Гласность и информация в области защиты населении и территорий от чрезвычайных ситуаций
Информацию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций составляют сведения о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, их последствиях, а также сведения о радиационной, химической, медико-биологической, взрывной, пожарной и экологической безопасности на соответствующих территориях.
Информация в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также о деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в этой области является гласной и открытой,если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и администрация организаций обязаны оперативно и достоверно информировать население через средства массовой информации и по иным каналам о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения от них.
Сокрытие, несвоевременное представление либо представление должностными лицами заведомо ложной информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Порядок обеспечения населения, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций устанавливается законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В целях совершенствования мероприятий гражданской обороны по защите населения, проживающего в районах размещения потенциально опасных объектов, последствия аварий на которых могут выходить за пределы этих объектов и создавать угрозу жизни и здоровью людей, Совет Министров — Правительство Российской Федерации постановляет:
1.Органам исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга, министерствам, ведомствам и организациям Российской Федерации, в ведении которых находятся потенциально опасные объекты (ядерно, радиационно, химически опасные предприятия и гидросооружения), обеспечивать, начиная с 1993 года:
-включение в проекты на строительство потенциально опасных объектов разделов, предусматривающих создание локальных систем оповещения;
-проектирование и строительство локальных систем оповещения на действующих потенциально опасных объектах;
-создание объединенных локальных систем оповещения для групп потенциально опасных объектов, размещенных компактно в пределах крупных промышленных центров (зон), с централизованным управлением от местных штабов гражданской обороны, включив их проектирование и строительство я генеральные планы развития промышленных центров
2.Установить зоны действиялокальных систем оповещения:
-в районах размещения ядерно и радиационно, опасных объектов — в радиусе 5 км вокруг объектов (включая поселок объекта);
-в районах размещения химически опасных объектов — в радиусе до 2,5 км вокруг объектов;
-в районах размещения гидротехнических объектов (в нижнем бьефе, в зонах затопления) — на расстоянии до б км от объектов.
3.Финансирование работ по созданию локальных систем оповещения осуществлять:
а) при строительстве новых потенциально опасных объектов — за счет средств, выделяемых на строительство данных объектов; б) на действующих потенциально опасных объектах:
- осуществляющих, хозяйственную деятельность — за счет собственных средств этих объектов;
- находящихся на бюджетном финансировании — за счет средств соответствующих бюджетов;
в) при создании объединенных локальных систем оповещения — за счет долевого участия потенциально опасных объектов.
4. Возложить ответственностьза организацию оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов:
- на министерства, ведомства и организации, в ведении которых находятся потенциально опасные объекты,— рабочих и служащих этих объектов, рабочих и служащих других предприятий, учреждений и населения в пределах зон действия локальных систем оповещения, штабов гражданской обороны республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов, на территории которых действуют потенциально опасные объекты;
- на органы исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов, на территории которых действуют потенциально опасные объекты, — остального населения, проживающего в зонах возможного радиоактивного и химического заражения (загрязнения) и катастрофического затопления, в том числе в части дублирования оповещения указанного выше населения.
5.Органам исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга, министерствам, ведомствам и организациям Российской Федерации, в ведении которых находятся потенциально опасные объекты:
- в 6-месячный срок разработать и представить в Государственный комитет Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий мероприятия по созданию локальных систем оповещения на действующих потенциально опасных объектах;
- представлять ежегодно сведения о наличии и ходе строительства локальных систем оповещения в докладах о состоянии гражданской обороны в Государственный комитет Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
6. Органам исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга совместно с органами связи на местах провести анализ состояния сетей проводного вещания в районах размещения потенциально опасных объектов и принять в 1993 году необходимые меры по их развитию и поддержанию в готовности к использованию в чрезвычайных ситуациях.
7.Министерству Российской Федерации по атомной энергии, Государственному комитету Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерству экономики Российской Федерации рассмотреть вопрос о включении в состав государственного оборонного заказа на 1994 год производства электрических сирен, используемых в локальных и территориальных системах оповещения.
8.Возложить на Государственный комитет Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий контроль, за созданием и состоянием локальных систем оповещения.
9.Разрешить Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий при организации и проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ использовать в приоритетном порядке доя связи и передачи информации государственные системы и сети связи и передачи информации по согласованию с соответствующими федеральными органами исполнительной власти, предприятиями, учреждениями и организациями.
В Положении, о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) сказано, что одной из основных задач РСЧС является - сбор, обработка, обмен и выдача информации в области зашиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
К силам и средствам единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций относятся: сипи и средства наблюдения и контроля в составе:
-служб (учреждений) и организаций федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих наблюдение и контроль, за состоянием окружающей природной среды, за обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях и анализ воздействия вредных факторов на здоровье населения;
-формирований Государственного комитета санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации;
-ветеринарной службы Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации;
-служб (учреждений) наблюдения и лабораторного контроля за качеством пищевого сырья и продуктов питания Комитета Российской Федерации по торговле и Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации;
-геофизической службы Российской академии наук, оперативных групп постоянной готовности Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и подразделений Министерства Российской Федерации по атомной энергии;
-учреждений сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны;