Общая характеристика экономической мысли Средневековья
Экономические воззрения средневековья, носят ярко выраженный богословский характер. Для эпохи средневековья характерны взгляды схоластов, софистов и религиозно-этических групп, которые оправдывают сословный характер общества. Схоластика – система формально-логического обоснования веры, с охватом в пределах католического богословия, накопительных знаний и различных предписаний. Схоласты 17в: Бернар Клеворский, Грациан Балонский- осуждали ростовщичество, инициаторы разгрома ордена Тамплиеров (1е крестоносцы)(более поздние крестоносцы - Тефтонский орден). Замки Тамплиеров по всей Европе сетью на расстоянии 20-40км- наладили систему расчетов по векселям. Осуждение схоластами ростовщичества привело к разгрому Тамплиеров, которые к 18 веку создали самую новую банковскую систему
Фома Аквинский- критическая схоластика. «Всеобщая теология» - рассматривал вопросы религии, морали, производства и экономики. Оправдывает богатство, если оно используется в богоугодных целях и жертвуются церкви (1/10) Торговля не должна нарушать 10 заповедей. Оправдывал ссудный %, если он выплачивался в виде дара или в счет порчи монет.
9. Экономическая мысль средневековой Европы.
Средневековый тип натурально-хозяйственных отношений зародился в странах Европы в V-XI вв.
Политическая и экономическая власть – светские и церковные феодалы.
Этап разложения общины («Салическая правда» - (начало VI в.)) — кодекс обычного права салических франков.
Сельское, хозяйство - естественное занятие франка, городам и промышленности не уделяет особого внимания, проблемы торговли - отсутствуют. С одной стороны, отстаивает интересы общины: устойчивость общинного землевладения и приоритет общинной собственности перед частной; а с другой — отражает процесс социального расслоения франкского общества: указывает на развитие частного хозяйства на землях общины, признает правомерность рабства, крупного землевладения и королевской власти.
«Капитулярий о виллах» (начало IX в.) - франкская деревня превратилась в феодальную, крестьянство потеряло свободу, община сохранилась, но утратила самостоятельность и право собственности на землю. На первый план вышло феодальное имение и его проблемы.
Капитулярий ( образцовая вотчина, основанная на принципе полного самообеспечения: крестьяне несут по отношению к землевладельцу натуральные повинности, в вотчине имеются ремесленники всех специальностей, продаются только излишки продукции сельского хозяйства, домашних промыслов и ремесел).
В эпоху раннего Средневековья (VI-X вв.) церковная доктрина опиралась на учение Отцов Церкви: Василия Великого (IV в.), Иоанна Златоуста (347-407), Августина Блаженного (353-430).
Упор на проповедь равенства. Исходное: равенство перед Богом, отсюда обязанность всех людей трудиться и получать вознаграждение. Богатство – корень всех зол, неравенство осуждалось. Общность имущества – естественное состояние, частная собственность – отклонение от него.
Две отрасли хозяйства: сельское хозяйство - естественная деятельность человека; обработка даров природы – промыслы (труд ремесленника в домашнем хозяйстве).
Торговля - запрещалась как духовенству, так и мирянам. Купец (то есть всякий продающий предметы в том виде, в каком их купил) – не могу нравиться Богу, но покупка материала ремесленником - правомерна.
Крайне отрицательно относились к ссудному проценту (взимание его - результат жадности, эксплуатирующей нуждающихся) – запрещено – духовенство лишали сана, мирян отлучали от церкви. Однако учение церкви не могло ограничить естественные экономические процессы.
В эпоху классического Средневековья (XI-XV вв.) католические ученые разрабатывали каноническую доктрину церковного права( не пытаясь объяснить окружающую действительность, канонисты создавали идеальную картину, которая должна быть в реальности). В своем творчестве богословы опирались па учение Отцов Церкви и идеи Аристотеля.
Лидером схоластов (духовные липа, исследовавшие экономические проблемы, как правило, преподавали, в связи с чем получили название схоласты, или люди школы) был Фома Аквинский (1225-1274) — автор трактата «Сумма теологии» (собственность – не противоречит естественному праву, но является изобретением человеческого разума – люди лучше заботятся о принадлежащем им лично, трудятся лучше на самих себя, общественный порядок лучше сохраняется, если имущество раздельно). Не отвергает торговлю, хотя и считает, что в ней есть что то низменное. Прибыль умеренных размеров оправданна и, если торговля ведется в общественных целях (отсутствие в стране недостатка в чем либо). Подобная прибыль — не самоцель, а как бы плата за труд.
«Учение о справедливой цене», которая соответствует расходам продавца с прибавлением приличествующего его состоянию дохода. Цена может быть увеличена, если товар улучшен до продажи, или в другом месте и в другое время были иные цены, либо продавец подвергся риску при транспортировке.
Справедливая цена и цены вообще не должны меняться из-за колебаний спроса и предложения; власти могут обеспечивать это положение установлением обязательных такс на различные товары. Ростовщичество осуждал, но, говоря о ссудном проценте, различал вознаграждение двоякого рода: за причиненный несвоевременной уплатой долга ущерб и за получение прибыли вследствие отдачи денег в ссуду (последнее - не допустимо).