Греция. Начиная с Фалеса и др философов Милецкой школы в Греции появляется целый ряд великих мыслителей. Рождается философия (Пифагор, Анаксагор, Сократ, Платон, Аристотель)
Др Индия. Филосоская мысль начинается с т называемых упанишад-древнейшие философские сборники. Затем появились 6 учителей, который заложили основы индуизма. Также Шакья-Муни, который заложил буддзм
Др Китай. Конфуций, Лао-Цзи, Мо-Цзи, Чжуан-Цзи
Др Персия. Заратуштра и Зороастризм
Революция-научная революция, которая прошла 3 стадии.
Собственно науч революция-16-17вв. Привела к созданию науки современного типа. Она опиралась на труды и открытия Коперника, Бэкона, Галилея, Декарта, Ньютона.
Отличие научной рев от более ранних рев состоит в том, что е рев одновременно происх в неск-х регионах. Данная рев имела место только в Зап Европе. Значение этой рев было всемирной. Результаты этой рев были перенесены в др регионы и оказали воздействие на развитие регионов. Эта рев разрушила прежнюю аристотелевскую геоцентрич сист мира. Она была заменена декартовской механисич картиной мира, которая была тесно связана с практикой. Лозунгом этой революции были слова "Знания-сила". Эти слова во 2 половине 18 в позволили произвести пром революцию. Промышл рев привела к становлению современного индустриалного мира. ПРомышл рев происходила в Зап Евро и Сев Америке.
Стадия научной рев начинается во 2 пол 19в. Инициаторами ее выступили США и Япония.
Т.О, основные цивилизации возникают после город рев. Для цивилизаций характерна неповторимость. Однако цивилизации развиваются не в вакууме, в историч контексте. Они плотно взаимодействуют с др цивилизациями, поддвергаются трансформации. ПРи этом они могут сохранять свою непвторимость.
Современные проблемы цивилизац анализа
1 проблема-механизмы историч динамики цивилизации. Необходимо найти некий универсальный механизм, описывающий жизнь современных цивилизации. Все попытки пока были неудачными. Большинство современных исследователей не одобряют те подходы, которые были предложены на руб 19-20вв. Бродель "Грамматика цивилизаций": цивилизации как крупные исторические длительности могут то укрепляться, то расслабляться, иногда стагнировать, погружаться в сон. Какие-то их отд элементы сохраняются, глубокие корни цивилизации.
Проблема просранственной структуры цивилизации. Попыти установления четких границ существующих ныне цивилизаций наталкиваются на известную трудность. Ядро остается неизменным. Периферийные уастки цивилизации отличаются нарастанием чуждой данной цивилизации признаков. Полезной оказывается выделение ядер центров и периферийных зон.
17/12
Проблема выделения пограничных цивилизаций (Шемякин Я.Г "Европа и Латинская Америка. Взаимодействие цивилизаций в контексте всемирной истории, М, 2001).
Цивилизации различаются своим возрастом, а также мерой своей цельности и зрелости. Есть цивилизации древние, которые фрмировались в течение многих веков, даже тыс-кит, инд, зап, ислам. Есть и др цивилиз образования. Они более молодые-это пограничные цивилизации. Для тих цив-й, по мнению Шемякина, характерин социо-культ симбиоз, т е такой тип единства, в рамках которого сохраняются составляющие компоненты этой цивилизации, а нового качества не возникает. Пограничные цивилизации: такие цив-и содержат социокультурные компоненты разных цивилизационных типов. Обычно подразумевается сочетание, сосуществвание эл-в зап и вост цивилиз типов. К таким цив относят совр Латиноамериканскую цив, Российскую цив, некоторые регионы: Балканы, Испания, Португалия эпохи Средневековья. Латиноамериканская цив: европейское начало (исп+португ), в роли восточной компоненты выступают автохтонные, доколумбовы культуры Америки, которые в общем имеют параметры, схожие с параметрами восточных цив. Эти параметры: подчинение человека прир ритмам, подчинение индивида социуму, ориентация на сохранение традиции, структурооразующая роль общинных архетипов. Для пограничных ци хврвктерны разнонаправленные тенденции.
Латиноам цив:
-характерна мощная тягя к христианской религии (страны Лат Ам очень католичны) и в то же время-сохранение пластов мифологического сознания и мифологического отношения к миру.
-характерна тенденция подчинения прир ритмам, особенно для индейских общин, для метисов. С др стороны, характерно стремление приспособить природу к потребностям человека, вплоть до идеи тотальной переделки природного окружения.
-с одной стороны, тенд подчинения личности общности, с другой-крайний индивидуализм. Тяга к свободе без границ, к полному своеволию.
-с одной стороны, традиция, с другой-тотльное отрицание прошлого, катастрофич срасывание опыта прошлого.
Российская цив
Концепция раскола.
Двухядреность, раскол м вызываться разными причинами: как внутр спецификой, так и внешними вияниями.
Пограничность находит свое выражение в феномене раскола, но и в синтезе разных культурных начал. Если воспользоваться терминологией мексиканского историка и философа Л.Сеа, то можно сказать о тенденции "культурной метисации". Пограничные цив образуют особую зону цивилизац анализа.
След проблема-проблема выделения зон между цивилизациями-межцив поясов или цивилизационных междумерий. Эта проблема также поставлена в посл время российскими исследоватеоями (моск философ, филолог В.Л.Цымбурский; воронеж историк Хатунский). Они придумали термин лимитроф (лат-"пограничный с..."). Исторически лимитрофами в Др Риме называли пограничн области Рим имп, коотрые были обязаны содержать стоящие на своей территории рим легионы. Термин лимитрофные государства использовался в 20в для оозначения периферийных государств, которые возникали после распада Российской имп, после распада СССР в 1991г.
В концепуии Цымб и Хатунс лимимтрофами называются народы между цивилизациями (народы, которые проджвают в промежуточном пространстве между оразования имперского типа). Иногда говорят о народах на лимисе (лимис-граница в Рим империи). Цымб предложил концепцию "Великого лимитрофа". Это, по его мнению, межцивилиз пространство на периферии России. Это пространство включает на Западе Центр и Вост Европу с Прикарпатьем и Приднестровьем, далее Закавказье с Горным Кавказом, далее на Востоке Казахско-Среднеазиатские территории и еще восточнее, между Россией и Китаем-зону обитания алтайских и тюрко-монгольских народов-буддистов и мусульман. Частями этой зоны в Китае являются Синьцзян, независимая Монголская республика, Китайская внутренняя Монголия, ряд российских автономий-Тыва, Бурятия.
Далее, согласно конц Цым, следует разрыв великого лемитрофа в китаезированной Маньчжурии и продолжением этой зоны, по мнению Цымб, Является Корейский п-в с его обитателями-Алтайско-буддийским народом.
Проблема исчисления цив