Бухгалтерский баланс, его строение и виды.
Предметом б/у является хозяйственная деятельность коммерческой организации или функции выполняемые учреждением (некоммер. орг.). При этом под хозяйственной деятельностью понимается вся совокупность операций, связанных с созданием, функционированием и ликвидацией организации.
Бухгалтерский учет применяет систему особых способов исследования, которые являются составными частями, элементами его метода.
Метод бухгалтерского учета – совокупность приемов и способов, с помощью которых в бухгалтерском учете отражаются движение и состояние хозяйственных средств и источников их образования.
К ним относятся:
1. Документация – способ первичной регистрации хозяйственных операций
2. Денежная оценка, т.е. информация в документах должна быть выражена в обобщающем денежном измерителе.
3. Счета бухгалтерского учета, т.е. из документов бухгалтер записывает информацию на счета бухгалтерского учета – специальные двухсторонние таблицы.
4. Двойная запись, т.е. любая операция записывается бухгалтером минимум на двух счетах бухгалтерского учета в дебет одного и кредит другого в одинаковой сумме.
5. Бухгалтерский баланс и бухгалтерская отчетность, т.е. в конце месяца остатки со счетов бухгалтерского учета бухгалтер записывает в специальную двухстороннюю таблицу – бухгалтерский баланс и другие таблицы.
6. Калькуляция – это определение себестоимости работ, услуг, готовой продукции, блюд в общепите, строящегося объекта ОС и т.д., т.е. количество составных умножается на их цену и все суммируется.
7. Инвентаризация – проверка фактического наличия ТМЦ, денежных средств и расчетов с целью обеспечения сохранности средств предприятия. Фактические остатки сравнивают с документальными остатками и выводят результат.
8. Бухгалтерская отчетность – это единая система информации об имущественном и финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности, составляемая за определенный период времени на основании данных бухгалтерского учета по установленным формам.
Все перечисленные и применяемые в бухгалтерском учете способы исследования органически связаны друг с другом.
Классификация хозяйственных средств по составу и размещению
В зависимости от состава и размещения (характера использования) хозяйственные средства делятся на: внеоборотные (основной капитал) и оборотные активы (оборотный капитал).
Внеоборотные активы включают в себя нематериальные активы, основные средства, незавершенное строительство, доходные вложения в материальные ценности, долгосрочные финансовые вложения, отложенные налоговые активы, прочие внеоборотные активы.
Оборотные активы (оборотный капитал) состоят из материальных оборотных средств, денежных средств, краткосрочных финансовых вложений и средств в расчетах.
Классификация хозяйственных средств по источникам образования и целевому назначению
В зависимости от источников образования и целевого назначения хозяйственные средства организаций разделяют на: собственные (собственный капитал) и заемные (заемный капитал).
Собственный капитал – это чистая стоимость имущества, определяемая как разница между стоимостью активов (имущества) организации и ее обязательствами.
Обязательствами организаций являются долгосрочные и краткосрочные кредиты банка, заемные средства, отложенные налоговые обязательства, кредиторская задолженность.
Долгосрочные кредиты организация получает на срок от одного года на внедрение новой техники, организацию и расширение производства, механизацию производства и др. Краткосрочные ссуды организация получает на срок до одного года под запасы товарно-материальных ценностей, расчетные документы в пути и другие нужды.
Средства предприятий на определенную дату бухгалтер отражает в специальной таблице, которая называется бухгалтерский баланс.
Бух. баланс – это способ экономической группировки капитала организации по составу и размещению и по источникам образования в денежном выражении и на определенную дату. Графически бухгалтерский баланс представляет собой двухстороннюю таблицу, левая сторона которой называется актив, а правая – пассив.
В активе баланса отражаются остатки средств по составу и размещению, а в пассиве – остатки источников их образования. Актив состоит из двух разделов, а пассив из 3 разделов. Каждый раздел состоит из статей (простые и комплексные), где отражаются виды имущества и источники их формирования. После каждого раздела подсчитывается итог. Итог баланса называют валютой баланса.Остатки в балансе отражаются на конец отчетного периода.
Слово "баланс" означает равновесие или чаша весов. Главное требование при составлении баланса – равенство актива и пассива, т.е. сумма средств должна быть равна сумме источников их образования, т.к. в активе и пассиве баланса группируется одно и то же имущество по разным направлениям.
Баланс составляется по типовой форме, утвержденной Минфином РФ (рекомендательный характер.) Под структурой баланса понимается удельный вес, который занимает каждая статья баланса в общей валюте по балансу. По структуре баланса можно определить основной вид деятельности предприятия. Например, если в активе наибольший удельный вес занимает счет №43 «Готовая продукция», то перед нами баланс производственного предприятия, или, если наибольший удельный вес занимает счет № 41 «Товары», то перед нами баланс торгового предприятия
Вопросы для самоконтроля
1. Что изучает бухгалтерский учет?
2. Назовите основные методические приемы бухгалтерского учета.
3. Как можно классифицировать хозяйственные средства в организации?
4. Классификация хозяйственных средств по составу и размещению.
5. Классификация хозяйственных средств по источникам образования и целевому назначению.
6. Что такое бухгалтерский баланс? Валюта баланса?
7. Виды бухгалтерских балансов.
8. Значение бухгалтерского баланса.