Тема 4. Потребительское поведение и рыночный спрос

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

по курсу «Экономической теории» для студентов неэкономических специальностей дневной формы обучения

Часть 1.

Введение. Экономика рынка (Микроэкономика).

Брест 2002

УДК 331

Методические указания предназначены для студентов дневной формы обучения неэкономических специальностей Брестского государственного технического университета с целью оказания помощи в изучении курса «Экономической теории».

Составители: Григорчук И.С., доцент, к.э.н.

Караваева В.С., доцент, к.э.н.

Литвинова Н.В., ст. преподаватель

Коломийцева О.В., ассистент

Вакульская О.А., ассистент

Рецензент: Азаров В.С., доцент кафедры экономической теории БГУ, к.э.н.

Учреждение образования

«Брестский государственный технический университет» 2002

Предисловие

Методические указания предназначены для студентов неэкономических специальностей дневной формы обучения Брестского государственного технического университета.

Курс «Экономической теории» изучается в соответствии с учебными планами, типовой и рабочей программами, как одна из основных дисциплин в системе экономической подготовки студентов технического профиля.

Учебным планом предусмотрены такие виды учебной работы, как лекции, семинарские занятия, индивидуальные и текущие консультации, написание рефератов и их защиту. Методические указания помогут студентам лучше подготовиться к семинарским занятиям и усвоить изучаемые темы, включиться в процесс формирования экономического мышления. Разработаны вопросы к семинарским занятиям и практические задания, включающие тесты, задачи, упражнения. Кроме того, в методические указания внесены темы рефератов и вопросы к экзаменам.

Методические указания ориентируют студентов на глубокое изучение экономической теории, на выработку навыков самостоятельного анализа экономических процессов, происходящих в том числе и в РБ. Этому способствует и рекомендованная для изучения литература, включающая переводные издания, а также учебники и учебные пособия, монографии и статьи, написанные учеными Беларуси и России.

Методические указания состоят из трех частей. В первой части изложены «Введение» и «Экономика рынка (Микроэкономика)»; во второй – «Национальная экономика (Макроэкономика)»; в третьей – «Переходная экономика». В каждой части имеется рекомендованная для изучения литература. Темы рефератов и вопросы к экзаменам помещены в третьей части методических указаний.

Тематика семинарских занятий.

Часть I. ВВЕДЕНИЕ

Тема 1. История и предмет экономической теории

1. Этапы развития экономической теории.

2. Современная экономическая теория и ее структура.

3. Предмет и методы экономической теории.

4. Кривая производственных возможностей: редкость, альтернативные издержки, эффективность.

Литература: 1,2,3,4,5,9,10,11,33,48.

Часть II. ЭКОНОМИКА РЫНКА

(Микроэкономика)

Тема 2. Спрос, предложение и рынок

1. Сущность рынка, условия его возникновения и развития. Частная собственность как условие рыночного обмена.

2. Формы собственности в экономических системах.

3. Спрос. Закон спроса. Кривая спроса. Изменение спроса и величины спроса.

4. Предложение. Закон предложения. Кривая предложения. Изменения предложения и величины предложения.

5.Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие.

Литература: 1,2,3,4,5,7,29,49.

Тема 3. Эластичность спроса и предложения

1. Эластичность спроса по цене. Эластичность спроса и доходы продавцов. Перекрестная эластичность спроса по цене.

2. Эластичность предложения.

3.Сдвиги кривых спроса и предложения.

Литература: 1,2,3,4,5,6,7,9,29.

Тема 4. Потребительское поведение и рыночный спрос

1. Потребности и спрос. Эффекты дохода и замещения. Товар Гиффена. Понятие рационального потребления: Цели и ограничения.

2. Доходы потребителя и структура их использования. Законы Энгеля. Эластичность потребительского спроса по доходу и качеству.

3. Потребность и полезность. Закон убывающей предельной полезности. Правило максимизации полезности.

4. Предпочтения потребителя. Кривые безразличия и их свойства. Взаимозаменяемость экономических благ. Предельная норма замещения.

5. Бюджетные ограничения потребителей. Влияние дохода и цен. Понятие равновесия потребителя. Потребительская рента.

Литература: 1,2,3,4,5,6,7,9,29,41.

Наши рекомендации