Оценка концентрации фирм на рынке
Для предупреждения и пресечения монопольного поведения фирм на рынке необходимо оценить концентрацию продавцов. Существует много показателей концентрации, приведем лишь два из них.
Индекс концентрации CRm показывает сумму рыночных долей т крупнейших продавцов, действующих на рынке товара:
где Si — рыночная доля i-го продавца (измеряется в долях и процентах); т — число крупнейших продавцов в выборке, причем т < n, где n — общее число продавцов товара на рынке. Для всех n продавцов CRm = 1 (или 100%).
Для определения индекса концентрации на рынке товара необходимо ранжировать всех продавцов по их рыночным долям в порядке убывания — от максимальной к минимальной. Индекс концентрации рассчитывается нарастающим итогом.
Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства РФ рекомендует использовать индекс концентрации для трех (CR3), четырех (CR4), шести (CR6), восьми (CR8), десяти (CR10), двадцати пяти (СR25) крупнейших продавцов. Индекс концентрации не дает представления о фирмах, которые не попали в выборку. Он рассчитывается для отечественных продавцов.
Индекс Херфиндаля—ХиршманаHHI показывает сумму квадратов рыночных долей всех продавцов, действующих на рынке товара:
.
Для чистой монополии HHI = 1 (или 10 000%). Если 100одинаковых фирм производят и продают товар, то HHI = = 0,01 (или 100%).
Индекс Херфиндаля—Хиршмана используют для расчета индекса Лернера в отрасли, в которой n фирм конкурируют по Курно:
Индекс Лернера для каждой фирмы отраслиопределяется по формуле
где Si — рыночная доля i-й фирмы, i = 1, ..., n.
В соответствии с различными значениями индексов концентрации и Херфиндаля—Хиршмана ФАС РФ выделяет три типа рынков.
I тип— высококонцентрированные рынки:
70% < CR3 < 100% ;
2000% < HHI < 10 000%.
Для высококонцентрированных рынков:
· разрабатываются отраслевые программы демонополизации иконтролируется их выполнение;
· контролируется поведение хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35%;
· предупреждается и пресекается монополистическая деятельность хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках;
· снижаются барьеры входа на товарные рынки, оказывается содействие новым хозяйствующим субъектам, желающим вступить на них;
· проводится разделение хозяйствующих субъектов, практикующих антиконкурентные действия на данном товарном рынке;
· вводятся запреты на слияние хозяйствующих субъектов и создание объединений юридических лиц;
· пресекается недобросовестная конкуренция.
II тип— умеренно концентрированные рынки:
45% < CR3 < 70%;
1000% < HHI < 2000%.
Для умеренно концентрированных рынков:
· проводятся наблюдения за динамикой показателей концентрации. При усилении процесса концентрации разрабатываются меры по развитию конкуренции;
· контролируется деятельность хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35%, при необходимости осуществляются предупреждающие меры;
· ограничивается возможность хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, оказывать решающее влияние на обращение товаров и препятствовать доступу на рынки другим хозяйствующим субъектам;
· допускается при определенных условиях слияние хозяйствующих субъектов и создание объединений юридических лиц;
· пресекается недобросовестная конкуренция.
III тип — низкоконцентрированные рынки:
CR3 < 45%;
HHI < 1000%.
Для низкоконцентрированных рынков:
· проводятся наблюдения за динамикой показателей концентрации;
· пресекается недобросоветная конкуренция.
МОДУЛЬ 5