Оценка концентрации фирм на рынке

Для предупреждения и пресечения монопольного поведе­ния фирм на рынке необходимо оценить концентрацию продав­цов. Существует много показателей концентрации, приведем лишь два из них.

Индекс концентрации CRm показыва­ет сумму рыночных долей т крупнейших продавцов, дейст­вующих на рынке товара:

Оценка концентрации фирм на рынке - student2.ru

где Si — рыночная доля i-го продавца (измеряется в долях и процентах); т — число крупнейших продавцов в выборке, при­чем т < n, где n — общее число продавцов товара на рынке. Для всех n продавцов CRm = 1 (или 100%).

Для определения индекса концентрации на рынке товара необходимо ранжировать всех продавцов по их рыночным до­лям в порядке убывания — от максимальной к минимальной. Индекс концентрации рассчитывается нарастающим итогом.

Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства РФ рекомендует использовать индекс концентрации для трех (CR3), четырех (CR4), шести (CR6), вось­ми (CR8), десяти (CR10), двадцати пяти (СR25) крупнейших про­давцов. Индекс концентрации не дает представления о фирмах, которые не попали в выборку. Он рассчитывается для отечест­венных продавцов.

Индекс Херфиндаля—ХиршманаHHI показывает сумму квадратов рыночных долей всех продавцов, действующих на рынке товара:

Оценка концентрации фирм на рынке - student2.ru .

Для чистой монополии HHI = 1 (или 10 000%). Если 100одинаковых фирм производят и продают товар, то HHI = Оценка концентрации фирм на рынке - student2.ru = 0,01 (или 100%).

Индекс Херфиндаля—Хиршмана используют для расчета индекса Лернера в отрасли, в которой n фирм конку­рируют по Курно:

Оценка концентрации фирм на рынке - student2.ru

Индекс Лернера для каждой фирмы отраслиопределяется по формуле

Оценка концентрации фирм на рынке - student2.ru

где Si — рыночная доля i-й фирмы, i = 1, ..., n.

В соответствии с различными значениями индексов кон­центрации и Херфиндаля—Хиршмана ФАС РФ выделяет три типа рынков.

I тип— высококонцентрированные рынки:

70% < CR3 < 100% ;

2000% < HHI < 10 000%.

Для высококонцентрированных рынков:

· разрабатываются отраслевые программы демонополизации иконтролируется их выполнение;

· контролируется поведение хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35%;

· предупреждается и пресекается монополистическая дея­тельность хозяйствующих субъектов, занимающих доминирую­щее положение на товарных рынках;

· снижаются барьеры входа на товарные рынки, оказывается содействие новым хозяйствующим субъектам, желающим всту­пить на них;

· проводится разделение хозяйствующих субъектов, прак­тикующих антиконкурентные действия на данном товарном рынке;

· вводятся запреты на слияние хозяйствующих субъектов и создание объединений юридических лиц;

· пресекается недобросовестная конкуренция.

II тип— умеренно концентрированные рынки:

45% < CR3 < 70%;

1000% < HHI < 2000%.

Для умеренно концентрированных рынков:

· проводятся наблюдения за динамикой показателей кон­центрации. При усилении процесса концентрации разрабатыва­ются меры по развитию конкуренции;

· контролируется деятельность хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35%, при необходимости осуществляются предупреждающие меры;

· ограничивается возможность хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, оказывать решающее влияние на обращение товаров и препят­ствовать доступу на рынки другим хозяйствующим субъектам;

· допускается при определенных условиях слияние хозяйст­вующих субъектов и создание объединений юридических лиц;

· пресекается недобросовестная конкуренция.

III тип — низкоконцентрированные рынки:

CR3 < 45%;

HHI < 1000%.

Для низкоконцентрированных рынков:

· проводятся наблюдения за динамикой показателей кон­центрации;

· пресекается недобросоветная конкуренция.

МОДУЛЬ 5

Наши рекомендации