Методические указания к теме.
В контрольной работе необходимо:
·раскрыть основные права человека и принципы социальной политики;
·какие из них рассматриваются как декларация целей, а какие имеют обязательную силу;
·учитывает ли Хартия национальные условия;
·какова система контроля за осуществлением правовых обязательств, содержащихся в хартии;
·какова роль МОТ в реализации Хартии;
·есть ли какие ограничения по Хартии.
Тест с пояснением,
1.Когда «социальное государство» возведено многими государствами в конституционный принцип как особый тип государства?
а) В конце ХIХ в.
б).После Первой мировой войны
в) После Второй мировой войны
2 .В конституции какого государства провозглашено, что во всех сферах жизни государство должно прилагать усилия для подъема и дальнейшего развития общественного благосостояния, социального обеспечения, а также народного здоровья (ст.25)?
а) ФРГ
б) Франции
в) России
г) Японии
3.В конституции какого государства провозглашается, что оно является социальным государством, которое обеспечивает свободное развитие человека и при этом устанавливает гарантии социальной защиты «ущемление гражданских свобод и действия, ухудшающие положение людей, не только аморальны, еще и незаконны»?
а) Швеции
б) Норвегии
в) России
4.Является ли базовым признаком государства как политического института монополия на взимание налогов и сборов со всего населения?
а) да
б) нет
5.Возможно ли социальное государство без гражданского общества?
а) да
б) нет
Какие естественные права человека были названы в Декларации прав человека и гражданина
(1789г.)?
а)свобода;
б)собственность;
в)безопасность;
г)сопротивление угнетению;
д)право наций на самоопределение.
7.В Декларации прав и свобод человека и гражданина (Франция, 1789 г.) декларировался принцип презумпции невиновности. Он подразумевал:
а)любое лицо невиновно, пока не установлено обратное;
б)нет преступления и наказания без указания на то в законе.
8.Является ли Россия социальным государством в полной мере?
а) да
б) нет.
9.Какие основания ограничения прав человека и гражданина определены ст. 29 Всеобщей декларации прав человека (1948 а.)?
а)«При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким
правам и ограничениям, которые установлены законом исключительно с целью обеспечения
должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе»;
б)«Права человека ограничены Федеральным законом и в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства»
10. Какие права человека входят в первое поколение прав?
а)личные гражданские и политические права;
б)коллективные права («права солидарности»).
в) социально-экономические права.
Вариант 3
1.Теоретическое задание: Становление социального государства в России. (10-15стр)
Методические рекомендации к теме.
В контрольной работе необходимо:
·раскрыть, в каких условиях создавалась концепция «социального государства» в современной России, при этом охарактеризовать историческое значение социальной политики в СССР;
·проанализировать Конституцию РФ (1993 г.) в области определения «социального государства», его сущности, целей, задач, принципов;
·объяснить противоречие между определением государства, данным в Конституции РФ, и реальной практикой;
·дать оценку современного уровня развития российской экономики с позиций еѐ соответствия требованиям социального рыночного хозяйства;
·оценить эффективность социальной политики российского государства (на примере реализации приоритетных национальных проектов).
Тест с пояснением
1.Является ли признаком «социального» развитие принципа справедливого распределения материальных и духовных благ общества?
а) да
б) нет
2.Был ли СССР «социальным государством»?
а) да
б) нет
3.На каком главном принципе основывалась модель социального государства скандинавских стран?
а) на идеологии и политике демократического социализма или социал-демократии
б) на либеральной идеологии
4.Какой из двух названных путей (моделей) выбрала современная Россия?
а)либеральную (монетаристскую)
б) социально ориентированное государство
5.Какой из двух сегментов социальной политики преобладает в современной России?
а) социальная благотворительность
б) совокупность действий, направленных н
а обеспечение нормальных условий существования и развития общества
6.Какое из названных положений характеризует различия прав первого и второго поколений:
а)права первого поколения обязывают государство воздерживаться от вмешательства в сферу личной жизни;
б)для реализации прав второго поколения государство должно вести организационную и хозяйственную деятельность.
в) права первого поколения абсолютны. а второго -выборочны.
7.Определите личные права и свободы человека:
а)право на жизнь;
б)право на свободу и личную неприкосновенность;
в)неприкосновенность частной жизни;
г)свобода передвижения и выбора места жительства;
д)свобода совести;
е)право участвовать в управлении делами государства.
8.Определите политические права и свободы:
а)право избирать и быть избранным;
б)право на равный доступ к публичным функциям и должностям;
в)право на участие в отправлении правосудия;
г)право на собрания, митинги, демонстрации;
д)право петиций;
е)право на труд.
9.Какие права можно отнести к социально-экономическим?
а)право на труд;
б)право на социальное обеспечение;
в)право на образование.
г) право участвовать в управлении государством.
10. Когда началась интернационализация прав человека?
а) в начале XXв.;
б)после Первой мировой войны;
Вариант 4
1.Теоретическое задание: Социальное рыночное хозяйство как ресурсная база социального государства. (10-15стр)