Экономическая основа торговли
Роль международной торговли в системе международной экономики
Международная торговля - это важная и наиболее развитая сфера международных экономических отношений, отражающая состояние и перспективу движения различных товарных форм как между национальными экономиками, так и внутри- и между транснациональными корпорациями, рассматривающими мир как единое хозяйственное пространство.
Посредством международной торговли экономики различных стран связаны между собой как никогда ранее. Она является мощнейшим фактором развития экономик отдельных стран и международной экономики в целом. Масштабы международной торговли постоянно растут. Но в современных условиях эта тенденция к росту объемов международной торговли проявляется весьма рельефно. Отчетливую тенденцию к росту обнаруживает и торговля услугами, хотя последняя развивается относительно медленнее торговли товарами. Важно отметить, что рост объемов международной торговли заметно опережает рост объемов производства. Это происходит за счет углубления международного разделения труда, становления и развития мирохозяйственного разделения труда, которое лежит в основе международной экономической интеграции.
Все страны гак или иначе зависят от международной торговли. Но мера зависимости различна. Она определяется как отношение стоимости международной торговли (экспорт + импорт) к внутреннему национальному продукту. Для малых развитых стран (Бельгия, Нидерланды, Швейцария, Дания, Швеция и др.) этот процент варьируется от 45-90%. Для больших развитых стран (Германия, Япония, Англия, Франция и др.) - от 25-35%. Для США этот процент составляет - 9%; США - страна континентального размера, с огромными человеческими и природными ресурсами. Она может производить большинство товаров, в которых нуждается. Но эти товары могут производиться в США с относительно большими затратами, чем импортные товары. Такая ориентация могла бы понизить высокий жизненный стандарт Америки. Для развивающихся стран зависимость от международной торговли велика. Включение этих стран в международное и мирохозяйственное разделение труда должно ориентироваться на взаимозависимость в международной торговле.
Экономическая основа торговли.
В основе международной торговли лежат две компоненты: 1. Различия в распределении экономических ресурсов между странами. В данном случае, речь идет не только о человеческих и природных ресурсах, но также и об инвестиционных товарах;
2. Различия в технологиях или комбинациях ресурсов, способных обеспечить эффективное производство каких-либо товаров. Взаимодействие этих 2-х компонент можно проиллюстрировать множеством примеров. Так, промышленно развитые страны обладают очевидны: преимуществом в производстве капиталоемких товаров (машин, оборудования и т.п.). а слаборазвитые страны - экспорте сельскохозяйственной продукции, сырья и т.д. Но сравнительные преимущества необходимо рассматривает не в статике, а в динамике. По мере развития национальных экономик (изменения количества и качества рабочей силы, объема и состава капитала, возникновения новых технологий, изменения масштабов и качества земельных природных ресурсов и т.н.) изменяется роль и место их в международном: разделении труда.
Для более конкретного анализа основ международной специализации торговли необходимо использовать принцип сравнительного преимущества Именно принцип сравнительных преимуществ выступает ориентиром дл специализации. Этот принцип гласит: совокупный объем выпуска будет наибольшим тогда, когда каждый товар будет производиться той страной, в которой ниже вмененные издержки. Рациональное веление хозяйства (т.е. использование определенного количества ограниченныхv ресурсов для получения наибольшего совокупного объема производства) требует, чтобы любой конкретный товар производило той страной, у которой ниже вмененные издержки или, другими словами, которая располагает сравнительным преимуществом. Теория сравнительных преимуществ расширила зону преимуществ для выгодной международной торговли, введя принцип относительного преимущества. Она доказала следующее. 1. Международная торговля выгодна для любой страны: и для той, которая не имеет абсолютного преимущества ни для одного товара, и для той, которая имеет абсолютные преимущества для всех товаров, ибо в каждой стране всегда найдется товар, производство которого более эффективно (по соотношению издержек) , чем производство остальных товаров.2. Страна получит выгоду, если сосредоточит ресурсы в производстве тех товаров, где она добилась относительно большей эффективности, и будет экспортировать их в обмен на товары, по которым ее относительное преимущество минимально. 3. Относительное преимущество зависит не только от соотношения производительности труда в двух странах, но и от соотношения уровней зарплаты.4. Выгодность торговли нужно определять не путем сравнения затрат труда на производство экспортного товара с затратами на производство товара, импортируемого из другой страны, а с потенциальными затратами на производство товара, замещающего импорт, если бы стране-импортеру его пришлось производить самой. Для международной торговли важно только то, что данной стране производить товар оказывается дороже, нежели покупать его за рубежом.5. Уровень цен на товар определяется соотношением совокупного спроса и предложения на товар, предъявляемых как изнутри страны, так и из-за рубежа.
Условия торговли.
На мировом рынке спрос и предложение определяют как обмен и структуру экспортированных и импортированных товаров. Экономисты уделяют большое внимание условиям торговли, или отношению экспортных цен данной страны к импортным ценам. Рассмотрим .какие условия торговли , т.е.в каком меновом соотношении станут торговать зерном и пивом Англия и Португалия. В Англии могут увеличить произ-во зерна на 1фунт, отказавшись от произ-ва 0,6 галлона пива. В Англии соотношение обмена в середине страны составляет 1 фунт зерна за 0,66 галлона пива ( 1ф/з= 0,66 г/п). Т.к. в Англии 1ф/з= 0,66 г/п, то она должна получить более 0,66 галлона пива за каждый фунт экспортированного зерна. Португалия должна пожертвовать 1,33 галлона пива для получения 1 фунта зерна, соотношение внутренних затрат будет составлять 1ф/з= 1,33г/п. Т.к.в Португалии 1ф/з=1,33г/п, она должна иметь возможность получить 1 фунт зерна, экспортируя менее 1,33 галлона пива. В противном случае она не будет принимать участие в международной торговле. Условия торговли или коэффициент международного обмена находится между 1ф/з=О,66 г/п и 1ф/з=1,33г/п. Коэффициент обмена(или условия торговли), очень важен тем, что от его фактического значения зависит разделение выгоды международной торговли между странами. Фактическое значение коэффициента международного бизнеса устанавливается между верхним и нижним рубежом, в зависимости от мирового спроса и предложения на товары.
Если совокупный мировой спрос на пиво ниже его предложения, а спрос на зерно - выше предложения, то цена на пиво будет низкой, а на зерно-высокой. Коэффициент обмена в этом случае устанавливается около I ф/з=1г/п5г которому предпочтение отдаёт Англия. 2Лри обратном соотношении мирового спроса и предложения коэффициент международного обмена равен 1ф/з=0,66г/п, которому предпочтение отдает Португалия. Для расчёта условий торговли на реальной статистике сначала строится индекс экспортных и импортных пен( в ед. национ. или др.валюты) вида: а)для экспортных цен .б)для импортных цен