Оценка регулирующего воздействия ‒ как один из путей регулирования экономики.

Цель. Изучение Оценки регулирующего воздействия-важного инструмента регулирования, влияющего на качество экономической политики и эффективное взаимодействие с институтами гражданского общества.

Одним из путей регулирования экономики выступает Оценка регулирующего воздействия.

ОРВ ‒ механизм выявления основных проблем и целей предлагаемых норм регулирования, идентификации и оценки основных альтернатив достижения целей для принятия управленческих решений. Оценка регулирующего воздействия представляет собой систему оценки законотворческих инициатив, влияющих на бизнес, на адекватность и целесообразность, имеющая задачу: убрать избыточные запреты и ограничения для предпринимателей в законопроектах и предотвратить принятие законов, необоснованно увеличивающих расходы бизнеса. Кроме того, благодаря процедуре ОРВ, бизнес-сообщество может скорректировать уже существующие законы.

Следующим шагом на пути совершенствования ОРВ должно стать внедрение управления сокращением административных издержек. Принцип «один за один» (one – in, one – out) –представляет собой механизм нормотворческой деятельности, согласно которому введение нового регулирования предполагает отмену существующего регулирования, издержки исполнения которого со стороны бизнеса равны издержкам на соблюдение предлагаемого к введению.

В основе системы лежит применение модели стандартных издержек, именно она позволяет в основном оценить предлагаемое к внедрению и отмене регулирование

Опыт применения регулирования показывает: необходимо обеспечить постепенный переход от системы «один за один» к системе «один за несколько», поскольку он потребует понимания методики, умения находить и оценивать равное по издержкам регулирование, которое может быть отменено, и только затем можно говорить о возможностях и наличии соответствующих навыков у лиц, принимающих решение, позволяющее не сохранять, а сокращать административные издержки.

Начиная с 2016 г. акцент переносится на сочетание ОРВ и ОФВ, а также на постепенный переход от системы «один за один» к системе «один за несколько».

Набор инструментов регулирования ОРВ:

- сокращение числа нормативных актов; запрет нормативных актов без гарантированного эффекта внедрения;

- прозрачность работы комиссий ОРВ;

- гибкость норм воздействия;

- формирование компетенций участников ОРВ;

- сокращение исключений видов деятельности подлежащих ОРВ;

- обязательность Оценки фактического воздействия (ОФВ);

- практика согласительных совещаний между разработчиками законопроектов и бизнес-сообществом.

Официальным интернет-ресурсом для проведения ОРВ определен сайт «Административная реформа в Свердловской области» ar.gov66.ru. Посредством официального сайта обеспечивается прозрачность проведения процедуры.

Важнейшим элементом ОРВ являются публичные консультации. Они предполагают получение обратной связи от субъектов предпринимательской деятельности и иных заинтересованных лиц по предлагаемым инициативам в целях более точного определения рисков возникновения негативных эффектов от регулирования, а также расчета «издержек соблюдения», которые дополнительно возникнут у указанных субъектов в связи с введением нового регулирования. Публичные консультации проводятся на официальном сайте для проведения ОРВ.

В целях обучения специалистов органов власти по вопросам ОРВ Министерством экономики Свердловской области систематически проводились семинары по вопросам изменений регионального законодательства в области оценки регулирующего воздействия.

т.о в рамках каждого блока определены мероприятия, направленные на обеспечение более полного учета достигнутых и ожидаемых результатов на стадии планирования, мониторинга, реализации, оценки и корректировки. По каждому мероприятию определены: – сроки его реализации (в соответствии с утвержденными норматив- ными правовыми актами — для мероприятий, предусмотренных в действующих концептуальных (программных) документах; экс- пертным путем с учетом сроков реализации других мероприятий

Выход:

По рейтингу развития института ОРВ, составленному Минэкономразвития России, Свердловская область занимает среди всех субъектов РФ шестое место. К сожалению, пока наблюдению подлежат 40% нормативных документов; 60% выпадают, в силу затруднительности изучения всего бизнеса, попадающего в поле риска

Очевидны и нерешенные проблемы:

1. Не подсчитывается экономический эффект от внедрения ОРВ.

2. Вызывает вопросы незначительный масштаб предварительной ОРВ: в 2014 г. по четырем, а в 2015 г. ‒ по восьми проектам НПА.

3. Не ясен и не прозрачен механизм обратной связи с предпринимательским сообществом.

4. Необходим запрет нормативных актов без гарантированного эффекта внедрения.

Декларированное приведенными выше нормативными документами внедрение оценки фактического воздействия; переход на сочетание ОРВ и ОФВ, а также к системе «один за несколько»‒ требует принципиально иных усилий, средств и организационных изменений. Однако опыт начального этапа внедрения системы оценки законотворческих инициатив, влияющих на бизнес, на адекватность и целесообразность, дает основания для оптимистического прогноза на будущее

Наши рекомендации