Инфраструктура
Развитый цивилизованный рынок требует и развитой инфраструктуры. Впервые термин "инфраструктура" был использован в экономическом анализе для обозначения объектов и сооружений, обеспечивающих жизнеспособность вооруженных сил (начало XX века).
В сороковые годы на Западе под инфраструктурой стали понимать совокупность отраслей, обслуживающих нормальное функционирование материального производства.
Инфраструктура (от лат. infra – ниже, под и structura–строение, расположение)- это обязательный компонент любой целостной экономической системы и подсистемы.
Инфраструктура - это основание, фундамент, внутреннее строение экономической системы.
Инфраструктура - в теории рынка: комплекс рыночных институтов, обеспечивающих взаимосвязь основных макроэкономических потоков. Различают «широкую» и «узкую» инфраструктуру. В широком смысле к рыночной инфраструктуре относят всю систему институтов всех локальных рынков. В более узком смысле имеют в виду материальные объекты инфраструктуры – «товары общественного потребления», производство и использование которых обеспечивается обычно государством (городские транспортные системы, муниципальные системы водоснабжения и т. д.).
Или же говоря иначе, инфраструктура – это комплекс отраслей хозяйства, обслуживающих производство. Включает, например, строительство дорог, каналов, портов, мостов, аэродромов, складов, энергетическое хозяйство, транспорт, связь, образование, информационное обеспечение, науку, здравоохранение.
Применительно к рынку как самостоятельной подсистеме инфраструктура - это совокупность организационно-правовых форм, о последующем движение товаров и услуг, акты купли-продажи, или совокупность институтов, систем, служб, предприятий, обслуживающих рынок и выполняющих определенные функции по обеспечению нормального режима его функционирования.
Основными элементами инфраструктуры современного рынка являются:
1. финансовые организации:
o биржи;
o банки;
o банковская система;
2. торговые предприятия и организации: См. Главу5. Рынок товаров и услуг
o предприятия оптовой торговли;
o товарные биржи;
o предприятия розничной торговли;
o торговые дома;
o комиссионная и консигнационная торговля;
o ярмарки и аукционы;
3. коммерческо-посреднические организации: См. Главу5. Рынок товаров и услуг
o агентские фирмы;
o дилерские фирмы;
o дистрибьюторские фирмы;
o торгово-промышленные палаты;
o бартерные конторы;
o брокерские организации;
4. организации по оказанию услуг: См. Главу5. Рынок товаров и услуг
o прокатные организации;
o лизинговые организации;
o инжиниринговые фирмы;
o консультационные фирмы;
5. информационные организации: См. Главу5. Рынок товаров и услуг
o маркетинговые и информационные центры;
o выставки;
o рекламные организации;
6. система страхования;
7. контролирующие организации:
o счётная палата;
o органы инспекции налоговой системы;
o органы инспекции торговли;
o таможенные службы;
o аудиторские организации;
8. юридические организации:
o юридические компании;
o нотариальные конторы;
o адвокатура;
o судебная система;
9. организации по трудовому обеспечению:
o биржа труда;
o профсоюзы, работающие по найму;
o система высшего и среднего экономического образования;
10. общественные и государственные фонды, предназначенные для стимулирования деловой активности;
11. специальные зоны свободного предпринимательства;
12. транспортная система;
13. система связи;
14. складское хозяйство;
15. топливно-энергетический комплекс.
Инфраструктура призвана обеспечить цивилизованный характер деятельности рыночных субъектов, ее элементы не навязаны субъектам извне, а рождены самими рыночными отношениями.
Функции инфраструктуры рынка следующие:
1. облегчение участникам рыночных отношений реализации их интересов;
2. повышение оперативности и эффективности работы рыночных субъектов на основе специализации отдельных субъектов экономики и видов деятельности;
3. организационное оформление рыночных отношений;
4. облегчение форм юридического и экономического контроля, государственного и общественного регулирования деловой практики;
5. изучение конъюнктуры рынка, товаров, конкурентов, посредников, потребителей;
6. торговая и другая коммерческо-хозяйственная деятельность;
7. посредничество в реализации товаров, налаживание коммерческо-хозяйственных связей, оказание услуг;
8. использование возможностей транспорта, средств связи, складского хозяйства, топливно-энергетического комплекса.