Отношенческий, или имплицитный, контракт (relational contracting)
— это долгосрочный взаимовыгодный контракт, в ко-
1 См • Маркс К. Капитал Т 1 Гл 11—13 / / Марке К , Энгельс Ф Соч 2-е изд. Т 23. 2 См. Knight F. H Risk Uncertainty and Profit. L, 1993
•' См. Коуз Р Фирма, рынок и право М, 1993 Гл 2
* Williamson О. The Economic Institution of Capitalism Firms, Markets, Relation Contracting.
N. Y.—L-, 1985. P. 68—72.
6.1. Экономическая природа фирмы 185
тором неформальные условия преобладают над формальными. Его
выполнение гарантируется взаимной заинтересованностью участвующих
сторон. Для его осуществления, как правило, и требуется
планомерный порядок, предполагающий иерархию.
Поиоопа сЬиомы ^ современной неоинституциональной теории под
фирмой (firm) понимается коалиция владельцев
факторов производства, связанных между собой сетью контрактов,
в результате чего достигается минимизация трансак-
ционных издержек. Система контрактов заключается между владельцами
определенных ресурсов.
Развивая идеи американского юриста Я. Макнейла, О. Уильям-
сон разделил все ресурсы на три группы: общие, специфические и
интерспецифические.
Общие ресурсы — э т о ресурсы, ценность которых не зависит
от нахождения в данной фирме: и внутри, и вне ее они оцениваются
одинаково.
Специфические ресурсы — э т о ресурсы, ценность которых
внутри фирмы выше, чем вне ее.
Интерспецифические ресурсы — взаимодополняемые, взаимоуникальные
ресурсы, максимальная ценность которых достигается
только в данной фирме и посредством нее. "Если фирма
распадается, то каждый из интерспецифических ресурсов не сможет
найти адекватной замены на рынке или в рамках другой организации.
Поэтому фирма выступает не просто как коалиция владельцев
ресурсов, связанных между собой сетью контрактов. Это объединение,
в основе которого лежит отношенческий (или имплицитный)
контракт по поводу интерспецифических ресурсов. Наличие таких
ресурсов дает синергетический эффект, превышающий простую
сумму вкладов каждого участника коалиции. Естественно, фирма
использует не только интерспецифические,'но и другие ресурсы:
специфические и общие. Таким образом, сердцевину фирмы составляет
долговременный отношенческий контракт, заключенный между
собственниками интерспецифических ресурсов. Наличие интерспецифических
и специфических ресурсов в фирме позволяет экономить
трансакционные издержки, а их владельцам — получать
экономическую прибыль (квазиренту).
Такая трактовка природы фирмы позволяет объяснить многообразие
форм современных фирм. Уникальность вступающих в коалицию
интерспецифических ресурсов и многообразие трансакци-
онных издержек объясняют специфику форм контрактов, лежащих
в основе разнообразных видов современных фирм. Многообразие
способов минимизации трансакционных издержек предопределяет,
по мнению сторонников неоинституционального подхода, многообразие
фирм.
186 Глава 6. Фирма как совершенный конкурент
Анализ экономических Рассмотрим основные современные под-
организаций: основные ходы к анализу экономических органи-
концепции заций1. Все существующие экономические
теории с известной долей условности
можно вслед за О. Уильямсоном разделить на две большие группы:
технологические и организационные. Первую составляют те, которые
подходят к фирме как к конкретизации теории производства и
рассматривают ее через призму производственных функций,
Х-эффективности и других производственных взаимосвязей. Вторая
группа теорий рассматривает фирму прежде всего как сеть
контрактов, как организацию, как институт (см. рис. 6—1).
Теория агентов Теория
Agency Theory трансакционяой
(J. Stiglitz) экономики
Transaction
Cost Theory
(О. Williamson)
Частная Предварительные
Реализованные
(ex post)
Теория
Общественного выбора
Public Choice Theory
(J. Buchanan, G. Tullok)
Общественная
Теория
Прав собственности
Property Rights
Theory
(R. Coase, R. Posner)
Институциональная среда
("правила игры")
Неоклассическая Прочие
Теория теории
Неконтрактная
(технологическая),
парадигма
(ex ante) \ -/
Соглашения
, (организации)
Контрактная
(институциональная)
парадигма
(J. Commons)
Рис. 6—1. Основные подходы к анализу экономических организаций
("дерево институционализма")
Институциональная парадигма может быть, в свою очередь,
разбита на два основных течения. Первое анализирует организации
"извне" через институциональную среду, т. е. исследует социальные,
юридические и политические "правила игры", без которых
невозможно понять особенности функционирования и развития экономических
организаций, их роль в производстве, распределении,
обмене и потреблении товаров и услуг. В рамках этого направления
теория прав собственности изучает институциональную среду деятельности
экономических организаций в частном секторе экономики,
а теория общественного выбора — институциональную среду
деятельности индивидов и организации в общественном секторе
(такой подход, естественно, является упрощением, концентрирующим
внимание на главном направлении исследований указанных
теорий).
' Подробнее см.' Williamson О Е Comorarison of Alternative Approaches to Economic
Organization / / Journal of Institutional and Theoretical Economics Vol. 146, 1990, № 1.
6.2. Основные формы деловых предприятий 187
Второе направление институционализма исследует организации
прежде всего "изнутри", т. е. через систему соглашений, контрактов.
Теория агентов (принципала-агента) концентрирует свое
внимание на предварительных предпосылках (побудительных мотивах)
контрактов (ex ante), а теория трансакционной экономики —
на уже реализованных соглашениях (ex post), выражающихся в
различных управленческих структурах.
Не следует, однако, абсолютизировать предложенную Оливером
Уильямсоном схему. Различия между теориями действительно
имеют место, однако все они (теории трансакционной экономики,
агентов, прав собственности, общественного выбора) с разных сторон
анализируют предпосылки становления, развития и упадка
экономических организаций на базе контрактной парадигмы. Так
что есть предпосылки для становления уже в недалеком будущем
комплексной институциональной науки об организациях.
6.2. Основные формы деловых предприятий
Основными формами деловых предприятий являются частнопредпринимательские
фирмы и корпорации, регулируемые и государственные
фирмы, потребительские кооперативы и неприбыльные
организации, партнерства и самоуправляющиеся фирмы. Наиболее
распространенными из них являются частнопредпринимательские
фирмы, партнерства и корпорации
Если мы сравним эти формы друг с другом, то окажется, что
на частнопредпринимательские фирмы приходится свыше 70% общего
числа фирм, но только 6—7% совокупного выпуска частных
фирм США, на партнерства — 10% общего числа и 4—5% выпуска,
на корпорации — соответственно 18—20% и 88—90% (см. рис. 6—2).
Количество Общий выпуск
Рис. 6—2Формы деловых предприятий США (80-е гг., в %)
188 Глава 6. Фирма как совершенный конкурент
Подобный парадокс легко объясним, если мы подробнее познакомимся
с достоинствами и недостатками каждого из указанных
типов деловых предприятий.