Различие трактовок сущности и источников

Проблема прибыли является одной из сложных и спорных в экономической теории. Дискутируются вопросы и об источниках прибыли, и об ее роли в эко­номике.

Разные школы на эти вопросы отвечают по-разному.

Меркантилистысчитали, что прибыль создается в обращении, ее источни­ком выступает внешняя торговля.

А. Смит и Д. Рикардооценивали прибыль как вычет из продукта труда рабочего.

К. Марксрассматривал прибыль как вторичную, производную и трансформированную форму прибавочной стоимости, порожденной только наем­ным трудом.

Определение этой категории современными западными экономистамипредставляет собой компромиссное соединение различных вариантов, в которых утверждается, что прибыль это:

ü доход от всех факторов производства, т. е. рента, процент и заработная плата;

ü вознаграждение за предпринимательскую деятельность и введение технических усовершенствований;

ü плата за риск и неопределенность.

Современные представления о прибыли формируются в русле трех основных направлений:

ü кейнсианскому;

ü институционально-социологическому;

ü неоклассическому.

Кейнсианцыисследуют совокупную прибыльна уровне макроэкономикикак часть национального дохода.

В институционально-социологических теориях прибыль изучается с позицийсоциальных, внешнеэкономических факторов: забота о благе всех членом общества и т.п.

В неоклассических теориях,наиболее полных, исследование прибыли ве­дется на уровне отдельной фирмы, действующей в условиях совершенной и несовершенной конкуренции и выдвигающей в качестве основной цели максимизации прибыли.

Фирма подсчитывает валовой, средний и предельный доходы.

Валовой доходравен выручке от реализации всей продукции.

Средний доход рассчитывается на единицу проданной продукции.

Предельный доход есть приращение валового дохода от продажи дополнительной единицы продукции.

С количественной точки зрения прибыль рассматривается как разница между валовыми доходами от продажи товаров и издержками производства.

По тому, чтовключается в состав издержек, экономисты различают бухгалтерскую и экономическую прибыль.

Бухгалтерская прибыль– это разница между валовыми доходами и внешними издержками, т. е. платой за ресурсы поставщиков.

Экономическая прибыль– это разница между валовыми доходами и эко­номическими издержками, которые включают в себя внешние, внутренние издержки и нормальную прибыль предпринимателя. Бухгалтерская прибыль от экономической прибыли отличается величиной внутренних издержек.

Если валовые доходы фирмы равны ее издержкам, то экономическая прибыль оказывается «нулевой», или «нормальной». Напомним, что в экономические издержки неоклассики включают прибыль предпринимателя как пла­ту за его риск.

«Нормальная» прибыль – это основное понятие прибыли в неоклассической модели – «совершенной конкуренции».

Норма прибыли – это отношение прибыли к издержкам производства, выраженное в процентах.

Рентабельность – это отношение прибыли к затратам производства, благодаря которым, получена эта прибыль. Различают «рентабельность производства» и «рентабельность продукции» .

Рентабельность производства показывает, на сколько результативно используется имущество предприятия; она определяется как процентное отношение годовой прибыли (балансовой) к сумме среднегодовой стоимости основных фондов и оборотных средств.

Различие трактовок сущности и источников - student2.ru

где, Пбаланс – балансовая прибыль, тыс. грн.;

Qoсн. ф. – среднегодовая стоимость основных фондов;

Qоб. ф. – величина оборотных средств.

Рентабельность продукции – показывает результативность текущих затрат; она определяет отношение прибыли от реализации товарной продукции к себестоимости продукции:

Различие трактовок сущности и источников - student2.ru

где, Rпрод. – рентабельность реализации продукции, %;

Преал. – прибыль от реализации продукции;

Спрод. – себестоимость реализованной продукции.

Цена и ценообразование

Одним из ключевых элементов рыночной экономики являются цены, ценообразование, ценовая политика.

Цена представляет собой экономическую категорию, означающую сумму денег, за которую продавец хочет продать, а покупатель готов купить товар.

Цена – это денежное выражение стоимости товаров и услуг.

Ценообразование – процесс формирования цен на товары и услуги. Процесс ценообразования чаще всего от нас скрыт, а цены мы видим наяву. Цены и ценообразование в своем единстве составляют ценовой механизм.

Выделяют три основные цели ценообразования:

ü рост реализации и максимизации доли на рынке;

ü максимизация прибыли;

ü обеспечение безубыточного существования.

Прежде чем разработать стратегию формирования цены, фирма должна проанализировать все внешние и внутренние факторы, влияющие на решение по цене.

Дж. Б. Эванс, В. Берманвыделили пять основных факторов, оказывающих наибольшее влияние на установление цены:

ü потребители;

ü правительство;

ü участники каналов сбыта;

ü конкуренты;

ü издержки производства.

Выделяют два подхода при формировании цен:

1)рыночный;

2)затратный.

В рамках рыночного подхода приемлемо следующее определение цены– это форма выражения ценности благ, проявляющаяся в процессе их обмена (то есть подчеркивается связь цены товара с ценностью (полезностью), которой он обладает как объект потребления).

При затратном подходе – это форма связи с ФП в целом и с главным ФП – трудом. Тогда типична следующая формулировка: цена – денежное выражение стоимости товара, то есть центр тяжести переносится на понятие стоимость.

Этот стоимостной подход к цене имеет ограниченность, вследствие применимости только к продуктам труда, то есть трудно установить цену на предметы, вещи не являющиеся результатами человеческого труда.

