Монополистическая конкуренция. - предполагает сочетание монополии и конкуренции

- предполагает сочетание монополии и конкуренции. Причем конкуренция присутствует в значительном объеме, а монополия - лишь в небольшой дозе.

Основные черты:

1) Относительно большое число производителей, которые имеют
ограниченный контроль над рыночной ценой.

2) Дифференциация продукции-•- производители предлагают похожую, но
неодинаковую продукцию (различные виды одежды или обуви , или
мебели).

3) Неценовая конкуренция

4) Легкое вступление в отрасль

- Олигополия( от греческих слов «олигос» - немногий, «полео» - продаю) -когда основная масса товаров сосредоточена у нескольких крупных продавцов.

Основные признаки олигополии :

1) Немногочисленность олигополистов означает, ^то каждый из них
обладает большим рыночным весом и может влиять на цену.

2) Однородные или дифференцированные продукции, т.е. олигополиями
могут быть и отрасли, производящие однородную и отрасли
производящие дифференцированные продукты.

3) Барьеры для вступления и слияния. Например, ж: всякой фирме под
силу вступление в автомобильную отрасль США, где господствуют
«Большая тройка» («Дженерал моторе», «Форд», «Крайслер») на долю
которых приходится около 90 % продаж.

4) Всеобщая взаимосвязь, что означает необходимость для фирмы «регулировать» взаимную конкуренцию, избегают «войны цен», идут на объединения или картельные и др. монополистические соглашения. Т.о. олигополия -- это групповая монополия продавцов, при котором основная часть производства и сбыта определенных товаров сосредоточена в руках нескольких фирм.

Вопрос. Основные формы монополий. Последствия и оправдания монополий.

В конце XIX в. конкуренция привела к слиянию ряда предприятий и фирм, появлению монополий, т.е. произошла концентрация экономической мощи бизнесменов.

Монополия - это исключительное право какого-либо одного лица, отдельной группы, или государства на ту или иную экономическую деятельность.

Главные признаки монополизма:

1) высокая доля монополизма

2) доминирование на рынке

3) контроль над ценами

Формы монополии

1) естественная монополия, которой обладаег собственник и
хозяйственные субъекты, имеющие в своем распоряжении редкие и
невоспроизводимые элементы производства (см.закон РФ «О
естественных монополиях»).;

2) искусственная монополия - означает сосредоточение в чьих-то руках
производства и сбыта, какого-либо продукта за счет концентрации
производства

Она может быть:

а) случайной

б) устойчивой

в) всеобщей

Случайная монополия продавца или покупателей возникает благодаря временному благоприятному соотношению спроса и предложения, когда появляется возможность изготовлять и продавать определенный вид продукции или располагать лучшими факторами производства.

Устойчивая представляет собой крупные объединения

предпринимателей, которые захватывают ведущие позиции в производстве и реализации продукции

Всеобщая - (20 в.) возникает на основе всестороннего подчинения всего хозяйства, объединением предпринимателей, которые являются на рынке основными покупателями и продавцами.

Главной причиной возникновения всеобщей монополии является концентрация производства под воздействием НТП.

Последствия монополизма.

1) неэффективное распределение ресурсов (денег, сырья, товаров):

а) ограничение выпуска продукции и повышения цен;

б) дефицит продукции

2) непрогрессивность :

а) застой в экономике

б) нет конкуренции

в) стоит НТП

3) неравенство доходов

4) политическое влияние на правительство (снятие налогов, получение
льгот, кредитов)

Оправдание монополии:

1) выпускает хорошую продукцию

2) создает и поддерживает венчурные-предприятия

3) масштабность, т.е. в состоянии выполнить крупные заказы.

Кроме монополий существуют и другие формы рыночного господства :

1) рыночное господство продавцов представлено:

а) монополий - господство одного продавца;

б) олигополии ( олигос немногий) это господство нескольких
продавцов;

2) рыночное господство покупателей представлено:

а) монопсонией - (опсония - закупка продовольствия) монопольное положение одного покупателя, который скупает всю продукцию определенного вида у мелких производителей на своих условиях;

Наши рекомендации