология и люди.»[18] В наиболее общем виде внутренняя среда предприятия включает в себя:
· Ресурсы (объективные факторы: финансы, информация, техника, структура организации, кадры; субъективные факторы: способности персонала, стиль управления и др.);
· Процессы (объективные факторы: стратегия, задачи, технологии; субъективные факторы: формирование властных отношений, коммуникации);
· Результаты (объективные факторы: реализуемые миссия, цели; субъективные факторы: социальные ценности, культура организации, ее имидж).
Анализ внешней и внутренней среды предприятия - необходимое условие формирования грамотной стратегии управления для достижения коммерческого успеха.