Основные изменения в налоговой системе Украины в связи с принятием Налогового Кодекса Украины

Ни одна национальная экономика не может эффективно развиваться без четкой и прозрачной налоговой системы и взаимодействия налоговых отношений. Основными недостатками, свойственными налоговой системе Украины являются: большое налоговое бремя; налоговые льготы; сложность и непрозрачность налогового регулирования; высокие административные затраты при сборе налогов. Налоговый кодекс Украины вступил в действие с 1 января 2011 г. Совершенствование налоговой системы в соответствии с Концепцией реформирования налоговой системы Украины на период до 2015 года, одобренной Кабинетом Министров Украины, должно осуществляться исходя из стратегических целей нашего государства. Налоговый кодекс Украины регулирует отношения, возникающие в процессе установления, изменения и отмены налогов и сборов в Украине, определяет перечень налогов и сборов, взимаемых в Украине и порядок их администрирования, права и обязанности налогоплательщиков, компетенцию контролирующих органов, полномочия и обязанности их должностных лиц во время осуществления налогового контроля, а также ответственность за нарушение налогового законодательства. Налоговый кодекс предлагает ряд положительных изменений налоговой системы, одним из которых является сокращение количества налогов и сборов, снижения налогового давления на экономику. Так, Налоговый кодекс Украины способствует формированию целостной и понятной системы налогообложения. Существенно изменился состав местных налогов и сборов. Отменены коммунальный налог, налог c рекламы, рыночный сбор и сбор за выдачу разрешения на размещение объектов торговли. Однако, появился новый налог на недвижимое имущество, отличное от земельного участка. Особое внимание в Налоговом кодексе привлекает налогообложение прибыли, а именно: предусмотрено снижение налога на прибыль до 16% к 2014г., что должно стать стимулом для инвестиционной деятельности Украины. Ставка налога на прибыль будет снижаться: в 2012 году (с 01.01.2012 по 31.12.2012) – 21%; в 2013 году (с 01.01.2013 по 31.12.2012) – 19%; в 2014 году (с 01.01.2014) – 16%. Снижение НДС с 20% до 16% также можно отнести к положительным чертам Кодекса, но, по мнению ученых-экономистов, такой подход является вредным для экономики, так как это может привести к росту цен и безработице. По мнению украинского экономиста О. Молдована, данный раздел достаточно сбалансирован с точки зрения создания стимулов для повышения деловой активности субъектов хозяйствования, с одной стороны, и формирования условий для эффективного фискального контроля за использованием схем минимизации налогообложения. С другой стороны, основная задача, которая при этом должна быть решена государством, заключается в легализации получения прибыли крупными предприятиями. Поэтому эффективность от внедрения таких новаций будет выражаться в уменьшении объема теневой экономики, а значит, в усилении возможностей реализации государственных программ по развитию экономики Украины и решению социальных проблем.

Многие специалисты обращают внимание на перспективность определенных положений Налогового кодекса в части повышения эффективности фискальной функции налога на прибыль. К таким положениям относятся: снижение номинальной ставки налога на прибыль; сближение бухгалтерского и налогового учета; соответствие метода признания доходов и расходов факту получения определенного права собственности; расширение базы налогообложения за счет запрета отнесения отдельных расходов к таким, которые учитываются при обложении налога на прибыль; изменение правил определения амортизационных отчислений.

В Налоговом кодексе вместо понятия «скоррегированный валовый доход» вводится понятие «валовые расходы». База налогообложения определяется путем уменьшения суммы доходов отчетного периода на себестоимость реализованных товаров, выполненных работ, предоставленных услуг и сумму других расходов. При этом выделяются доходы от операционной деятельности и другие доходы. Соответственно этому определяются и расходы.

В результате исследования выявлены основные изменения в налогообложении и дана оценка возможного их влияния на предпринимательскую активность в связи со вступлением в действие Налогового кодекса Украины. Однако, открытыми остаются вопросы новаций в администрировании налогов и сборов, изменения прав и обязанностей как налогоплательщиков, так и органов государственной налоговой службы (в частности, изменения полномочий последних и оснований для проверок налогоплательщиков). Налоговый кодекс Украины содержит еще множество норм и положений, которые до конца не выяснены и не разъяснены.

Наличие Налогового кодекса, каким бы он не был, и те новации, которые он принес, дало возможность сформировать такую систему налогообложения, которая может стать отправной точкой для построения по-настоящему научно-обоснованной налоговой системы Украины. На основании вышесказанного можно утверждать, что многие положения Налогового кодекса Украины направлены на ускорение темпов роста украинской экономики. Вместе с тем, необходимы некоторые поправки в нормативно-законодательном обеспечении реализации налоговых отношений, что позволит сформировать более прозрачный и понятный порядок налогообложения. Кроме того, остается потребность в более глубоком анализе практики налогообложения, которая уже начинает накапливать определенный опыт работы в новом законодательном поле.

Наши рекомендации