Монополистическая конкуренция. - предполагает сочетание монополии и конкуренции
- предполагает сочетание монополии и конкуренции. Причем конкуренция присутствует в значительном объеме, а монополия - лишь в небольшой дозе.
Основные черты:
1) Относительно большое число производителей, которые имеют
ограниченный контроль над рыночной ценой.
2) Дифференциация продукции-•- производители предлагают похожую, но
неодинаковую продукцию (различные виды одежды или обуви , или
мебели).
3) Неценовая конкуренция
4) Легкое вступление в отрасль
- Олигополия( от греческих слов «олигос» - немногий, «полео» - продаю) -когда основная масса товаров сосредоточена у нескольких крупных продавцов.
Основные признаки олигополии :
1) Немногочисленность олигополистов означает, ^то каждый из них
обладает большим рыночным весом и может влиять на цену.
2) Однородные или дифференцированные продукции, т.е. олигополиями
могут быть и отрасли, производящие однородную и отрасли
производящие дифференцированные продукты.
3) Барьеры для вступления и слияния. Например, ж: всякой фирме под
силу вступление в автомобильную отрасль США, где господствуют
«Большая тройка» («Дженерал моторе», «Форд», «Крайслер») на долю
которых приходится около 90 % продаж.
4) Всеобщая взаимосвязь, что означает необходимость для фирмы «регулировать» взаимную конкуренцию, избегают «войны цен», идут на объединения или картельные и др. монополистические соглашения. Т.о. олигополия -- это групповая монополия продавцов, при котором основная часть производства и сбыта определенных товаров сосредоточена в руках нескольких фирм.
Вопрос. Основные формы монополий. Последствия и оправдания монополий.
В конце XIX в. конкуренция привела к слиянию ряда предприятий и фирм, появлению монополий, т.е. произошла концентрация экономической мощи бизнесменов.
Монополия - это исключительное право какого-либо одного лица, отдельной группы, или государства на ту или иную экономическую деятельность.
Главные признаки монополизма:
1) высокая доля монополизма
2) доминирование на рынке
3) контроль над ценами
Формы монополии
1) естественная монополия, которой обладаег собственник и
хозяйственные субъекты, имеющие в своем распоряжении редкие и
невоспроизводимые элементы производства (см.закон РФ «О
естественных монополиях»).;
2) искусственная монополия - означает сосредоточение в чьих-то руках
производства и сбыта, какого-либо продукта за счет концентрации
производства
Она может быть:
а) случайной
б) устойчивой
в) всеобщей
Случайная монополия продавца или покупателей возникает благодаря временному благоприятному соотношению спроса и предложения, когда появляется возможность изготовлять и продавать определенный вид продукции или располагать лучшими факторами производства.
Устойчивая представляет собой крупные объединения
предпринимателей, которые захватывают ведущие позиции в производстве и реализации продукции
Всеобщая - (20 в.) возникает на основе всестороннего подчинения всего хозяйства, объединением предпринимателей, которые являются на рынке основными покупателями и продавцами.
Главной причиной возникновения всеобщей монополии является концентрация производства под воздействием НТП.
Последствия монополизма.
1) неэффективное распределение ресурсов (денег, сырья, товаров):
а) ограничение выпуска продукции и повышения цен;
б) дефицит продукции
2) непрогрессивность :
а) застой в экономике
б) нет конкуренции
в) стоит НТП
3) неравенство доходов
4) политическое влияние на правительство (снятие налогов, получение
льгот, кредитов)
Оправдание монополии:
1) выпускает хорошую продукцию
2) создает и поддерживает венчурные-предприятия
3) масштабность, т.е. в состоянии выполнить крупные заказы.
Кроме монополий существуют и другие формы рыночного господства :
1) рыночное господство продавцов представлено:
а) монополий - господство одного продавца;
б) олигополии ( олигос немногий) это господство нескольких
продавцов;
2) рыночное господство покупателей представлено:
а) монопсонией - (опсония - закупка продовольствия) монопольное положение одного покупателя, который скупает всю продукцию определенного вида у мелких производителей на своих условиях;