Например: земля, природные богатства…

В этом отношении рыночный подход более универсален, то есть цена может определяться в результате торга и договора купли-продажи. Поэтому цена выступает как главная и универсальная форма связи производителя товара и рынка.

То есть цена как экономическая категория – экономико-производственное отношение, которое складывается в обществе между людьми по поводу выражения ценности товара в денежной форме.

Функции цены и ее структура

Сущность цен проявляется в их функциях.

В экономической литературе существуют различные точки зрения относительно содержания функции цены и их количества. Но к числу основных можно отнести три:

1)учетная;

2)стимулирующая;

3)перераспределительная.

Учетная – выступает, как средство учета и измерения затрат общественного труда на производство товаров.

Стимулирующая – заставляет товаропроизводителей повышать или понижать объемы производства тех или иных товаров в соответствии с движением платежеспособности спроса населения.

Перераспределительная – используя регулируемые цены государство осуществляет политику НД в определенных экономических, социальных и политических целях, то есть в результате цены одних товаров формируются ниже стоимости, а цены других – выше стоимости.

Структура цены

Себестоимость + прибыль + НДС + Затраты товарных бирж или Различие трактовок сущности и источников - student2.ru Различие трактовок сущности и источников - student2.ru Различие трактовок сущности и источников - student2.ru оптово-сбытовые цены организаций
       
 
Издержки
 
Прибыль
 


+ Затраты предприятия

розничной торговли

Прибыль
Издержки
Различие трактовок сущности и источников - student2.ru Различие трактовок сущности и источников - student2.ru Различие трактовок сущности и источников - student2.ru торговые наценки

Оптовая цена предприятия
Оптовая цена
Розничная цена

Состав цены

Сб + П + АС + НДС + НС + НТ
Отпускная цена предприятия    
Свободная цена реализации
Розничная цена

Базой цены является себестоимость.

Себестоимость – все затраты по производству и реализации продукции. По времени составления различают:

ü плановую себестоимость;

ü фактическая себестоимость.

По составу включенных затрат:

ü цеховую себестоимость (материалы и труд определенного цеха на изготовление продукции);

ü общезаводская себестоимость (к цеховым + общезаводские заводы);

ü полная себестоимость складывается из производственной себестоимости и непроизводственной себестоимости.

Себестоимость включает в себя затраты на энергию, топливо, акцизный сбор, на охрану окружающей среды, на воспроизводство трудовых ресурсов, нематериальных и др.

Прибыль – разница между совокупными доходами и совокупными издержками; сегодня этот показатель ограничен – 45% себестоимости.

В том случае если товар подлежит акцизу, в структуру добавляют сумму акциза.

Акцизный сбор – один из видов косвенных налогов – включают в цену определенных товаров и взимают с потребителей этих товаров при их продаже.

Акцизы – налоги на продажу товаров и услуг на внутреннем рынке.

Например: табачные изделия, спиртные напитки.

Акцизы могут быть двух видов:

1. Индивидуальные акцизы – это надбавки к цене на отдельные виды продукции. Их иногда называют фискальными монопольными налогами – поскольку производство облагаемых ими товаров часто являются монополией государства.

2. Универсальные акцизы – налоги на общую стоимость реализуемых товаров и услуг. Например: налог с продажи, налог на добавленную стоимость и др.

Налог на добавленную стоимость (НДС) – плательщиками являются субъекты предпринимательской деятельности, у которых есть определенный объем реализации продукции.

Сумма НДС (подлежащая уплате в бюджет) определяется как разница между суммой налога, полученной от покупателей за реализуемые товары и суммой налога, уплаченной или подлежащей уплате поставщиком за выполненные работы, услуги, приобретенные материалы, топливо, стоимость которых относятся на затраты производства, за приобретенные и введенные основные фонды.

ВИДЫ ЦЕН

Цены можно классифицировать по определенным основным группам.

1. С учетом способов регулирования:

а) свободные (рыночные) – складываются в условиях рынка под влиянием спроса и предложения, то есть формируются в зависимости от состояния рынка и устанавливаются без государственного вмешательства.

б) договорные(контрактные) – определяются соглашением между продавцом и покупателем. В контракте могут оговариваться не абсолютные величины цен, а лишь верхний и нижний уровень их изменения. Допускается пересмотр цен вследствие инфляции,и других оговоренных обстоятельств.

в) регулируемые – величина цен регулируется государственными органами ценообразования.

Для отдельных групп товаров государство устанавливает верхний предел, превышать который запрещено (стратегическое сырье, энергоносители, общественный транспорт, потребление продуктов первой необходимости).

г) государственные(твердые) – назначаются государственными органами. Уровень фиксируется в определенных документах, и субъект не имеет права изменить цену.

В зависимости от форм и сфер торговли подразделяются следующие виды цены:

а) оптовые – по которым товары реализуются в оптовой торговле, то есть по таким ценам реализуют продукцию посредники, предприниматели.

б) розничные – по которым в розничной торговле продукция продается потребителям.

в) закупочные – по которым государство закупает продукцию у организаций, у населения, у предприятии.

г) тарифы – цены (расценки) определяющие уровень оплаты коммунальных и бытовых услуг, за пользование телефонами, радио и др.

ТЕМА 9. РЫНОЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В АГРАРНОМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКЕ

ПЛАН

1.Особенности аграрного производства

2.Аграрные отношения. Земельные отношения

3.Рентные отношения. Виды ренты. Арендная плата. Цена земли

4.АПК и его структура

Наши рекомендации