Методические указания к изучению дисциплины
Прежде чем начать изучение дисциплины, необходимо ознакомиться с Приложением 1 «Содержание дисциплины», а также со списком рекомендуемой литературы, приведенном в разделе 6. При изучении дисциплины и выполнение контрольной работы студент должен использовать учебную и специальную литературу, периодическую печать (газеты, журналы по экономике и менеджменту), а также собственный практический опыт. При выполнении контрольной работы нельзя ориентироваться только на рекомендуемую литературу, так как за время, прошедшее со времени издания методических указаний, могли выйти новые учебники, учебные пособия, статьи, специальные работы по стратегическому менеджменту, которые могут оказаться полезными при изучении курса и выполнении контрольной работы.
Использование только учебной литературы для выполнения задания является недостаточным для получения зачета по контрольной работе, а в ряде случаев и невозможно из-за отсутствия в учебниках соответствующего материала.
Методические указания к выполнению
Контрольной работы.
Цель контрольной работы – закрепление знаний и получение практических навыков в области обоснования и выбора стратегий организации.
Контрольная работа состоит из трех заданий, соответствующих основным разделам дисциплины «Стратегически менеджмент». Первое задание включает два теоретических вопроса по различным темам, взятым из программы дисциплины. Второе задание - исследовательское и связано с проведением укрупненного стратегического анализа конкретной организации. Третье задание – решение задачи формирования продуктовой стратегии организации с использованием модели портфельного анализа.
Контрольная работа выполняется по вариантам. Студент выбирает свой вариант в зависимости от двух последних цифр номера его студенческого билета (табл. 1).
Таблица 1
Номер варианта | Последние цифры студенческого билета | ||||||
- | |||||||
- | |||||||
- | - | - |
Следует помнить, что выполнение контрольной работы предполагает не только реферативное изложение теоретического материала, но и пояснение рассматриваемых теоретических положений
примерами из деятельности предприятия, на котором работает студент, или из материалов, опубликованных в печати.
Контрольные задания.
Контрольное задание №1
Вопросы контрольного задания составлены в соответствии с содержанием тем рабочей программы дисциплины.
Контрольное задание № 1 предполагает развернутые ответы на два теоретических вопроса.
Вариант 0.
1. Сущность стратегического менеджмента. Значение и роль стратегического менеджмента в системе управления организацией.
2. Диверсификация. Виды и характеристика. Стратегии диверсификации.
Вариант 1.
1. Основные категории стратегического менеджмента.
2. Стратегии роста и их разновидности.
Вариант 2.
1. Диагностика внешней среды организации.
2. Реализация стратегий. Основные стадии выполнения стратегий. Стратегические изменения и их виды.
Вариант 3.
1. Модель формирования стратегии организации и механизм принятия стратегических решений.
2. Общие (базисные, эталонные) стратегические альтернативы развития бизнеса и их характеристика.
Вариант 4.
1. Миссия организации. Понятие и основные компоненты. Значение миссии для организации.
2. Продуктово-рыночные (портфельные) стратегии организации.
Вариант 5.
1. Внутренняя среда организации как потенциал в конкурентной борьбе. Анализ факторов внутренней среды организации.
2. Анализ отрасли и конкуренции в ней. Семь элементов отраслевого анализа.
Вариант 6.
1. Анализ конкуренции. Модель пяти сил конкуренции М. Портера.
2. Матрица Mc Kincey.
Вариант 7.
1. Матрица Бостонской консультационной группы (БКГ). "Кривая опыта" и концепция "жизненного цикла", лежащие в основе матрицы БКГ.
2. Цели организации, их виды и характеристика. Ключевые области определения стратегических целей по П. Друкеру. Требования, предъявляемые к стратегическим целям организации.
Вариант 8.
1. Сущность и содержание SWOT-анализа среды организации.
2. Классификация стратегий организации. Корпоративные, деловые, функциональные стратегии, их особенности.
Вариант 9.
1. Иерархия целей организации (метод декомпозиции). Правила построения "дерева целей".
2. Конкурентные преимущества и базовые стратегии (по Портеру).
Вариант 10.
1. Анализ диверсифицированной компании (портфельный анализ).
2. Стратегический контроль.
Вариант 11.
1. Выбор стратегии, исходя из позиции, занимаемой организацией на рынке.
2. Ситуационный анализ, его содержание.
Вариант 12.
1. Оценка рыночной позиции конкурентов. Построение карты стратегических групп.
2. Виды функциональных стратегий.
Вариант 13.
1. Стратегия лидерства в издержках. Условия реализации и риски. Преимущество относительно пяти сил конкуренции.
2. Модель "Продукт-рынок" (матрица И. Ансоффа).
Вариант 14.
1. Стратегический ценовой анализ (анализ ценовой цепочки).
2. Выбор стратегии, исходя из степени зрелости отрасли.
Контрольное задание №2
Задание охватывает следующие темы рабочей программы дисциплины: «Стратегическое целеполагание» (тема 5), «Диагностика и анализ внешней среды организации» (тема 6), «Диагностика и анализ внутренней среды организации» (тема 7) [6.1: 2, 3, 4,5; 6.2: 3, 7, 14].
Данное контрольное задание является исследовательским и предполагает проведение некоторых этапов стратегического анализа, который предшествует обычно формированию стратегии организации.
Формулировка задания единая для всех студентов, без вариантов. Так как каждый студент будет проводить анализ конкретной организации, а каждая из них уникальна, то содержание задания будет различно.
В качестве организации для исследования может быть выбрана:
- организация, в которой студент работает;
- организация, с деятельностью которой он хорошо знаком;
- организация, информацию, о деятельности которой можно взять из газет или журналов.
Стратегический анализ должен включать следующие этапы (разделы):
1. Общая характеристика организации.
Необходимо привести данные об особенностях деятельности организации, характеристику рынка, конкуренции и т.п. Желательно использовать цифровые данные, диаграммы, таблицы.
2. Миссия организации.
Миссия в обобщенном виде отражает главное предназначение организации; ее место и роль в отрасли и на рынке; принципиальное отличие от других; культуру и имидж; философию бизнеса (базовые взгляды, ценности, предпочтения); совокупность важнейших задач, выгод для клиента; социальную ответственность перед обществом и своими работниками; основные области деятельности и виды выпускаемой продукции; используемые технологии; концепцию управления. Неотъемлемым элементом миссии является лозунг.
3. Анализ макросреды организации.
Для изучения влияния макросреды организации можно использовать PEST- анализ (Political, Economical, Socio-cultural, Thechnological), который даёт возможность идентифицировать основные политические, экономические, социально-культурные и технологические силы, влияющие на деятельность компании. Необходимо дать количественную оценку внешних возможностей и опасностей для организации, используя экспертный метод оценок и составляя профиль внешней среды организации. Важность факторов для организации оценивается в баллах: от 0 (нейтральные) до 5 (очень важные). Воздействие факторов оценивается по шкале: +50 (сильное положительное воздействие, сильная возможность), 0 (отсутствие воздействия, нейтральность), -50 (сильное отрицательное воздействие, сильная опасность). Форма оценки, приведена в таблице 2.
Таблица 2.